Духовность
«Духовность как качество личности – способность проявлять высшую природу человека, свои лучшие качества посредством налаживания устойчивой связи с Высшим Духовным Источником, удовлетворение наряду с физическими, эмоциональными и интеллектуальными, духовных потребностей, получения духовного знания и следования духовной культуре» (Ковалев П.Д. Духовность, — podskazki.info).
Как качество личности, духовность является одним из элементов кластера порядочности, способствуя удовлетворению потребности в уважении посредством адекватной самоидентификации.
Духовность входит в «совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте — к людям, считающимся носителями культуры»:
«Чтобы быть истинным интеллигентом, не достаточно быть образованным, начитанным и грамотным человеком. Ведь интеллигентность — это прежде всего духовность личности» (Булаева Д. Кого сегодня можно считать интеллигентом?).
Интеллигентность определяется не владением хорошими манерами или иностранными языками, не умением сочинять стихи или ставить спектакли, не способностью понимать Платона и Гегеля (хотя по многим сущностным обстоятельствам деятельность интеллигента связана с этими навыками). В первую очередь это потребность и способность соотносить свою жизнь и профессиональную деятельность с общими проблемами бытия, с сохранением и утверждением духовности и душевности человеческого существования в мире» (Праздников Г.А. Мир человека и жизненная позиция интеллигента).
«Образ интеллигентности, воплощенный в художественных произведениях, позволяет сделать вывод, что интеллигентность — это светская духовность, стремление познать смысл жизни с помощью науки, разума» (Ларионова Е. Природа и сущность понятия интеллигентность).
«Главным признаком интеллигентности следует считать … преобладание духовных интересов над материальными» (Яковкина Н.И. История русской культуры XIX век).
«Интеллигент, как и любой другой человек, имеет в своей жизни группу простых потребностей. Но они не стоят у него на первом месте. На первом месте стоят высшие потребности интеллектуального и психологического, духовного и эстетического плана. И даже среди этих четырех видов на первом месте, безусловно, стоят именно духовные потребности» (Алтунин А.Н. Интеллигентность).
Духовность — одно из качеств современного национального воспитательного идеала.
Результат воспитания духовности — интерес к духовности как качеству личности, уважительное отношение к духовно развитым людям, стремление быть духовно развитой личностью, критическое отношение к бездуховности.
Ист.: https://narusin.ru/spirituality/
Свидетельство о публикации №223081700463