Форнарина
ПРОЛОГ.
Исследователь биографии Рафаэля Санти магистр Джозеф Ричи совершенно случайно обнаружил три странные картины: на них была изображена одна и та же женщина, в одной и той же позе, но в разных сюжетах.
Маргарита вернулась на маленькую виллу, доставшуюся ей в наследство, после долгого отсутствия: несколько лет провела она в монастыре.
За это время о ней почти все позабыли.
Позабыл о ней и старый кардинал, одержимый чувством мести, позабыли ученики и последователи ее тайного мужа. Да, ученики мужа ещё долго жили на этой же вилле, заканчивая росписи, недоделанные из-за скоропостижной смерти мужем Маргариты - Рафаэлем Санти.
- Мне нужны мои драгоценности, - сказала Маргарита хранителю виллы Паоло, который в одиночестве сторожил маленькую виллу.
Паоло принес небольшую деревянную шкатулку.
- Я должна продать большую часть из них и сделать одну покупку, - известила Паоло о своих планах Маргарита, опять покидая виллу на следующее утро.
Паоло молча проводил взглядом хозяйку дома.
Раньше Паоло был другом и помощником Рафаэля при оформлении храмов и домов знати. Рисовальщиком Паоло был слабым, но отлично переносил заготовки будущих фресок с картонов великого мастера на стены зданий...
И ещё он был тайно и безответно влюблен в Маргариту или Форнарину, как называл свою модель, Музу и любовь сам Рафаэль.
Паоло был влюблен в неё с того самого дня, как Рафаэль рассказал ему, что увидел в реке купающуюся нимфу.
Конечно, в сказку о нимфе Паоло не поверил, но на следующий день отправился вместе с другом в то же укромное место на реке, где Рафаэль видел нимфу. Правда, нимфу они не застали ни в этот день, ни на следующий, ни через два дня.
Но Рафаэль был настойчив и примерно через неделю им повезло: они не увидели нимфу в реке, но обнаружили её спящей у реки.
Совсем молоденькая девушка, раскинув руки, лежала прямо среди камней, а её белое одеяние сохло на камнях.
- Я же сказал, что это нимфа, - напомнил другу Рафаэль.
А Паоло, как завороженный смотрел на девушку.
Потом Рафаэль и Паоло познакомились с девушкой и узнали, что она дочь булочника.
И у Рафаэля сразу появилось желание попробовать девушку в качестве модели для своих новых картин. А может и он влюбился... Но ни один из друзей не решался сказать о своих чувствах девушке.
Зато Рафаэль договорился с банкиром Августином Киджи, у которого он как раз расписывал дом, чтобы тот заказывал хлеб в булочной у отца Маргариты. А Маргарита этот хлеб приносила... и позировала Рафаэлю для картины.
Паоло не работал с Рафаэлем в доме Киджи и Маргарита долгое время не попадалась ему на глаза. Но в памяти у Паоло осталась та, спящая среди камней девушка. И Паоло, как сумел, перенес этот образ на небольшую, специально подготовленную для рисования красками доску.
Влюбленный Паоло не решился рисовать девушку обнаженной и поэтому изобразил ее тело накрытым небольшим куском белого покрывала.
А саму доску с рисунком Паоло спрятал на чердаке дома и никому не показывал...
И вот однажды Рафаэль появился на маленькой вилле вместе с этой нимфой.
- Я выкупил ее у булочника, - заявил Рафаэль другу. - И никакой он ей не отец. Форнарину(Рафаэль теперь только так называл девушку) булочник купил в монастыре и она с шести лет работала у него в пекарне...
Так Форнарина стала жить на вилле у Рафаэля.
За всю свою жизнь Рафаэль написал более 50 работ с Мадоннами. И самые известные и женственные из его мадонн были написаны с любимой Форнарины.
С Форнарины Рафаэль написал не только Галатею в доме Киджи, но и свои лучшие картины: Сикстиснкая Мадонна, Мадонна да Фолиньо, Дама с вуалью, Фригийская Сивилла, Психея, Мадонна делла Седья, Мадаленна в экстазе. А сама Форнарина из модели превратилась в Музу и любимую женщину великого Мастера.
И еще Рафаэль купил своей возлюбленной большую коричневую собаку.
- Чтобы хорошо выглядеть, ты должна много гулять, - говорил Мастер своей Музе.
- К сожалению, я часто не смогу сопровождать тебя: в Риме у меня очень много заказов. Но в Риме много и праздных богатых повес. Собака оградит тебя от них...
И Форнарина гуляла с большой коричневой собакой.
- Теперь она может спокойно отдыхать на берегу Тибра, - как-то сказал Паоло Рафаэль. - Собака к ней никого не подпустит.
