Не смог понять?..
Если читатель находится в долгу пред самим собой за понимание всего того, что он действительно прочитал, то "не смог понять" - это проблема читателя, а не автора!
Понять же можно только то, что прочитано полностью. Очень часто нельзя понять то, что прочитано не полностью, а кусками, отрывками, отдельными строчками.
Получается, что понимание литературного произведения - это система, то есть определённое множество элементов, между собой определённым образом связанных.
До сих пор ещё встречаются читательницы и читатели, которым для того, чтобы понять литературное произведение не обязательно читать его полностью. Но для такого понимания читательница и читатель должны определить характер связанности кусков, частей текста в единое произведение.
В соответствии с тем, как люди читают, они до сих пор делятся на тех, кто с первых строк:
1. "Просекает", то есть понимает, или чувствует то, как связаны между собой части литературного произведения, и ей, или ему, сразу становится скучно читать, не хочется тратить время на дальнейшее чтение произведения.
2. Понимает или чувствует, как связаны между собой все куски произведения, но желает пролистать-посмотреть произведение, чтобы выхватить из него куски, фразы, части, из которых, зная, как они связаны между собой, можно слепить или понимание всего произведения, или достаточно целостное представление о нём. Так до сих пор читают литературно-художественные произведения литературные критики, если они ещё остались в человечестве.
3. Начинает получать удовольствие от чтения литературно-художественного произведения, но имеет или свойство уставать не только от работы, но и от чтения, или является настолько занятым и самодисциплинированным человеком, женщиной или мужчиной, что не может не прервать, не приостановить чтение даже того произведения, чтение начальных составляющих которого доставило ей, ему удовольствие.
4. Получает удовольствие от чтения литературно-художественного произведения, от чего она, или он, не могут оторваться до тех пор, пока не дочитают произведение до его завершения. Литературоведы, искушённые в чтении и прочитавшие очень много произведений классиков, на первый взгляд не могут так читать: увлечённо и не отрываясь от чтения произведения до его полного завершения. Но некоторые профессиональные литературоведы, особенно из тех, кто следят за современным литературно-художественным процессом, читают именно так!
Представители всех рассмотренных здесь категорий, или хотя бы групп читателей, могут достичь понимания тех литературных произведений, с которыми они ознакомились, или которые прочитали, но представителям третьей группы для того, чтобы они вернулись к прерванному, по необходимости, чтению, нужно не понимание, а память об удовольствии, полученном при чтении начальных частей рассматриваемого литературно-художественного произведения.
Заботиться о сохранении памяти об удовольствии, полученном при чтении начальных строк или частей произведения, не нужно авторам небольших литературно-художественных произведений. Может быть, поэтому многие современные авторы предпочитают создавать не повести и романы, а миниатюры и рассказы?
Представителя первой группы, как искушённого, но не своего читателя, как ни биться, автору не привлечь к чтению своих произведений. Нужно искать своего читателя!
Литературные критики, как представители второй группы читателей, листают-знакомятся с разными частями произведения, чтобы подтвердить верность своей первоначальной догадки о том, как автор связывает в единое целое разные фразы и части своего произведения.
Одни литературные критики пишут положительные рецензии тем, относительно произведений которых их, критиков, первоначальные догадки подтвердились.
До сих пор есть и те литературные критики, которые любят быть обманутыми, и пишут положительные рецензии на те литературные произведения, связаннось частей которых в единое целое оказалась совсем не такой, как думалось критику в самом начале чтения рассматриваемого им произведения.
Тем же, которым скучно работать с пониманием их произведений литературными критиками, нужно помнить о том, что представители третьей и четвёртой групп читательниц и читателей получают удовольствие от чтения первых строк литературно-художественного произведения, если в них содержится что-то одно из составляющих, или все сразу данные составляющие:
1. Тайна, или секрет, который хочется разгадать читателю.
2. Привлекательность героя или героини произведения.
3. Красота, художественная образность или лёгкость прочтения сочетаний слов.
4. Обещание увлекательности наблюдения за развитием сюжета произведения.
5. Глубина как прошлого, так и самой личности героя, или героини, произведения.
Уже этих пяти составляющих удовольствия от чтения первых строк литературно-художественного произведения достаточно, чтобы сделать вывод:
Сочинительское мастерство автора литературно-художественного произведения заключается в обеспечении не столько понимания читателями его произведений, сколько в сохранении, при чтении всего его произведения, если не наслаждения, то хотя бы удовольствия, возникшего у читательницы, или читателя, при чтении начальных составляющих произведения автора.
Свидетельство о публикации №223081700161