Перестройка и ее пиррова измена

Январь -87
(Из записок  автора)
Не люблю новогодние праздники. Так или иначе от  них одна головная боль, прежде всего по причине похмелья, а потом еще из-за чрезмерно бодренького телевизора.
Мусолил айтматовскую «Плаху» в «Новом мире», но какое то вязкое получилось чтение.
Девчата мои отправились в гости, а я маюсь бездельем.
Нужно набросать хотя бы скелет будущего детектива, но никак не усажу себя за машинку.
Похмелье – штука неприятная, но, как говорится, клин клином вышибают.
Пропустил пару рюмок водки. А тут и Толя Тютюник подошел. Продолжили…

 
Слава Богу, праздники минули.
В Москве холодно, а в Питере вообще морозы до 35 градусов.
У зимы нашей свои причуды.
Между тем наши власти решили создавать по всей стране «совместные предприятия с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран». Что из этого получится не знаю.
(Позже выяснилось, что в эти «частные лавочки» аппаратчики стали «закачивать» значительные суммы государственных средств. Такое первичное накопление капитала для будущих олигархов).
А у них за бугром два нью-йоркских мафиози Энтони Салерно (Толстый Тони) и Кармине Перкуччья приговорены к 100 годам заключения за рэкет.
Не забалуешь в этой Америке.


В Китае избран новый генсек партии - Чжао Цзыян.
Прежнего звали Ху Яобан. По этому поводу Женя Суслов наш диктор на программе «Время» всегда озорничал. Произносил ***обан слитно. Правда только в выпусках на Восток. В программе на Москву  после слова Ху он делал секундную паузу.

 Володя Михайлов теребит относительно детектива, а у меня никак не складывается интрига.
Между тем ходят слухи, что между московским партийным боссом Борисом Ельциным и генсеком на заседании Политбюро  пробежала черная кошка.
Черная кошка, черная кошка… Вот так кажется я и назову свой индокитайский детектив – «Черная кошка в темной комнате».
Америка не перестает удивлять.
Казначей штата Пенсильвания Бадд Дуайер застрелился во время пресс-конференции в прямом эфире после того, как он был признан виновным во взяточничестве, мошенничестве, тайном сговоре и вымогательстве.
Вот такое у них «кино»…

27—28 января в Кремле прошёл Пленум ЦК КПСС. На Пленуме было принято решение о необходимости альтернативных выборов в Советы, а также взят курс на поддержку развития кооперативов (в первую очередь, в сфере общественного питания и бытового обслуживания).
Подготовка к нему велась загодя. Два месяца назад
М.С. Горбачёв собрал членов Политбюро и секретарей ЦК КПСС и вынес на их обсуждение первый вариант «проекта доклада» для пленума по кадрам . В своём выступлении он заявил, что «по выводам пленум будет равен Съезду» и что главная цель партии на ближайшее время - это «демократизации политической системы и всех сфер общества» .
На следующий день 2 декабря совещание посвящённое этой теме было продолжено в узком составе с участием верных соратников генсека  - Болдина, Лукьянова,  Медведева,  Яковлева .
Подготовка пленума протекала в довольно горячих спорах. Наличие разногласий в данном вопросе признавал  и сам Горбачёв: «Был момент, - пишет он, - когда в Завидово, где я работал, дискуссия о структуре и проблематике доклада в рабочей группе приняла такой характер, что я едва не перессорился со своими ближайшими помощниками... Работа была прекращена и возобновилась лишь на следующий день».
По признанию Горбачева в интервью радио «Свобода», Медведев и Яковлев «выходили на очень далеко идущие предложения». Но генсек отклонил их как «несвоевременные»
Видимо, именно тогда, решив, что пришло время, Яковлев представил Горбачёву свою записку о перестройке, которая была подготовлена им ещё год назад, но которую тогда он не решился показать генсеку. В ней, как уже отмечалось, он предлагал отказаться от марксизма и в качестве «основных слагаемых перестройки» называл: «рыночную экономику», частную собственность, «демократию и гласность».

