Введение

Наверняка возникает вопрос, почему интеллигентность? Тем более, что однокоренным словом "интеллигент" люди обзывают друг друга... Опуская детали, отвечу коротко: из-за определения. Такие явления называют системообразующими.

Несмотря на существующее обилие[1], одного, всеми признанного определения интеллигентности на сегодняшний день, к сожалению, нет[2]. На ком лежит за это вина, приходится только догадываться, а вот беда это наша общая. Из-за этого мы до сих пор не имеем единой системы ценностей, из-за этого мы теряем одно поколение за другим, отдавая сердца своих детей на откуп зарубежному влиянию, из-за этого увеличивается пресловутый разрыв между интеллигенцией и народом; и все эти проблемы, по кругу подпитывая друг на друга, сопровождают нас уже не одно десятилетие.

И это при том, что существует замечательное определение интеллигентности, способное этот порочный круг разорвать и с перечисленными проблемами постепенно справиться. Вот оно:

"Интеллигентность — совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом к людям, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте — считающимся носителями культуры. К числу основных признаков интеллигентности относится  комплекс важнейших интеллектуальных и нравственных качеств" (Головин С.Ю. Словарь практического психолога // psychology.academic.ru.).

Особенностей у данного определения несколько, но главными из них являются следующие:

- именно это определение позволяет получить перечень качеств, к обладанию которыми  должен стремиться каждый человек, получающий образование[3];
- именно это определение позволяет создать программу воспитательной работы в учреждениях образования Российской Федерации[4];
- именно это определение позволяет установить подлинную взаимосвязь, взаимовлияние и взаимозависимость интеллигенции с социумом[5].

Ниже такой перечень представлен.

Следует обратить внимание, что право каждого качества находиться в нем подтверждено цитатами из авторитетных источников.

Нужно, также, иметь в виду, что данный перечень не претендует на завершенность, поэтому при наличии целесообразности может быть как сокращен, так и дополнен.

___________________

1. См. https://didacts.ru/termin/intelligentnost.html
2. Гуманитарная наука на этот счет говорит следующее: "Мы выяснили, что одного раз и навсегда данного определения интеллигентности быть не может, что главная сложность теории интеллигентности и состоит в определении основания идеологии интеллигентности и формулировке непротиворечивого определения. В науке на сегодняшний день не существует выработанной парадигмы определения интеллигентности и даже нескольких конкурирующих между собой парадигм. Такие парадигмы, возможно, существуют в народном сознании, но они не закреплены рационально. В науке выработка парадигмы изучения интеллигентности представляется перспективной задачей неблизкого будущего" (Труфанов А.А. Формирование интеллигентности студента средней профессиональной школы в процессе изучения дисциплин гуманитарного цикла).
3. Если осмыслить вышеприведенное определение интеллигентности, естественно возникнет вопрос: «Какими качествами должен обладать интеллигент, чтобы ожидания вырастившего и просветившего его общества оправдать?». Проанализировав публикации, посвященные интеллигенции, интеллигентам и интеллигентности, получить ответ на этот вопрос довольно просто.
4. См. сборник "Воспитание интеллигентности".
5. Такая взаимосвязь способна проявляться при наличии у представителей интеллигенции стремления оправдывать ожидания социума относительно свойственных им личностных качеств.


Рецензии