Мелитополь. Июль 2023-го

       Автор рассказывает о том, что он видел и слышал сам во время своей
                поездки.

           Нет сна. Вернее, уснул хорошо, но в два часа ночи проснулся – и всё…
Завтра домой, в детство, в Мелитополь. С 2013-го не был на родине… Батя лежит там, умер в 2010-ом. Как хочу проведать папку – батяньку! Как ты там, родной? У певца А. Маршала есть песня «Батя» – это про нас.

           Утро, автовокзал. Выехали из Ялты.

           Чонгар…  Недавно ВСУ долбанули по нему, не было потом проезда, а сейчас пустили. Хорошо, а то бы 120 км в объезд. Да ещё какая дорога – одно название.

           Подъехали к таможне, минуя всех, - преимущество рейсовых автобусов перед остальным транспортом, стоящим в пробке, да ещё на июльской жаре!

           Ищу глазами место обстрела ВСУ-шниками. Нет, ничего не видно, хорошо «прибрались». На постах, возле проходов машин, у шлагбаумов военные или Росгвардия, все как по телевизору: в касках, брониках, с автоматами.
Заходим в небольшой домик. Как и везде на таможне или в аэропорту - маленькие кабинки. Проверка паспортов, вещей. Таможню прошли быстро. Хорошо ребята работают.

           Потом вышли на другую сторону домика и по длинному коридору из проволоки, окрашенной в зелёный цвет, метров сто прошли со своими чемоданами дальше.

           Там ждёт второй автобус уже из Мелитополя. Бросается в глаза, что, в отличие от крымского, он очень старенький, поезженный капитально, но водитель за ним «смотрит», и, как показала дорога, ходовые качества ещё вполне в норме.
Дорога дальше до Мелитополя – новьё, хотя кусочки ещё доделывают, быстро едем… Хороший министр – Хуснуллин…

           В начале пошёл знаменитый Сиваш, уж что только здесь не происходило за всю историю Крыма! Пейзаж простой, однообразный: голые степи, лесополосы, опять степи.

           Что дальше бросается в глаза, нет клочка необработанной земли, всё вспахано, засажено. В основном, подсолнечник, кукуруза, попадаются и плантации виноградников. Сады.

           Как и везде в этих краях, мелькают частные террасы из винограда, примыкающие к домикам. Любимое занятие детворы было когда-то – прийти в гости к бабушке и дедушке и расположиться под свисающими гроздьями за накрытым столом.
Отдельные виноградинки уже красуются фиолетовыми боками, и с десяток ос роится над столом, стремясь сесть на тарелку с шашлыком или с квашеными баклажанами, фаршированными морковкой, чесноком, луком, залитых пахучим подсолнечным мелитопольским маслом. Эх, воспоминания, куда же без них!

            Всю дорогу пробегают мимо окон автобуса полосы обороны: окопы, доты, дзоты… Всё «Z и V» - по дороге прут машины. Война всё ближе. Много бензовозов. С передовой иногда везут подбитые танки, орудия. Но в основном, едут тентованные машины – правильно: конспирация!

            Рядом со мной два местных парня.

            – Да козлы эти хохлы, кидают «мясо». Вонь там стоит от трупов невозможная, жара. Не прибирают их, везде лежат, опухли, разлагаются. Собаки жрут вонищу эту.

            – А у нас что, всё окей? - вступил в разговор второй.

            Сон немножко отступил, я стал прислушиваться.

            – Ага, окей… жара та же. Такого бардака нет, конечно, но иногда не успевают…

            – Понятно, война…, – промычал второй.

            – Ага, а как ещё! Главное, чтоб порядок Россия навела. Это блин ГИБДД то ли новое – то ли старое, гражданство приняли, а кошмарят так же, проехай поди попробуй, остановят – и слово им не скажи. Бабло клади – и всё. Тоже мне власть, мать их. Да и вообще россиян вместо всех чиновников у нас поставили бы. Мозги ж не переделать, только и думают, как хапнуть.

