42. Путешествия Н. К. Рериха и его семьи. Часть 1

Муратов Витольд загрузил этот материал, собранный Бэллой Львовной Муратовой
      (23.10.1933 - 25.10. 2022) и опубликованной как доклад на "Петербургском клубе"города Нюрнберга


 Октябрьская революция застала Николая Константиновича в Сердоболе (Сортавале). К тому времени Рерих был уже известным и признанным художником, крупным деятелем русской культуры. В Сердоболе Рерих вместе с семьей, женой Еленой Ивановной и двумя сыновьями, Юрием и Святославом  жил с 1916 года. У него была хроническая пневмония, и врачи рекомендовали художнику чистый воздух Карелии. В 1918 году Финляндия закрыла границу с Советской Россией.
 
Рерих оказался отрезанным от России. Нни.Рерих оказался отрезанным от России. Начался зарубежный период его жизни.

Приход к власти в России большевиков не вызвал большого энтузиазма в западных странах, скорее, наоборот: активно популяризируемая идея международной революции и построения мирового коммунизма порождала на Западе страх.
Большевистская Россия стала международным изгоем, страной, с которой западные государства не спешили налаживать дипломатические отношения.

После октябрьской революции Рерих стоял в открытой оппозиции к Советской власти, Совместно с Леонидом Андреевым организует кампанию против большевиков, захвативших власть в России.
 
Входит в руководство Скандинавского Общества помощи Российскому воину, которое финансирует войска генерала Н. Н. Юденича, после вступает в эмигрантскую организацию «Русско-Британское 1917 г. Братство».
 
В том же 1919 году, Рерих с семьей приезжает в Лондон, рассчитывая оттуда осуществить свою давнюю мечту - отправиться в Индию. Однако, из-за финансовых трудностей ему приходится задержаться в Лондоне.
 
Осенью 1920 года по приглашению С. П. Дягилева Рерих оформляет в Лондоне русские оперы на музыку М. П. Мусоргского и А. П. Бородина.
 
Рерих близко знакомится с Рабиндранатом Тагором, поддерживает теплые отношения с Гербертом Уэллсом, Джоном Голсуорси, с деятелями культуры и искусства.

В Англии Рерих успешно проводит персональные выставки под общим названием «Очарования России» - в Лондоне, а затем в Уортинге. В Лондоне Рерих налаживает контакты с членами Теософского общества и в июле 1920 года месте с женой вступает в его английское отделение.

Мировоззрение, художественная интуиция и научные поиски Н.К. Рериха явились благодатной почвой для восприятия мистического опыта Елены Ивановны и постепенного их соединения в общее самосознание, впоследствии облеченное Рерихом в формулу «практического идеализма».

В Лондоне же, по утверждениям членов семьи Рерихов, происходит первая встреча Рерихов с их будущим духовным руководителем - Махатмой Востока и появляются записи первой книги будущего учения «Агни-Йога».

В 1920 году Н. К. Рериху приходит предложение от директора Чикагского института искусств организовать масштабное трехлетнее выставочное турне по 30 городам США, а также в создании эскизов костюмов и декораций для Чикагской оперы.
 
Рерихи переезжают в Америку. Первая персональная выставка Рериха в США была открыта в декабре 1920 года в Нью-Йорке. После Нью-Йорка жители ещё 28 городов США, в том числе Чикаго, Бостона, Буффало, Филадельфии, Сан-Франциско, увидели картины Рериха. Выставки имели исключительный успех.

Вместе с проведением выставок Рерих читает лекции о русском искусстве, об этическом и эстетическом воспитании, а в ноябре 1921 года в Нью-Йорке открывает «Мастер-Институт объединённых искусств», главной целью которого было сближение народов через культуру и искусство.

Почти одновременно с Институтом объединённых искусств в Чикаго было учреждено объединение художников «Cor Ardens» («Пылающие сердца»), а в 1922 году создается Международный культурный центр «Corona Mundi» («Венец Мира»).

В 1923 году совместно Георгием Гребенщиковым Рерих создает издательство «Alatas» («Алатас»), совместно с нью-йоркским предпринимателем Л. Хоршем учреждает «Roerich Museum» (Музей Рериха), а также коммерческие предприятия «World Service. Pancosmos Corporation», «Beluha Corporation».