Возникшие разногласия, по всей видимости, имели настолько острый характер, что намеченный на конец декабря - начало января пленум пришлось перенести на конец января.
За две недели до него, 14 января, был арестован заместитель министра внутренних дел СССР, зять Л.И. Брежнева - Ю.М. Чурбанов. «Брежневской партии» было дано понять, что может последовать далее, если она вздумает сопротивляться.
19 января на заседании Политбюро М.С. Горбачёв сделал доклад о кадрах, с которым планировал выйти на пленум. На этот раз он не вызвал серьёзных замечаний  и получил одобрение . Можно лишь отметить, что, поддержав основные положения доклада, Ельцин обратил внимание на его недостаточную последовательность и радикальность, что некоторые расценили как первую стычку двух лидеров.
Тогда же кремлевский долгожитель А.А. Громыко заявил, что «стоит вопрос - быть или не быть социалистическому государству».
Пленум открылся докладом М.С. Горбачёва «О перестройке и кадровой политике партии». Если до этого генсек подчёркивал необходимость преодоления застойного состояния общества и придания его развитию ускорения, теперь он заявил о том, что «необходимость перемен» связана с «опасностью нарастания кризисных явлений в обществе». Главными причинами этого доклад называл сложившийся в предшествующую эпоху внутри советской системы «механизм торможения» и «коррозию власти». Из этого делалось два принципиальных вывода: о необходимости кадрового обновления всех этажей власти и слома «механизма торможения» путём демократизации общества и реформирования политической системы .

«Одним из ключевых направлений демократизации общественной жизни, кадровой политики, - говорилось в постановлении Пленума, - является совершенствование советской избирательной системы. Важно избавить практику выдвижения и обсуждения кандидатов в депутаты Советов от элементов формализма, предоставить избирателю возможность выражать своё отношение к большему числу кандидатур».

Иначе говоря, пленум постановил начать политическую реформу и перейти к альтернативным выборам. Альтернативные выборы представляли собою бомбу замедленного действия, которая при определённых условиях могла взорвать всю прежнюю политическую систему. Неслучайно они стали одним из тех камней преткновения, на котором в своё время споткнулся Н.С. Хрущёв.
28 января 1987 г. пленум избрал А.Н. Яковлева кандидатом в члены Политбюро, Н.Н. Слюнькова и А.И. Лукьянова - секретарями ЦК, освободил Д.А. Кунаева от обязанностей члена Политбюро, а М.В. Зимянина - от обязанностей секретаря ЦК КПСС. Если до этого Лукьянов возглавлял Общий отдел ЦК КПСС, теперь ему был доверен Отдел административных органов, который курировал КГБ и МВД. Заведующим Общим отделом стал В.И. Болдин.

На основании постановлений январского 1987 г. Пленума ЦК КПСС было решено уже на ближайших выборах в виде эксперимента создать многомандатные округа и провести в них действительно тайные выборы на альтернативной основе. Таким образом предполагалось избрать 2,5 тыс. депутатов в пяти процентах местных советов.

Характеризуя значение январского 1987 г. Пленума ЦК КПСС, А.Н. Яковлев называл его «переломным в ходе мартовско - апрельской революции» 1985 г. «В сущности, - отмечал он, - перестройка в изначальном её смысле завершилась. Она не могла не завершиться, ибо уже в 1987–1988 годах практически встал вопрос о смене общественного уклада.
Январский пленум, по словам Яковлева, « с точки зрения начавшегося раскола, имел, может быть, решающее значение. Именно на этом пленуме  и после него партийная элита как раз начала психовать и впала в неврастеническое состояние. Ох, как она боялась идти на свободные выборы! Если до январского пленума все преобразования происходили как бы с опорой на партию, то с этого пленума была затронута сама партия. А точнее, ее аппарат, который узурпировал всю власть в стране и установил свою диктатуру, в том числе и над партийными массами. А раз впрямую и непосредственно затронуты интересы аппарата, то началась настоящая политическая борьба».
О том же говорит В.И. Болдин: « На пленуме были предприняты такие меры, которые переводили замыслы перестройки в практическую плоскость, позволяли осуществлять ее на деле. И с этого момента в партии началась сначала скрытая, а потом и открытая борьба».
После Пленума М.С. Горбачёв пригласил В.И. Болдина, В.А. Медведева и А.Н. Яковлева в Кремль на товарищеский ужин. «Праздновать победу!».
Правда, впоследствии для участников этого застолья эта победа станет пирровой!


Рецензии