Ляличи, Ляличи...

ПО ДОЛИНАМ И ПО ВЗГОРЬЯМ.

Итак - ЛЯЛИЧИ:

В начале – две исторические справки.

Первая:

    120 лет со времени пребывания цесаревича Николая на Дальнем Востоке (1891):

   …Путешествие наследника началось 4 ноября (23 октября) 1890 г. со станции Гатчина по железной дороге на Варшаву, затем через Вену до Триеста, морского порта на Адриатическом море. Здесь цесаревич и сопровождающие его лица пересели на фрегат «Память Азова», который на всём пути следовании сопровождал военный крейсер «Владимир Мономах» под командованием контр-адмирала В. Г. Басаргина, и направились к берегам Греции…

   … 23 (11) мая 1891 г. три пушечных выстрела с приморских батарей оповестили горожан о том, что фрегат «Память Азова» в сопровождении тихоокеанской эскадры под командованием вице-адмирала П. Н. Назимова подходит к Владивостоку…

   … После трогательного прощания с эскадрой и с Владивостоком началось сухопутное путешествие цесаревича на лошадях по Приморской области.

  Торжественные встречи были оказаны высокому гостю в сёлах Никольском (ныне г. Уссурийск), Осиновке, ЛЯЛИЧИ, Спасском. Дальнейший путь до Хабаровки проходил по р. Уссури. Цесаревич останавливался в казачьих посёлках Венюково и Казакевичи, которые, как и везде, встречали его хлебом-солью, подарками, показом казацкой мощи и удали. 10 июня (29 мая) цесаревич прибыл в Хабаровку…


    Вторая: исторический труд В.К. Арсеньева «По Уссурийскому краю»
(«Рубеж», Владивосток. 2007, том I, стр. 75).

    IV. «Происшествие в корейской деревне».

   «…Наша тропа стала подниматься влево в горы и уела нас от реки версты на четыре. В этот день мы немного не дошли до деревни ЛЯЛИЧИ (курсив мой) и заночевали в шести верстах от неё на берегу маленького и извилистого ручейка.

    Вечером я сидел с Дерсу у костра и беседовал с ним о дальнейшем маршруте по реке Лефу. Мне очень хотелось взглянуть на озеро Ханка, воспетое Н.М. Пржевальским. Гольд говорил, что далее пойдут обширные болота и бездорожье, и советовал плыть на лодке, а лошадей и часть команды оставить в ЛЯЛИЧАХ. Совет его был вполне благоразумный. Я последовал ему и только изменил местопребывание команды…».

    А вот что о нем вещает Википедия:

   «Село Ляличи Михайловского района Приморского края.
В июле 1885 г. 11 семей из Полтавской и Черниговской губерний прибыли и поселились на берегу реки Лефу (район Широкой) (ныне Илистая).

   Хозяйственные принадлежности и инвентарь получили из переселенческого склада во Владивостоке, а также по 347 руб.20 коп. от переселенческого управления на приобретение разного скота, который покупался в г. Никольск — Уссурийске. В 1886-1887 годах прибыли еще 34 семьи. В 1890 г. в селе проживало 80 семей.
 
    В 1905 г. на средства казны селения была выстроена начальная школа. В 1923 г. в селе Ляличи была организована “Ляличинская земледельческая артель”. В 1926 г. правление артели подало заявление о выделении 30 десятин земли под рисосеяние.

    В 1930 году в с. Ляличи были организованы два хозяйства — колхоз имени Фрунзе и   корейский колхоз “Полярная звезда”.
    В селе уже были построены контора, столовая, общежитие, ясли, жилой дом, кузница. Определили места для строительства бани, прачечной, хлебопекарни. Они должны были расположиться вдоль речки Лялюхе, именно так обозначена река на карте 30-х годов. На 1934 год в колхозе состояло 62 двора, членами его считались 296 человек, из них трудоспособных -134. В колхозе имелась молочно-товарная ферма — 85 голов крупного рогатого скота, овцетоварная, занимались пчеловодством, сеяли рожь, овес, гречиху. С 1931 года поля обслуживала Ипполитовская МТС.

    У корейского колхоза “Полярная звезда” судьба сложилась иная. Согласно архивным данным в 1937 году, коллектив в 223 человека был выселен в Казахстан.

    В настоящее время в селе Ляличи проживают 1500 человек. Действующие предприятия: ЗАО “Примко” — 2 отделение, выращивают зерновые: ячмень, овес, пшеницу, сою. ООО “Армада” — (ЧП Первов), занимаются выращиванием зерновых, бахчевых, овощей. Действует мини-завод, выпускающий шлакоблоки. На территории села работают 7 частных магазинов, образовательная школа — обучается более 200 детей, детский сад.
 
   Через село проходит автотрасса «Уссури», до станции «Сибирцево» (на север) около 15 км, до районного центра «Михайловка» (на юг) около 40 км, до поселка «Кремово» (на юг) около 16 км. Западнее села пролегает железная дорога Хабаровск — Владивосток.

   В окрестностях села Ляличи располагались воинские части МО РФ до 2009 года. В селе имелся гарнизон для проживания военнослужащих. В настоящее время гарнизон передан Кремовской сельской администрации, большинство домов в аварийном состоянии. Гарнизонный офицерский клуб, офицерское кафе, здания двух общежитий разрушены. На территории гарнизона работают два магазина».

   Ну, о военной инфраструктуре этих мест надо рассказывать отдельно. Здесь, пожалуй, ограничусь пока маленьким вступлением.

   Мы прибыли в гарнизон из Уссурийского аэропорта на такси, успев поверхностно обозреть живописные окрестности и ласковую природу здешних мест, мысленно сравнивая её с суровыми Чукотскими просторами. В гарнизоне нам указали наше будущее жилище, предупредив, что военнослужащие нашей части находятся далековато от гарнизона, в сопках, но на обед их привозят в гарнизон. Вскоре подошел автобус и молодой, но крупный и решительный старший лейтенант (им оказался Володя Мельников), оказавшийся зам по тылу части, повел нас в подъезд, на 5-й этаж, где, без ключа, но с помощью топора, вскрыл запертую дверь, которая под его ударами успешно рухнула вовнутрь вместе с дверной коробкой. «Располагайтесь!» - молвил он. Так, по-военному просто произошло наше заселение.


Рецензии
Заселение в квартиру, Виталий, впечатляет! Очень интересная историческая часть.
С дружеским приветом
Владимир

Владимир Врубель   17.08.2023 11:36     Заявить о нарушении
Да, это когда-то было, было...
Спасибо. Потом появились совсем
другие проблемы...
Виталий

Виталий Голышев   17.08.2023 12:10   Заявить о нарушении