8 мая 1923 года Рерих с супругой и младшим сыном покидает Америку и следует в Париж, а затем - в Индию, где под руководством Рериха организуется масштабная Центрально-Азиатская экспедиция.

Николай Константинович и Елена Ивановна, определили цели экспедиции. «Кроме художественных задач, в нашей экспедиции мы имели в виду ознакомиться с положением памятников древностей Центральной Азии, наблюдать современное состояние религии, обычаев и отметить следы великого переселения народов. Эта последняя задача издавна была близка мне».


   Индия стала начальным и конечным пунктом Центрально-Азиатской экспедиции        Экспедиция началась в 1923 году, когда  все четверо Рерихов на пароходе «Македония» прибыли в гавань Бомбея. Там в Индии, русский художник провел всю свою оставшуюся жизнь. Там же и умер в 1947 году, ожидая визы для возвращения на Родину.
        Через  города Дели, Агра, Джайпур, Бенарес, Сар-натх. Калькутту они прибыли в Дарджилинг.
Там  Рерих встречается с таши-ламой, после чего поселяется в доме, который назывался «Талай-Пхо-Бранг, где в свое время провел три года Далай-лама ХIII, бежавший в 1910 году из оккупированной китайцами Лхасы.

С тех пор это место почиталось священным. Буддисты очень чтят все места, связанные с далай-ламой, так что место, где поселился Николай Рерих, было выбрано не случайно.
В апреле 1924 года монахи монастыря Морулинг признали Николая Рериха перевоплощением пятого далай-ламы. Неподалеку от Дарджилинга, в придорожном храме состоялась встреча с Учителями.

В книге «Сердце Азии» Николай Константинович очень бережно описывает тот эпизод, когда Ламу несут на   паланкине. Он необычно одет, не похож на других лам и скорее напоминает короля. Позже стало известно, что этот Лама был Учителем Джул Кулом, который двигался в храм на встречу с Николаем Константиновичем и Еленой Ивановной. Там же их всех ожидал Учитель Мория. После Лондона это        была вторая встреча с Великими Учителями
.В беседе с     Ними четко  определился основной маршрут экспедиции, - рассказывает Николай Константинович в книге «Сердце Азии», -   

 Он  выразился в следующем обширном круге по срединной части Азии: Дарджилинг, монастыри Сиккима, Бенарес, Сарнат, Северный Пенджаб, Равалпинди, Кашмир, Ладак, Каракорум, Хотан, Оркенд, Кашгар, Токсун, Турфанские области,Урумчи, Тань-Шань, Корсунь, Зайсан, Иртыш, Новониколаевск, Бийск, Алтай, Ойротия, Верхнеудинск, Бурятия, Троицкосавск, Алтын-Булак, Урга, Юмбейсе, Алси-джау, Шиибочен, Наншань, Шарагольчи, Цайдам, Нейджм, хребет Марко Поло, Кокушили, Дунгбуре, Нагчу, Шендза-Дзонг, Тангри-Дзонг, Шекар-Дзонг, Кампа-Дзонг, Сепола, Ганток, Дарджилинг»

 Важнейшим этапом на маршруте, по плану Учителей, была Россия. В это же время Николай Рерих меняет свое отношение к советскому  правительству и примиряется с большевиками.
Изменения отношения Рериха к советскому правительству – вопрос полемичный, в отличие от самого факта произошедшего изменения.
 
 Рерих объявляет Ленина «махатмой»
 «Можете представить, что в свое время Ленин уже ощутил без малейшего материального основания непреложность нового строения. …Монолитность мышления бесстрашия создала Ленину ореол слева и справа… . Видя несовершенство России, можно многое принять ради Ленина, ибо не было другого, кто ради общего блага мог бы принять большую тяготу. Не по близости, но по справедливости, он даже помог делу Будды… Появление Ленина примите, как знак чуткости космоса».


