Текстурное рисование на компьютере. Кисть N7

  Кисти, рисующие в графическом редакторе, могут иметь различное устройство. Именно устройство кисти, организующее заполнение следа кисти окрашенными пикселями, отличает кисти друг от друга и придаёт произведениям, исполненным ими, своеобразный и узнаваемый эстетический шарм. Так, прозрачная и перетекающая по пикселям акварель с окантовкой края, отличается по своему внешнему виду от непрозрачных следов имитирующей масло кисти №1. А след мастихина не похож на след кисти, предназначенной для рисования волос.

  Кисти Фотошопа, в основе которых лежит принцип штампа, также легко узнаваемы, даже в том случае, когда художник, стремясь к разнообразию в своей работе, использует текстуру, то есть, заранее приготовленные неоднородности отпечатков или приготовленные картинки, иногда даже что-то изображающие.
  Собственно, сама идея текстурного рисования в общем-то неплоха, и некие преференции в рисовании она даёт. Я тоже решил ввести в свой редактор кисть с текстурным рисованием, и мы с вами сейчас обсудим, что из этого получилось.

     ПАТТЕРНЫ ДЛЯ ТЕКСТУРНОГО РИСОВАНИЯ
 
  Основой текстурного рисования служат паттерны – небольшие картинки, заключённые в квадрат 100х100 (большой паттерн) или 50х50 пикселей. Выводятся эти изображения на рисунок целиком, то есть, в виде квадрата, и по-пиксельно, то есть, поочерёдно – по строкам и столбцам по каждому отдельному пикселю, а поскольку даже такого не очень большого количества пикселей для быстрых движений кисти это много, и компьютер имеет тенденцию зависать, то применяются ухищрения, чтобы сделать рисование более быстрым.
 
  Паттерны находятся на специальном листе, разлинованном под большие паттерны. Лист появляется и исчезает при кликах по кнопке с маленькой буквой «о» на левой панели. Выбор паттерна осуществляется кликом по его изображению.
  Какой паттерн будет выбран – маленький или большой, зависит от цвета квадратика в левом верхнем углу листа – он может быть коричневым, таким, как на иллюстрации, или синим – в этом случае выбирается большой паттерн. Маленькие и большие паттерны могут находиться на листе вперемешку, и это удобно в практической работе.
  Под квадратиком в углу находится штрих-код, он нужен при переносе изображения паттернов с рисунка лист – в отсутствии правильного штрих-кода такой перенос будет заблокирован, а при наличии штрих-кода – пожалуйста, клики по кнопке «о» правой кнопкой мыши позволяют осуществлять перенос в обоих направлениях – с листа на рисунок или с рисунка на лист. Как результат такого обмена, мы можем иметь листы с разными нарисованными на них паттернами и менять, и использовать их по мере необходимости.

     РЕЖИМЫ РАБОТЫ КИСТИ №7

  Как только кликом по листу мы выбрали паттерн, его изображение обводится красной рамочкой, а цвет всех пикселей считывается в специальный числовой массив. Делается это для ускорения будущего процесса рисования, дело в том, что цвет, записанный в числовой массив, читается в сто раз быстрее, чем цвет, находящийся на рисунке.
  Одновременно с записью цвета, в другой массив числами от 0 до 1 записывается яркость тона пикселя – это нужно для расцвечивания изображения в цвета, отличные от тех, какими был раскрашен паттерн, так, например, можно получить то чёрно белое изображение головы мальчика, которое вы видите на иллюстрации, и те светло коричневые и голубые следы кисти, которые вы тоже там видите.
  Изображения на паттернах окружены чисто белым цветом, и этот цвет считается прозрачным – он не выводится на поле рисования, и на этих местах в следе кисти остаются прогалы, однако, поскольку оттиски паттерна на рисунке появляются часто (расстояние, интервал между оттисками задаётся кнопкой на верхней панели), то оттиски накладываются друг на друга, и прогалы становятся незаметными.

  Основные режимы работы кисти устанавливаются с помощью кнопки буквенных опций «_bcde опции», которая находится на левой панели. Если никакие опции на этой кнопке не установлены, то рисование происходит так –

  Как только стилус опустится на планшет и чуть-чуть подвинется, вокруг точки касания на рисунке возникает очень маленькое изображение паттерна. При удаления стилуса от точки касания изображение увеличивается, а при приближении стилуса к точке касания оно вновь уменьшается.
  Максимальный размер увеличенного изображения равен размеру паттерна, если движки на кнопках выше и ниже кнопки буквенных опций находятся в указанном на иллюстрации положении. Но размер может быть и другим – размер по вертикали регулируется верхним движком, а размер по горизонтали – нижним. В зависимости от увеличения, изображение рисуется точками размером в один, два или три пикселя.
  Имеется ещё и регулятор поворота – движок, находящийся на левой панели, во включённом состоянии поворачивает изображение вплоть до углов 180 градусом в ту или в другую сторону. В помощь движку поворота работает кнопка «стиль рисования», находящаяся над номером кисти – с её помощью возможно отразить изображение в направлениях слева-направо или сверху-вниз.
   
