Ч. 401 Хороший визит это короткий визит

Предыдущая страница  http://proza.ru/2023/08/12/1344

В доказательство, что не вся пресса, а только «The New York herald» занималась оскорблениями русских моряков, Лесовский прислал Краббе вырезку статьи из другой влиятельной американской газеты  «The New York Times»  под названием  «Русская лихорадка остывает».
 
Из статьи всё же следует, что гости подзадержались, чего и опасался Николай Карлович Краббе. В публикации говорилось:
 
«За чрезмерным  возбуждением, естественно, следует реакция. Нью-Йорк после спазма ликующего гостеприимства по отношению к офицерам царской эскадры, находящейся сейчас в этом порту, настроился на холодно-вежливое отношение.

Вряд ли это признак воспитанности. Мы снова и снова высмеивали нелепость любой политической близости между хозяевами и гостями и улыбались изобилию светского приема. Тем не менее, мы с радостью признали, что радушный прием в данном случае был совершенно естественным.

Со стороны «The New York herald» низость забыть, что она писала на эту тему, чтобы теперь высмеивать и оскорблять русских посетителей, перед которыми недавно лебезила в своём обычном стиле.

«Herald» первоначально представляла миссию русского адмирала как событие огромной политической важности и пылко приветствовала его. А теперь её высказывания превратились в насмешливую ухмылку.

Может быть, в русомании было что-то абсурдное, что-то нелепое в празднованиях, которыми она сопровождалась. Но это не означает, что нужно становиться конферансье, чтобы высказываться в таком оскорбительном тоне.

Нужно отдать должное русским, что они приняли чрезмерные почести со всей возможной скромностью, и мы думаем, что местная пресса должна извиниться перед ними за подлость одного из её членов».

Порекомендовал посетить другие порты США и президент Линкольн. Корабли эскадры стали готовиться к плаванию.

Перед уходом эскадры Лесовский передал мэру Нью-Йорка Джорджу Опдайку благодарственное письмо и 4760 долларов, собранных по подписке с офицеров эскадры для помощи бедным семействам города.

Лесовский, не получив ответа от Краббе о назначении на эскадру аудитора, обратился к директору Канцелярии Морского министерства генерал-майору Грейгу:

«Ваше превосходительство Самуил Алексеевич! Позвольте обратиться к Вам с покорнейшею просьбою для разрешения вновь возникшего и крайне затруднительного вопроса.

В последнем своём донесении Николаю Карловичу я представлял ему о необходимости присутствия аудитора на эскадре. Решение одного из двух военно-судных дел, о которых я ему также доносил,
 
убеждает меня ещё более в этой необходимости, как Вы сами усмотрите из решения военно-судной комиссии над матросом с «Витязя» за постоянно дерзкие возражения старшему офицеру и другим офицерам и самой комиссии Военного суда.

Она приговорила его, «находя матроса Купля виновным в важном нарушении дисциплины, вызывающем необходимость строгого наказания, комиссия Военного суда, на основании приказа управляющего Морским министерством от 17 апреля 1863 года за №53 статьи 7,
 
мнением положила матроса Купля подлежащим суду по полевым военным законам с назначением положенных для военного времени наказаний».

А наказание там было одно – смертная казнь. По приказу Краббе Лесовскому предстояло утвердить решение Военного суда, но он считал это для себя невозможным:

«Во-первых, ни у кого из нас нет Свода Военных полевых законов, а во-вторых, мне кажется, что военно-полевые законы решают чуть ли не каждое дело смертью.
Войдите в моё положение, как мне подписать смертный приговор без специалиста,

который бы разобрал со всею строгостью правильность ведения дела, без специалиста, необходимость которого во всяком военно-судном деле указывает на аудитора,
 
как на необходимое лицо в комиссии, и ясно излагает его обязанность. Послабление дисциплины излишним смягчением наказания и равно чрезмерная строгость одинаково подвергают меня ответственности при ревизии генерал-аудитората,

который то же дело будет обсуждать с полным знанием и опытностью, от которых мы отчуждены по неимению аудитора».

Поддержание дисциплины на корабле всегда было и будет важнейшей обязанностью любого командира. Лесовский сначала делает реверанс в сторону начальства, а затем переходит к сути дела:

«…мы не перестаём благословлять указ об уничтожении телесных наказаний, мы гордимся также как указом об уничтожении крепостного права, но мы не можем не сознавать, что этот переворот рождает в людях фальшивое понимание своих обязанностей к старшим,

и против этого зла, неизбежного почти в нашем переходном состоянии, но которое может поколебать дисциплину, мы с величайшей готовностью вступаем в борьбу всеми мерами,

которые каждый найдёт в собственном благоразумии и в горячем стремлении содействовать успеху милосердия государя императора».

Надо отдать должное Лесовскому, когда он писал: «Какие бы не представлялись трудности, но ни за что бы мы не желали воротиться к прежнему порядку вещей».
 
Далее, ссылаясь на конкретные параграфы и пункты Свода морских уголовных постановлений, задаётся вопросом: «…Как отсылать в Сибирь, как переводить в арестантские роты на корабле в Нью-Йорке?

А эти наказания помещены в Своде морских уголовных постановлений от того, что наш свод есть перевод берегового, а переводы всегда творения посредственные».
 
Степан Степанович обратился к директору Канцелярии Морского министерства, а не непосредственно к управляющему Морским министерством, чтобы не писать вице-адмиралу Краббе, какие глупости он утвердил своим приказом.

Лесовский обращался к генерал-майору Грейгу с просьбой: «Благоволите разрешить мне это сомнение на случай серьёзных преступлений. Что же касается до настоящего случая, то я употребляю все зависящие меры,

чтобы не прибегать к этой горькой крайности – смертной казни, и также позвольте надеяться на содействие Ваше о присылке ко мне в Нью-Йорк аудитора и шести экземпляров военно-полевых законов.

Ежели я не буду в Нью-Йорке, который я вскорости намерен оставить, то здесь в посольстве будут знать, где меня найти».

Отправление эскадры задержалось из-за жестоко шторма, который эскадра претерпела в Нью-Йорке. Корвет «Варяг» отнесло ветром и волнами к берегу, где он сел на мель из жидкого ила. На клипере «Алмаз» лопнула якорь-цепь, это был на клипере уже третий случай.

Затем сломался второй якорь, клипер удерживался на рейде благодаря третьему якорю и работой машины. Якоря потом по просьбе Лесовского американские водолазы подняли, но оба оказались сломанными.

Пришлось снова кланяться американцам и покупать у них новые якоря и якорь-цепи.

Продолжение http://proza.ru/2023/11/17/1036


Рецензии
Да, кланятся кому - то - неприятно!
Жду продолжения!
С дружеским приветом
Леда

Леда Шаталова   29.08.2023 15:28     Заявить о нарушении
Надо собраться, а я пока в отпускном состоянии.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   29.08.2023 18:46   Заявить о нарушении
Замечательное состояние!

Леда Шаталова   29.08.2023 20:25   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.