   Поддержал Николай Рерих и коммунизм
«Прежнее примитивное деление на касты, на классы и на занятия заменяются сложным различием по светотени. Явление, как очищенный коммунизм, отберет  лучшие слои человечества».
Идеологическая близость к коммунизму проявилась у Рерихов в литературе. Монгольское издание «Общины» (1926), одной из книг Агни-Йоги, содержало частые упоминания о Ленине и проводились параллели между коммунистической общиной и буддийской.
 По сути в ней давались указания Советскому правительству на необходимость немедленного проведения в жизнь преобразований, начатых Лениным (что не было сделано), одухотворения коммунизма буддийским учением, а также давались указания о недопустимости насильственной общины. Позже была издана «универсальная» версия книги - без упоминания имён Ленина и Маркса, а слово «коммуна» было заменено словом «община».

Отношение Николая Рериха к советскому политическому строю столь теплое, что даже свое имущество он завещает Всесоюзной Коммунистической партии.
Каковы причины такого резкого улучшения отношений между Николаем Рерихом и большевиками?
Возможны несколько ответов на этот вопрос, одним из них является существующее мнение о сотрудничестве Николая Рериха с большевиками, очевидно, стимулируемом финансовой выгодой. Хотя вполне возможен и другой вариант: Николай Рерих увидел в советском строе почву для построения социальной утопии, основанной на агни-йоге.
 
Николай и Елена Рерихи уверяли своих последователей в том, что они являются посланниками «Белого Братства», цитадель которого находится где-то в Гималаях и называется Шамбалой. Махатмы Шамбалы якобы дали Рерихам кусок метеорита, который они называли «Чинтамани».
«Чинтамани» – это энергетический терафим, данный тому, кому «владыки Шамбалы» поручают некую духовную миссию; этот камень, как уверяли своих последователей Рерихи, создает энергетическую связь между Шамбалой и ее посланником.

Елена Рерих писала о «Чинтамани»:
«По преданию, сокровище приносит с собою и особый Завет, который должен быть выполнен. … Легенда гласит, что после утверждения новой мощи сокровище должно возвратиться в Твердыню Света (Шамбалу.)».

Интересно отметить, что камнем, выдаваемым за «Чинтамани», обладал главный редактор фашистского официоза «Фолькише беобахтер» Дитрих Эккарт.

Вероятно, «махатмы Шамбалы» приложили свою руку не только к построению коммунизма в России, но и к построению нацистского государства в Германии.

         К северу от Дарджилинга, совсем рядом, находилось небольшое гималайское княжество Сикким. В ясные, погожие дни над городом возникал гигантский снежный массив священной Канченджанги. Здесь, в этих горах, и началась практическая подготовка к Центрально-Азиатской экспедиции.

        Затерянное в Гималаях независимое горное княжество Сикким стало первым этапом экспедиционного маршрута. Пройдя от Дарджилинга по руслу Рангита, небольшой экспедиционный отряд вошел в Сикким . 
Н.К. Рерих рисует Канченджангу  и Эверест , сиккимские альбомы полны зарисовками и набросками двух гигантов Гималаев.

 «Все семнадцать вершин Гималаев сияют над Сиккимом Целая снеговая страна» - записал Николай Константинович в дневнике (
  Крутые обрывистые горы  не позволяли    использовать лошадей, поэтому маршрут Рерихов по этой      стране был пешим и чрезвычайно трудным.
Они исследовали      памятники истории и религии и, прежде всего, - старинные монастыри Сиккима: «Сто монастырей Сиккима. Наверно, гораздо больше. Каждый из них увенчал вершину холма». Пемаяндзе, Ташидинг, Санга Челлинг...
 
     Н.К. Рерих подолгу беседовал с настоятелями храмов, встречался с ламами, отшельниками и мудрецами. Монастыри принадлежали к секте красных шапок, высокие ламы считались  хранителями древних тайных знаний ). Они поведали о многих преданиях и пророчествах, идущих с незапамятных времен и до сих  пор бытующих в народе.
 Старинные рукописи, хранившиеся в тайниках монастырей, рассказывали  о Заповедной и Священной стране Шамбале и ее владыке - Майтрейе.
 