  Заглавное D на кнопке буквенных опций создаёт режим, в котором увеличивающееся изображение не стоит на месте, а двигается вместе со стилусом. Этот режим удобен для того, чтобы затаскивать оттиск в нужное место с тем, чтобы затем более точно прилаживать его.

     ФИНИШНЫЕ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ

  После того, как оттиск сделан на нужном месте и стилус оторван от поверхности планшета, настаёт время финишных изменений и перемещений оттиска. Становятся активными и начинают работать клавиши со стрелочками в углу клавиатуры ноутбука. Нажимая их по отдельности или совместно с клавишами Ctrl, Shift или Alt, можно сдвигать и поворачивать оттиск, а также, сдвигая центр оттиска, получать изображения в ракурсе. Используя движки снизу левой панели, можно искажать края оттиска, выгибая его. Именно таким способом из вертикальной палочки были сделаны кривые ветки дерева.
  Используя упомянутые выше движки, можно менять размер оттиска, отдельно по вертикали и горизонтали. Наконец, используя клавишу Пробел, можно закрепить оттиск в непрозрачном или полупрозрачном виде.
  Накладывая друг на друга получаемые аппликации, легко можно реализовать метод перекладки, и создавать таким способом кадры анимационного фильма.

  Но всё это только одна ипостась текстурного рисования кистью №7. Другое, не менее важное применение, это обычное рисование кистью и рисование с расширенными интервалами, создающее массовую аппликацию типа зарослей кустов или кроны дерева, морских волн или толпы сидящих или идущих людей. Познакомимся с этими возможностями поближе.

     РЕЖИМ РИСОВАНИЯ КИСТЬЮ №7

  Режим рисования включается постановкой заглавного В на кнопке буквенных опций. В этом режиме изображение расширяется и, как и в режиме D, движется вместе со стилусом, оставляя на своём пути закреплённые отпечатки с тем интервалом, который выставлен на кнопке верхней панели.
  Чтобы поспеть за быстрым движением стилуса программой читаются не все пиксели паттерна, а только четвёртые – из каждой четвёртой строки и каждого четвёртого столбца. Соответственно, и размеры пятна делаются в четыре раза меньшими. В остальном же всё работает точно так же, как и в режиме получения отдельного оттиска.
  За исключением прозрачности – в режиме рисования след кисти может быть полупрозрачным. Степень его прозрачности регулируется цифрой на кнопке Плотность. Прозрачность следа требует чтения цвета пикселя той точки, на которую окрашенная точка оттиска ставится, поэтому процесс рисования с полупрозрачным следом несколько замедляется.

  В режиме рисования оттиски следуют друг за другом с интервалом, который задаётся кнопкой на верхней панели. Когда цифра на этой кнопке равна 1-6, то это режим небольших интервалов. Заглавная буква С, поставленная в этом режиме на кнопке буквенных опций, заменит раскраску выбранного образца на активный цвет и цвет, выставленный как цвет фона, смешав их в пропорции равной яркости тона паттерна.

  Если образец представляет собой чёрный круг на белом (прозрачном) фоне, то мы получим кисть с жёстким краем, красящую активным цветом. А если круг но образце имеет чёрный центр и светло серый край, то тогда кисть будет иметь активный цвет в центре и цвет фона по краю, однако край этот будет по-прежнему жёсткий. Для кисти №7 иного не предусмотрено.
  Сделать опцию мягкого края несложно, но я пока решил этого не делать, поскольку кисть и так перегружена разными опциями. Например, она может создавать зернистый след, разной степени разреженности.

     РЕЖИМ МАССОВОЙ АППЛИКАЦИИ

  Режим рисования с интервалами 7-9 это особый режим – во-первых интервалы в нём делаются заметно более длинными, а во-вторых, перекраска в другие цвета отменяется.
  Вместо этого в режиме рисования с интервалами 8 и 9 действует режим случайной перестройки параметров. Угол наклона оттиска случайным образом меняется в пределах, заданных движком на верхней панели.

  Во включённой буквенной опции С цвет не формируется так, как при работе с малыми интервалами, а подкрашивает изображение поочерёдно – активным цветом, цветом фона и чёрным. Движки, расположенные внизу левой панели, во включённом состоянии создают случайные изменения размера оттиска по вертикали и горизонтали. К этому можно ещё добавить случайное тонирование производимое кнопкой «численная опция».
    Описанные действия позволяют создавать массовую аппликацию, изображая, например, кроны деревьев, траву, заросли цветущих кустов, или толпу людей.

  Итак, мы видим, что возможности текстурного рисования, осуществляемые кистью №7 весьма богаты. Особенно по части перекладной анимации. Однако другие кисти, имеющие в качестве основы не паттерн, а, например, пиксельный круг, по моему мнению, для рисования подходят больше.
  То же самое можно сказать и про Фотошоп. Метод оттисков в нём используется как основной, единственный и универсальный. И это сильно ограничивает возможности для рисования в нём.

__________
17.08.2023    


Рецензии