            – Это да! Это у многих уже в крови. Козлы, одно слово!

            – Да! Фигня полная. Когда там Владимир Владимирович на всех успеет. А все только на него и молятся!

            – Ага, непонятки, куда ни глянь!

            Сон потихоньку окутывал мои мозги…

            Неужели вот-вот я окажусь в родном городе детства? Ностальгия!
История Мелитополя идёт ещё, как и многих городов Новороссии, от Екатерины II. Князь Г. Потёмкин, в своей реляции от 1784 года, писал: «Мелитопольскому уезду «построить город, наименовав оный Мелитополь. Присутственные места... учредятся со временем сообразно числу и роду жителей».

            Черешневый край, край фруктов, арбузов. Когда сейчас заходишь в современный маркет и смотришь на дохленькие порой фрукты с небывалой ценой, всегда вспоминается детство и мелитопольские ряды частников, продающих фрукты не килограммами, никто ничего не взвешивал, всё вёдрами, дёшево.

            Когда поезда во времена СССР шли из Крыма, все знали, что фрукты нужно покупать не в Крыму, а выехав из него, в Мелитополе, на ж/д вокзале. Таких стихийных базаров не было и в крупных городах, причём народ сидел там со своими вёдрами фруктов, арбузов и дынь круглосуточно.

            А пока сон забрал к себе уставшего от бессонницы и ожидания автора рассказа, многочисленные блокпосты проплывали под окнами автобуса, внимательные бойцы просматривали его пассажиров через глазницы окон.

            Проснулся. Боже мой, в окошке автобуса – мой Мелитополь!

            – Здравствуй, Родина! Всю тебя вокруг перекопали, обложили «зубами дракона» от танков. Блокпосты, пацаны под солнцем жарким в брониках, в касках встречают приезжих. Ох, Родина!

            И какие пацаны! Если по ходу движения стоят порой солдатики… и солдатики, а тут, что ни боец, то модель для картины: рослые, крепкие, экипированные с иголочки, движения уверенные, залюбуешься, аж холодок по спине, не явь, а картина крутого боевика!

            Мой город… Опять приходится жителям проживать, переживать, как и много лет назад в Великую Отечественную. Тогда Мелитополь оказался в оккупации под немцами с октября 1941-го по октябрь 1943 годов. И уже в конце 41-го – начале 42-го годов фашисты в Мелитополе казнили более 14 тысяч человек.

            По-разному встречали немцев. Но основная масса жителей люто ненавидела оккупантов. Моя мама, Инна Никоновна Смольникова, тогда Санина, с 11 до 14 лет находилась в оккупации в городе под фашистами, пережила бомбёжки, обстрелы, виселицы. Я написал рассказ по её воспоминаниям «Мамина Война» (http://proza.ru/2020/01/31/499).

           Вот, что она вспоминала:

           – «Самыми страшными были эсэсовцы. С появлением этих головорезов все прятались по дальним углам, а они проходили в своей форме, с автоматами, с металлическими бляхами, словно бусы, висевшими у них на груди»;

           Эти солдаты для маленькой, лежавшей на холодной осенней земле Инны, давно перестали быть людьми, а были просто фашисты, которых она люто ненавидела, ненавидела так, как могло только ненавидеть сердечко двенадцатилетней девочки, недавно отметившей свой день рождения, второй уже, как они попали под оккупацию.

           Нынешний город встретил меня удивительным спокойствием жителей, ничем не показывавших внешне, что всего в 80-ти километрах идут ожесточённые бои на Запорожском направлении. Враг рвётся к Мелитополю, к Азовскому морю, к Крыму.

           Как и 82 года назад шли по родной земле немецкие танки «пантеры» и «тигры», сегодня «леопарды» с фашистскими крестами пытаются прорвать нашу оборону.

           Но всё-таки, вопреки внешнему спокойствию, в воздухе незримо растворено это состояние страха, переживания за своих родных, за город и будущее детей.