 Почти во всех упоминалась Канченджанга - гора Пяти Сокровищ . Бог, олицетворяющий Канченджангу, - наиболее могущественный и почитаемый. Его чтут как хранителя сокровищ и тайн священной горы. Только он знает путь к сокровищам. В его честь раз в год в Сиккиме устраивают праздник. Бог снисходит с гор и вместе с защитником    Сиккима, грозным Махакала, кружится в магическом танце. Лицо бога скрывает темно-красная   гневная маска.

Древность   этой мистерии была для Николая Константиновича несомненной. В ней он различил элементы   солнечного культа. В ней возникала связь с Заповедной и Священной Страной.     Канченджанга - Священная гора Пяти Сокровищ    господствовала и на картинах написанных  в  Сиккиме.

Серия картин называлась «Его Страна» . В «Его Стране» существовал необычный, мало знакомый Европе мир легенд и, отраженной    в них реальности. Предчувствие этого мира жило в картинах художника, написанных еще в России, которую ему непостижимым образом       напоминал древний сказочный мир храмов и монастырей Сиккима.
 
В Сиккиме Николай Константинович написал еще одну большую серию картин  «Знамена Востока» ( На полотнах нетрадиционно представлены основатели учений и религий, философы и подвижники, реформаторы и мыслители - Будда, Христос, Лао-цзы, Конфуций, Моисей, Падма Самбхава, Миларепа, Нагарджуна, Сергий Радонежский и другие.
Часть картин из этой серии, такие как «Сергий - строитель», «Нагарджуна - победитель Змия», «Ойрот - вестник Белого Бурхана», «Арджуна», экспонируются в Музее имени Н.К. Рериха в Москве.

         В сентябре 1924  года Рерих покинул Дарджилинг и
с младшим сыном совершает поездку в Америку и Европу для оформления необходимых разрешений и документов (официально экспедиция была заявлена как американская).
 
В Америке Николай Рерих встречается с Луисом Хоршем(Louis L. Horch), 
 преуспевающим нью-йоркским брокером, с которым познакомился в 1922 году. Хорш и его жена Нетти (Nettie) попали под сильнейшее влияние личности Рериха и в результате стали самыми щедрыми из его последователей.

 А много лет спустя Елена Рерих посвятит немало гневных строк, называя этого человека в своих письмах предателем и корыстолюбцем.

 Но все это будет позже, пока же Николай Рерих и Луис Хорш,(еще одна версия) – финансируемый Москвой сотрудник ОГПУ по кличке «Буддист»,– друзья. Николай Рерих открывает в сентябре 1923 года корпорацию «World Servis», задача которой – доставка малых партий зерна в Советскую Россию.

Главным партнером этой корпорации становится акционерное общество «Шерсть» – крыша советской разведки и контрразведки. Таким образом налаживается сеть сотрудничества между Николаем Рерихом и ОГПУ.
Фактически ОГПУ через Николая Рериха пыталось установить контакты с представителями элиты западных стран.
Николай
Рерих был мартинистом и через систему тайных обществ имел доступ к политической элите США. Финансирование экспедиции Рериха осуществлялось ОГПУ, Луис Хорш, прежде чем предоставить Рериху деньги, выдвинул условие – Николай Рерих должен встретиться с представителями ОГПУ в Берлине.
 
Эта встреча происходит в декабре 1924 года, в ее ходе сотрудник ОГПУ Георгий Александрович Астахов оговаривает подробности сотрудничества Рериха с ОГПУ, а также дает первое задание (проведение переговоров с японцами по вопросу раздела сахалинской нефти между Россией и Японией), которое Николай Рерих с блеском выполняет. Деньги Николай Рерих, в соответствии с договоренностями, получает в отделении банка «Американский экспресс».

В Берлине Николай Рерих посетил советское     представительство, где имел долгую беседу с полпредом Крестинским и его секретарем Астаховым. Об этом визите Крестинский доложил Чичерину:         

"Десять дней тому назад был у меня художник Рерих. С 1918 года он живет в Америке, а весь прошлый год прожил с семьей на границе Индии и Тибета, куда его командировала для писания картин одна американская художественная корпорация.

