Герои наших семей. Отважный младший сержант
Недавно поведал семейные военные истории Aнатолий Федорович Лоднев из районного центра. Он написал настоящий, наполненный любовью и уважением к светлой памяти своего отца - участника Великой Отечественной войны, отважного солдата советской армии.
Отважный младший сержант
Фёдор Андреевич Лоднев родился в 1915 году в станице Упорной, Упорненского района Краснодарского края. В начале 30 годов, во время коллективизиции, волей судьбы, его семье пришлось переехать жить в Чечено-Ингушскую АССР. Там Федор закончил курсы трактористов и стал работать в Кень-Юртовской МТС трактористом, потом за трудовые достижения его перевели бригадиром в машинно-тракторною станцию Старо-Юртовского района Чечено-Ингушской АО. Но родная земля Кубани была ближе сердцу, и семья Федора, перед началом войны переехала на постоянное местожительство во вновь строящийся совхоз «Подгорный» Спокойненского района Краснодарского края.
Война обрушилась на Федора Андреевича Лоднева, как и на всю страну, подобно камнепаду, похоронив под огромными глыбами горя спокойную вчерашнюю жизнь и, отсекая надежду в светлое будущее.
Позади осталась женитьба на красавице-казачке Устинье, дети и крепкое хозяйство, а также почётная должность управляющего отделением и бригадира. В 1941 году его призвали в армию и назначили водителем тягача для доставки боеприпасов. Дорогой, пролегавшей по курящейся дымами от горящих донских станиц и хуторов степи, вел он свой, под завязку загруженный боеприпасами тягач. Только столбы пыли поднимались из под гусениц. Немцы рвались через Ростов к Сталинграду. Часть, в которую попал младший сержант Лоднев, готовилась перекрыть немцам наступательное движение.
Запомнился сыну такой рассказ. Как-то сквозь густую пелену пыли по колонне пронеслось: «Сто-ой!! Обед». Что же, война войной, а обед по расписанию. Федор, ловко выпрыгивая из кабины тягача и спускаясь вслед за фронтовыми товарищами в небольшую балку, откуда уже доносился дразнящий аромат из полевой кухни.
Не успел бывший тракторист и половину котелка оприходовать, как с края балки донёсся крик, уже полный тревоги: «Немцы! Танки! Обходят нас!». Забыв про обед в опрокинувшем котелке, Фёдор в несколько шагов выскочил из временного убежища. Тягач завёлся с полуоборота. Рядом в кабину тягача сел командир подразделения, привычно отдавая приказ: «Шуруй, Фёдор! Давай браток, живее...». Он - то, в отличие от водителя тягача, видел, что броневые коробки немецких танков успели приблизиться на расстояние прицельного выстрела. И первый же из них попал в борт прицепа, в котором находились боеприпасы.
Взрыва Фёдор не видел и не слышал. Казалось, что небо загорелось и рухнуло ему на голову. Очнулся он, контуженный, с сочащейся из ушей и носа кровью в яме образовавшейся из-за взрыва боеприпасов.
После лечения, Фёдора направили в тыл на переобучение, после которого вернулся на фронт в батальон истребителей танков. Любитель всяческих механизмов, он оба противотанковые ружья - Дегтярёва и Симинова - изучил до последнего винтика и был назначен командиром отделения ПТР 62-го истребительного батальона.
Как воевал Фёдор Лоднев, можно судить по медалям на его гимнастёрке, среди которых - особо почитаемая всеми солдатами и командирами - медаль «За отвагу».
«За что получил ты «Отвагу», батя? - спрашивали его подросшие трое сыновей Виктор, Николай, Анатолий и дочь Валентина.
-Да так, - отмахивался Фёдор Андреевич, – нервишки фашистам немного потрепал.
Скромничал младший сержант. А дело было так. Под украинским городом Лисичанск он под непрерывным огнём немцев, когда пули и осколки буквально облизывали его худощавое тело и рвали в клочья гимнастёрку, выбрался из окопа на прямую наводку и расстрелял немецкий дзот. Да так удачно, что не только дзот уничтожил, но и вывел из строя весь состав пулемётного гнезда. Это позволило подразделению, подняться в атаку и выбить противника с его передовых позиций.
Вручая Фёдору медаль, комбат пожал ему руку и сказал:
- Надеюсь не последняя!
-Так точно, товарищ командир, - ответил младший сержант. Хотя он не знал еще, что будут сиять на его груди медали «За победу над Германией в Великой Отечественной войне», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне» и юбилейные. Как не знал он и того, что через несколько месяцев свинцовая струя из вражеского пулемёта бросит его на землю, перерубив обе ступни, как топором...
И снова Фёдор Лоднев прошёл через ад. Ад боли и страданий, которые не могли заглушить никакие лекарства... Ад нескольких операций, ад осложнений, во время которых хирурги хотели ампутировать ему нижние конечности. Упрямый, как и все казаки, младший сержант не позволил этого. Он вышел из госпиталя спустя полгода. На костылях.
Кто-то жалел калеку, кто-то говорил: «Главное, что живой, а всё остальное приложится». Фёдор всё превозмог. Он не стал обузой для семьи. Несмотря на болезнь и вторую группу инвалидности, был для своих детей примером во всём - в жизни и в труде. Недаром в феврале 1968 года в преддверии Дня Советской армии сын Виктор посвятил отцу трогательное, конечно же, не профессиональное, но полное любви и признания стихотворение, назвав его «Отцу — солдату».
Фёдор Лоднев строил мирную жизнь. И строил так, что здоровые мужики диву давались! Продолжая трудиться в мясо-молочном совхозе «Подгорный» не раз был премирован администрацией совхоза денежными премиями, неоднократно объявлялись благодарности за хорошую работу по восстановлению совхоза, сохранению пчелиных семей.
Дважды избирали его депутатом Спокойненского сельского Совета депутатов трудящихся Отрадненского района Краснодарского края (1963, 1965 годы).
А как трудно было Фёдору! Об этом знали только самые близкие. С детьми и с женой ютился он в бараке, пока не построил маленький домик из двух комнат, в совхозе «Подгорный» (ныне Отрадненского района). Бывший истребитель танков занялся самым мирным делом -пчеловодством, чем и занимался до последних дней жизни.
Он себя вылечил с помощью жужжащих полосатых помощниц и другим помогал, насколько мог, не отказывая никому.
Ушёл отважный Фёдор из жизни, оставив четверых детей. Старший сын, Виктор, работал в Ростовской области главным механиком шахты «Гуково». Второй сын, Николай, (полковник в отставке) всю жизнь посвятил военному делу. Младший сын, Анатолий, живет в Калининской. Дочь Валентина живет в Крымске.
Отважный младший сержант Федор Лоднев незримо живет в своих детях, внуках, а теперь уже и в правнуках. Да, и не могло быть иначе, ведь человек, дважды прошедший через ад, стремился в жизни этой сделать как можно больше добра, оставив после себя светлую память.
Не один год его дети и внуки несут в День Победы портрет ветерана. И очень скоро они опять пройдут в составе Бессмертного полка по улицам Калининской, как десятки, сотни и тысячи его фронтовых побратимов, жизнью своей и здоровьем своим заплативших за мирное небо над головой. Так будем же помнить о них вечно! Они, Герои великой войны, заслужили это!
Свидетельство о публикации №223081701121