Смотритель Галереи. Сергей Довлатов

(наброски к прозе)

+
Мой родной дядя родился в победном сорок пятом, а зачат был почти за год до окончания Второй
мировой. Как раз дед, отсидев второй срок в сталинских лагерях, вернулся из заключения. Бывших
политзаключённых на фронт не брали. Да и дела на фронтах Второй мировой шли к развязке… К
тому же, он был не молод. Между старшей маминой сестрой, которая с пятнадцати лет оставалась
в блокадном Ленинграде, и младшим её братом разница в целях двадцать лет…

+
Дядя Эдги был замечательным журналистом, писателем-публицистгм и поэтом. Ему нравились, 
произведения Сергея Довлатова. Родственные души, я думаю… Во-первых, потрясающий умный
юмор, во-вторых, специфика профессиональной деятельности, в третьих, часть южной крови по
отцу, и самое главное – доброта и щедрость. Ну, и пристрастие к выпивке…

+
Я их никоим образом не ставлю рядом для сравнения. Просто я сама по стилю, по произведениям
иных современных авторов чувствую и понимаю: этот человек мог бы стать мне верным другом,
нас многое связывает идейно и творчески, а от этого лучше держаться подальше… Думается, что
почти все мои коллеги-журналисты и публицисты согласятся со мной в том, что они, не спрашивая
официального разрешения, давно записали Довлатова в «друзья» и «однокашники». Это они ещё
моего дядю Эдги не знают! Он мог в ресторане весь крупный гонорар потратить ради друзей.

+
Год рождения Сергея Довлатова – сорок первый. Он появился на свет в эвакуации, а умер в 90-м в
эмиграции…. Был ещё бодрым и крепким пятидесятилетним красавцем могучего роста. И вот его
нет среди нас. Однако я ощущаю его повсеместное присутствие, когда гуляю по Питеру, впитывая
ту же ауру красоты и неповторимости нашего города, которая сквозит во многих довлатовских
рассказах. Достаточно вспомнить тонкий интеллектуальный юмор этого человека и его очень
гипертрофированные эстетические чувства в таком, например, высказывании Сергея Довлатова:
«Главная трагедия моей жизни – это гибель Анны Карениной...».

+
Вот именно… Анна Каренина… На днях хотела ещё раз посмотреть изумительную экранизацию
толстовской «Анны Карениной» с потрясающей Кирой Найтли и не менее сногсшибательным
актёром, умеющим гениально перевоплощаться,  – Джудом Лоу. Не нашла видео хорошего
качества… Да и времени нет. Посмотрела короткие трейлеры и клипы под ужасную музыку
современной ''попсы''... Тут же возникло непреодолимое желание посмотреть, как там дела
у нас, на Московском вокзале?.. Изучить, так сказать, суицидальную тему героини…

+
Кстати, о самом Льве Толстом Довлатов отзывается в том ракурсе, что, мол, сочинил он добрый
десяток гениальных книг, а затем создал «бесполезное нравственное учение, отрёкся от всех
своих произведений, исписал тысячи страниц необычайно скучными баснями для народа и почти
дегенеративными трактатами об искусстве, о балете и шекспировской драме и умер в страшных
нравственных мучениях на заброшенной железнодорожной станции, покинув семью». В этом
самом месте судьбы Анны Карениной и гениального автора, её создавшего, странным образом 
пересеклись… Не берусь судить о Довлатове как о достаточно профессиональном литеоатуроведе.
Но он и поныне популярен в читательской среде Ленинграда-Петербурга, а также всей России и у
зарубежной публики… <Продолжение следует…>.


Рецензии