Сейчас, пробыв недолго в Америке и Европе, Рерих снова на целый год уезжает на север Индии, уже в другое место. Настроен он совершенно советски и как-то буддийско-коммунистически. С индусами, и особенно с тибетцами, с которыми объясняется при помощи сына, знающего 28 азиатских наречий, у него, по его словам, очень хорошие отношения. Он осторожно агитирует там за Совроссию, обещает через своих американских корреспондентов (Лихтмана и Бородина) присылать нам оттуда информацию".
Сообщение Крестинского заинтересовало Чичерина. В ответном письме полпреду от 31 марта 1925 года он настоятельно просил "не упустить того полубуддиста-полукоммуниста, о котором Вы мне в свое время писали... У нас до сих пор не было такого серьезного мостика в эти столь важные центры. Ни в каком случае не надо потерять эту возможность. Как именно мы ее используем, это требует весьма серьезного обсуждения и подготовки".

         По возвращении в Индию Николай Рерих, направляет свою экспедицию из Дарджилинга в Западные Гималаи.  начинается основной этап экспедиции, который проходил через Кашмир, Ладак, Китай (Синьцзян), СССР (с заездом в Москву), Сибирь, Алтай, Монголию, Тибет, по неизученным областям Трансгималаев.

Будучи руководителем экспедиции, Н. К.Рерих нёс нелёгкий груз ответственности за её жизнеобеспечение. Ему необходимо было продумать всё — от утверждения маршрута и его финансирования до укомплектования необходимым оборудованием, амуницией, медикаментами, достаточным количеством вьючных животных; также нужно было решить много других организационных задач. Но главное, конечно же, —   люди,  которых необходимо было сохранить в труднейших условиях горных переходов.

Елена Ивановна Рерих отправилась в экспедицию, когда ей было 47 лет. Тогда она впервые села в седло и, несмотря на это, наравне с мужчинами прошла 25 тысяч километров труднейшего пути, преодолела 35 горных перевалов на высоте 4000 – 6400 метров над уровнем моря. Она была душою экспедиции, ободряя и поддерживая всех в трудных ситуациях (
               
Юрий Николаевич Рерих отвечал за охрану экспедиционного каравана от возможных вооружённых нападений диких племён или разбойников, которыми буквально кишели некоторые области Центральной Азии

 В 1913 году, когда задумывалась экспедиция в Центральную Азию, Юрию было 11 лет, но уже тогда он начал готовиться к участию в ней — изучать иностранные языки, знание которых могло потребоваться в будущем.
К 17 годам, когда Юрий собрался поступать в свой первый университет, он уже знал восемь европейских языков.
Ю.Н.Рерих закончил три университета: Оксфорд в Англии, Сорбонну во Франции и Гарвард в Америке. В каждом из них он учился на восточных факультетах по 1,5 – 2 года, хотя программа была рассчитана на 4 – 5 лет.
Изучил 22 восточных языка, совершенно свободно говорил по-монгольски — «как рождённый в юрте кочевник».

«Он прекрасно знал персидский, китайский, тибетский языки и наречия, все индийские разговорные и древние языки, санскрит и пали, что особенно было важно при работе над рукописями.
И когда они отправились в эту экспедицию, то им не нужны были переводчики, и сердца простых людей из самых затаённых племён, которые им встретились, были им полностью открыты». Перед Рерихами распахивались двери горных монастырей, им были доступны рукописи древних манускриптов, многие из которых впервые видел человек Запада.
                Весной в марте 1925 года Рерих с женой и старшим сыном Юрием Николаевичем, востоковедом, прибыли в Кашмир .  В Сринагаре они остановились в старом английском отеле «Недоу».

 Младший сын Рерихов Святослав Николаевич был вместе с семьей в Индии до начала экспедиции. Он участвовал в коротких научно-исследовательских экспедициях отца по Сиккиму, Бутану и Непалу, изучал и коллекционировал предметы искусства народов Востока, изучал местную медицину, применение лекарственных растений.

Когда Рерихи со старшим сыном двинулись в экспедицию по Центральной Азии, Святослав Николаевич по поручению отца возвращается в Америку, чтобы продолжить начатое Николаем Константиновичем культурное строительство.