           – Да осточертел нам уже этот наступ Украины! Они хотят город развалить, но, слава богу, морпехи с Крыма зашли неожиданно для ВСУ, раздолбали малость, а так пронесло, – рассуждал таксист, узнав, что мы с Урала приехали на Родину. – Но потом ВСУ в июле долбанули по северной части города, у аэродрома, коммуникации улетели к чёрту. Но всё восстановили к зиме, хотя это казалось нереально… Живём.

           – Что за толпа вон там, у дома? – я посмотрел на водителя.

           – Так за гуманитаркой. В магазинах всё есть, но с работой ещё не ахти, а у пенсионеров и вообще пока у всех по 10 тысяч пенсии. Правда, квартплаты пока символические к вашим российским.

           Позднее, побывав в магазинах, должен сказать, что и вправду магазины заполнены под завязку. Мало того, продукты просто отличного качества, особенно мясоколбасные мелитопольского и бердянского заводов. И молочка опять же, кефир так кефир, да хоть что! Взял томатный сок «Чумак», так сразу повеяло социализмом, читаю состав: томатный сок – точка! Ни тебе соли и сахара, ни воды, ни, не дай бог, консервантов.

           А перед глазами пробежали ролики по интернету после освобождения Мелитополя: с продуктами напряжёнка, в ходу и гривны, и рубли, и доллары, патрулирование улиц против мародёров добровольцами ночью. Разные фейки!

           – Победы ждём от России. Видно, что многое строится, делают дороги, завозится гуманитарка, но пока трудно. Путин защитил город хорошо: снаряды, что прилетают с Украины, в основном, сбивает ПВО-шка, да вон и люди стали возвращаться потихоньку, – таксист посмотрел мне в глаза и заулыбался.
 
            Я протянул 300 рублей за проезд. Приехали, вон наши окна…

           Запомнилась в этот день ещё девочка во дворе наших домов, такой добрый, милый ребёнок с большими красивыми глазами. Мы сидели на лавочке и разговаривали про жизнь, новую школу, новые порядки, пришедшие вместе с новой властью.

          – Смотрю переживаешь, не привыкла ещё, наверное, к новым правилам, новым требованиям в школе, совсем другая программа, особенно по истории?

          – Мне нравится, учительница интересно рассказывает, узнаю много нового и надеюсь, что всё будет у нас хорошо! Только родители переживают, вдруг пойдёте на уступки Западу и нас опять заберут в Украину… Тогда беда будет для всех, кто остался сейчас по эту сторону и поверил России!

          – Не переживай, солнышко, всё будет хорошо, и в учёбе тоже! Это для Вас детей открывается теперь совершенно новый мир! Закончишь школу, поступишь в институт, будешь жить в большой красивой стране под названием Россия, перед тобой будут открыты все дороги, чтоб работать и быть счастливой!

          А у самого в голове промелькнуло: «А прав ребёнок – не дай бог. Всё свежо у всех в голове: и отданный врагу Херсон, и отступление на харьковском направлении. Не дай бог!»

          На следующий день мы с женой стояли у могилы бати.

          – Здравствуй, папка, – я обнял и поцеловал памятник, обливаясь слезами в душе: неужели доехал? – Здравствуй, родной!

          В голове зазвучала песня Александра Маршала «Батя», наша с папкой песня, правда, он об этом не знает:

«Давай-ка, батя, выпьем водки, у нас ещё чуть-чуть осталось.
Пусть клён качается над нами, а мы нальем и повторим:
Давай-ка, батя, выпьем водки и захмелеем где-то малость,
Ну а потом спокойно сядем и просто, батя, помолчим.
Ты извини, что я так редко тебя с годами навещаю,
Ты извини, что наши встречи все время как-то на бегу,
А клен твой каждый раз весною листвой зеленой расцветает,
Как в детстве запахи сирени и вишня тоже вся в цвету…»

           …Порядок наведён, Красивый букет цветов, поставленный в мраморную вазу двумя яркими жёлтыми высокими розами выделяется на окружающем фоне заросших травой могил.