Сам Паоло никогда не видел Форнарину с собакой на берегу Тибра, но в его голове сразу возникла эта картина. А поскольку хорошим художником Паоло не был, то он просто достал с чердака свою старую картину и скопировал ее на новую доску. Только теперь девушка на картине спала в длинном платье, а рялом с ней пристроилась большая коричневая собака.
Сам Рафаэль к этому времени уже был знаменит и богат. Но не все шло гладко в жизни маэстро.
Рафаэль, влюбленный в свою музу, снова и снова переносил свадьбу с официальной невестой Марией Биббиеной, на свадьбе с которой настаивал ее дядя - кардинал Медичи Биббиена, покровитель художника. А, когда Рафаэль тайно обвенчался с Маргаритой, эта "тайна" стала известна и кардиналу. И из покровителя художника кардинал превратился в смертельного врага Рафаэля и Маргариты.
Именно кардинал Медичи Биббиена стал распускать слухи о развратном поведении Рафаэля и о любовных связях Маргариты с учениками Мастера. Возможно, что это кардинал послал к простудившемуся Рафаэлю врачей, которые очень неуспешно лечили его кровопусканием и внесли инфекцию в кровь.
Так это было или нет, но овдовевшая Маргарита, получившая в наследство драгоценности и маленькую виллу, вынуждена была скрываться в монастыре от преследований кардинала Медичи Биббиена.
О вот она неожиданно вернулась из монастыря, чтобы снова исчезнуть, прихватив часть своих драгоценностей.
А через несколько дней после своего вторичного исчезновения, Маргарита вновь появилась на унаследованной ею вилле.
На этот раз она привела с собой белокурого мальчика лет 10-12.
- Это Антонио, - сообщила Маргарита Паоло.
- Я выкупила его в монастыре, где я провела последние несколько лет. Ведь ты помнишь, как Рафаэль выкупил меня у булочника? А теперь я спасла мальчика: 12 лет назад, совсем младенцем кто-то из крестьян подкинул его в женский монастырь. По милости божьей о нем заботились в монастыре, а с пяти лет он там уже работал - помогал кухаркам.
А ещё он покрыл стены монастырской кухни своими рисунками, копируя их углем с росписи в церкви, куда его брали с собой монахини.
Я обратила внимание на эти рисунки Антонио и научила мальчика готовить краски, как это делала я сама для Рафаэля. А увидев его новые рисунки в краске я поняла, что из Антонио может получиться хороший художник. Но судьба распорядилась иначе.
= Обычно такие спасенные дети не задерживаются в монастыре до возраста 12 лет: их лет в 6 или 7 продают в лавки торговцев в работники или в качестве прислуги в богатые дома. Я сама так попала к булочнику и познала всю тяжесть такой жизни, - делилась своими воспоминаниями с Паоло Маргарита.
- Вот и Антонио должны были уже давно продать, но... еще с раннего детства у него обнаружился хороший голос и он пел вместе с монахинями в церковном хоре. Поэтому его так долго и держали в монастыре.
А в этом году мать-настоятельница заявила, что мальчик уже становится мужчиной и не может жить в женском монастыре. Тем более, что на мальчика нашелся хороший покупатель - знатное семейство из Рима искало для своего хора именно такой голос, какой был у Антонио. За деньгами это семейство не постояло и настоятельница монастыря уже рассчитывала на хорошую прибыль.
-Ты понимаешь, что это решение настоятельницы значило для Антонио?- спросила Маргарита.
Паоло кивнул головой.
- И я решила выкупить мальчика, залатив за него больше, чем эта семья... Я хочу вырастить из него художника, каким был мой муж.
Маргарита умолкла.
- А завтра мы навсегда уедем из Рима: до меня дошли сведения, что кто-то сообщил обо мне кардиналу.
И на следующий день Маргарита и мальчик исчезли из Рима.
С тех пор больше никаких сведений о них у Паоло не появлялось.
А сам Паоло достал с чердака доску со старой картиной и сделав с неё новую копию.
Теперь он изменил платье женщины на фиолетовое, в каком видел Маргариту в последний раз. На руках у неё появились браслеты и Маргарита уже не спала, а стояла рядом с белокурым мальчиком. Такой она навсегда и осталась в памяти Паоло.
ЭПИЛОГ.
А для потомков, кроме картин самого Рафаэля, память о Форнарине сохранилась на полотне "Рафаэль и Форнарина" Жана Огюста Доминика Энгра.
Мало кто помнит и друга Рафаэля - Паоло, три скромные картины которого были найдены на чердаке маленькой виллы в Риме.
Хотя нет: есть в парижском Лувре небольшая картина Рафаэля Санти. Картина называется "Автопортрет с другом".
Свидетельство о публикации №223081701056