Пробыл он в Америке до весны 1928 года, то есть до окончания экспедиции, и затем вернулся в Индию.
Большую часть своего времени Рерихи проводили в поездках по княжеству. Первые впечатления от Кашмира. были яркими и незабываемыми В Кашмире на пути экспедиции возникли первые препятствия.

Ее продвижению мешали. С большим трудом было получено разрешение отправиться в Ладак. Из Сринагара в главный город Ладака Лех  вела старинная караванная дорога. По ней в конце августа 1925 года экспедиция      вошла в Ладак.
 
. «Пройдя ледяные мосты над гремящею рекою, прошли как бы в иную страну. И народ честнее, и ручьи здоровые, и травы целебные, камни многоцветные. И в самом воздухе бодрость. Утром крепкие заморозки. В полдень ясный сухой жар. Скалы пурпурные и зеленоватые. Травы золотятся как богатые ковры. И недра гор, и приречный ил, и целебные ароматные злаки – все готово принести дары. Здесь возможны большие решения».

В отличие от мусульманского Кашмира Ладак был буддийским. Здесь сохранилась основа древней традиционной культуры. Рерих зарисовывал и исследовал старинные крепости и монастыри,  древние святилища и наскальные рисунки, неизвестные погребения и   старинную одежду.

Лех стоял на пересечении древних караванных путей. Сюда стекалась странствующая, кочевавшая и торговавшая Азия. Караваны везли товары из Индии, Китая, Тибета, Афганистана. Приходили ламы в красных одеяниях. Они торговали тибетскими реликвиями и талисманами. Мелькали черные и голубые тюрбаны балтов, степенно прогуливались по узким улочкам города длиннобородые аксакалы .
из Время от времени возникали странно и причудливо одетые из Синьцзяна хранители древних знаний.

Отсюда вели пути в священную Лхасу и китайский Туркестан (часть китайской провинции Синьцзян) . Над городом сверкали вечные снега Каракорума. Осенью того же года экспедиционный караван покинул Лех и направился к белоснежному хребту.


Осенью 1925-го году к экспедиции Рериха, продвигавшейся в то время  по Индии, присоединяется Яков Блюмкин. Под видом паломника-исмаилита он проник на территорию Афганистана, а оттуда - в  Индию. 
Там  он сменил имидж, прикинувшись монгольским ламой.

 Яков Блюмкин – протеже Феликса Дзержинского, по его рекомендации ставший членом РКП (б), профессиональный убийца, прославившийся убийством немецкого посла Мирбаха  6 июля 1918 года; в 1920 году – один из организаторов и исполнителей расстрела сорока тысяч белых офицеров, которые оказались в плену красной армии, занявшей Крым, лично добивавший тех белых офицеров, которые не умерли сразу после расстрела.
 
17 сентября Блюмкин  прибыл  в столицу княжества Ладакх  -  Лех,  расположенный  на  территории  Британской Индии, и встретился с экспедицией Рериха. Вот  как  художник  описывает  эту встречу в своём дневнике:

      "Приходит монгольский лама и с ним новая волна вестей.  В  Лхасе  ждут наш приезд. В монастырях толкуют о пророчествах. Отличный лама, уже  побывал от Урги до Цейлона. Как глубоко проникающа эта организация лам!"
 
      Рерих долго восхищался новым спутником и его знаниям, не  предполагая, что имеет дело с чекистом. Он ничего не подозревает    даже  когда  заносит  в дневник ошеломляющую подробность: "Оказывается, наш лама  говорит  по-русски. Он даже знает многих наших друзей"    

 Пораженный всезнанием Блюмкина, Рерих снова записывает в дневнике:      "Лама сообщает разные многозначительные вещи. Многие  из  этих  вестей нам уже знакомы, но поучительно слышать, как в  разных  странах  преломляется одно и то же обстоятельство.  Разные  страны  как  бы  под  стеклами  разных цветов. Еще раз поражаешься мощности и  неуловимости  организации  лам.  Вся Азия, как корнями, пронизана этой странствующей организацией"
 
      За Каракорумом  кончались Гималаи, и начиналась громадная древняя равнина, опаленная и иссушенная    по краям великими пустынями Азии. За двенадцать дней экспедиция прошла пять перевалов. На ее пути было все: обледеневшие отвесные скалы и метели на перевалах; горная болезнь и жестокий мороз, при котором стыли руки и нельзя было ни рисовать, ни писать; тропы, усеянные костями погибших караванов; снегопады и пронизывающие ветры; сердечная недостаточность и лошади, срывающиеся в ледяные расселины.