           Лопаткой в уголке копнул ямку и высыпал землю с маминой могилы из далёкого уралмашевского кладбища Екатеринбурга. Хоть так, хоть так –  Вы вместе.

           Посмотрел на стол с лавкой, стоявшие рядом. Вспомнил, как втихаря от мамы купил это место у местных ритуальщиков - «для неё» наперёд. И как с ней приехали после похорон, а она начала приплакивать, что вот рядом лежат муж и жена, и дальше тоже. А она где будет? Тоже хотела бы лежать с папой…

           Я был вынужден признаться, что купил для неё это место. Как она обрадовалась! Оказывается, человеку надо так мало для счастья в его уже совсем преклонном возрасте – маленький кусочек земли рядом с ушедшим родным и любимым человеком, чтобы потом быть с ним всегда вместе, как и при жизни.

           Хоть так, теперь хоть так…

           Посыпана солью вокруг памятника скошенная трава. Вот и всё, скоро назад на Урал. На душе хорошо, шёл к этой встрече долгих десять лет, с 2013 года. А последний год чуть ли не каждый день думал и по-своему молился, чтоб эта встреча состоялась!

           Вверху что-то по-птичьи запело. Закинул голову, а там небо, знойное, раскалённое летнее папкино небо, небо тех, кто посвятил себя ему в авиации… А в голове опять зазвучали слова:

«Батя, вот и свиделись, батя!
Извини, что так поздно — жаль, что раньше не смог…
Батя, вот и свиделись батя!
А в ответ только ветер: «Что же, здравствуй, сынок!»,

           Дорога, снова дорога на Чонгар. Опять вокруг окопы, блиндажи, и рядом война, и где-то там батянька. Когда ещё встретимся… Но, наверное, всё будет скоро… Надеюсь, что хорошо!

         


Рецензии
Доброе утро, Александр!
Очень тронул ваш рассказ:написано сердцем, глазами очевидца рассказано о том, что увидено и услышано.

Война и мир в двадцать первом веке: мир- "черешневый край, край фруктов, арбузов", война- "вонь там стоит от трупов невозможная, жара. Не прибирают их, везде лежат, опухли, разлагаются..." Какая чудовищная и страшная реальность.

Очень созвучны ваши мысли моим : "... не дай бог..." Чувства жителей Мелитополя очень понятны. Не дай Бог...

Особый пласт рассказа -ваши сыновьи чувства к родителям, посещение отцовской могилы и разговор с отцом через стихи песни А. Маршала.Очень эмоционально,человечески сильно выражены чувства встречи с городом детства и юности и ваше духовное родство с мамой, отцом. Тронула до слёз меня эта глубинная тема рассказа, очень удачно включен текст песни "Батя".

Обнадёживает меня, что война закончится, фотография, предворяющая ваш такой сильный рассказ. Вы благополучно добрались и свои сыновьи чувства выразили, и легче стало на душе. Родительские могилы не должны быть забыты, их посещение- святой долг детей, верю, что и наши дети не будут глухи к нашим чувствам и продолжат семейные традиции. Верю и надеюсь.
СПАСИБО, Александр.
С пожеланиями мира и здоровья,

Светлана Весенняя   16.09.2023 17:09     Заявить о нарушении
Доброго дня, Светлана! Рад что заглянули на страничку! Сам вчера приехал наконец из своей деревни без интернетной, но провозились с грибами... всё закрыли там, осталась капуста расти ещё. Но съехали в целом до весны.

Да очень ждал поездку на родину, очень рад что получилось съездить. Это единственный рассказ, наверное, что написал за летний сезон, после "Урала..." Рад что Вам понравился... Будем верить в лучшее!
Мирного неба,

Александр Смольников   18.09.2023 08:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.