Когда прошли горы, в розовой мгле возникла великая пустыня Такламакан , На китайском пограничном пункте у путешественников проверили паспорта. Засыпанная песком дорога вела на Хотан. Экспедиционный караван шел по Великому шелковому пути. Пустыня дышала жаром. По дороге попадались войлочные юрты киргизов, глинобитные домики, мазары,   грязные и пыльные поселки. Рерих расспрашивал о древних городах, о буддийских храмах, некогда стоявших здесь. Но никто ничего о них не знал. Седобородые аксакалы качали головами и вздыхали.   

Экспедиции  дошли   до китайской границы и 3 октября уже   держали курс на Хотан
         
 В Синьцзяне было неспокойно, ползли слухи о произволе, чинимом хотанским амбанем. К середине октября экспедиция подошла к Хотану. Пыльный, шумный город производил удручающее впечатление. Ничего подходящего для стоянки найти не удалось. Расположились в саду, в самом центре города. Толпы любопытных бездельников, одетых в живописные лохмотья, осаждали прибывших. Они шумели, мешали отдыхать, не давали работать.

Николай Константинович и Юрий Николаевич нанесли визит даотаю, хотанскому губернатору. Во время визита за их спинами стояли вооруженные охранники. Губернатор Ма, разыгрывая гостеприимного хозяина, вежливо улыбался и щурил узкие глаза. И было что-то двусмысленное и скользкое в этом губернаторском прищуре.

 Через несколько дней власти не признали китайского паспорта Рерихов и потребовали паспорт царской России. Отобрали оружие, запретили вести научную работу и рисовать. Солдаты пришли с обыском. Экспедицию фактически арестовали. Потянулись томительные дни ожидания и бесполезных переговоров. Телеграммы, которые посылал Рерих, сообщая о бедственном положении экспедиции, возвращались обратно.

Наступила зима. Снег покрыл унылые окрестности Хотана. «Надо суметь уехать. Несмотря на морозы надо ехать», – записал Николай Константинович в своем дневнике. Они наняли верблюдов, нашли проводников. Приготовили красно-желтое знамя с черной надписью: «Ло, американский художественный офицер». Но вырваться не удалось. Путешественники оказались узниками тупого даотая и невежественного жестокого амбаня.

Наконец, с большим трудом Николаю Константиновичу удалось найти надежного человека и отправить с ним письмо советскому консулу в Кашгар.
 
«Уважаемый господин консул! – писал он. – Из прилагаемых телеграмм Вы увидите, что наша экспедиция, о которой Вы уже могли слышать, терпит притеснения со стороны китайских властей Хотана.

Мы уверены, что во имя культурной цели экспедиции Вы не откажете в своем просвещенном содействии. Не найдете ли возможным известить соответственно власти в Урумчи, а также послать прилагаемые телеграммы через Москву».

Советский консул немедленно принял меры. Синьцзянский генерал-губернатор издал приказ об освобождении экспедиции. В конце января 1926 года экспедиция покинула Хотан и к февралю достигла стен Кашгара. После

Кашгара вновь началась пустыня.     В Урумчи Рерих связался  с Генеральным  консулом  СССР в Китае Быстровым-Запольским. Вскоре пришло разрешение на въезд в Советскую Россию, подписанное наркомом иностранных дел Г.В.Чичериным.

Рерих оставил консулу на хранение свой дневник и завещание. Он не был уверен, что экспедиция благополучно дойдет до советской границы. В случае гибели экспедиции все ее имущество и картины переходили советскому правительству.
Считается, что  в  это  время  была,  уточнена    и  тайная  цель  экспедиции.






 


Рецензии