Память и концепт театра в сохранении произведения

Исследования интеграции Науки и Искусства

Философия воплощения жизни человеческого духа и разума

Исследование сохранения живого произведения театрального искусства

и

литературный проект «Твёрдый знакЪ»


Заметка
О соединении жизнеописания и концепта театра в сохранении живого произведения театрального искусства


В заметках и исследовании мной рассматривается несколько подходов к сохранению живого произведения театрального искусства, и среди их числа традиционных подход жизнеописания, или летописи театра, и подход, основанный на концепте театрального искусства.

Жизнеописание и пример сохранения живого произведения в памяти эффективно соединять с концептом театрального искусства. Ярче всего это соединение проявляется, когда жизнеописание осуществляется самим носителем концепта. Но ещё более примечательным является возможность объединения памяти о живом произведении искусства разных людей, что позволяет сохранить его целостность. Таким образом «живая память» носителя концепта театрального искусства даёт возможности не только восстановить детали, но в том числе осуществить профессиональный анализ, что рассматривается на примерах.

К примеру, на основе материала, представленного в книге «Люди театра», можно соединить отдельные воспоминания В. Гиляровсвкого с описанием К.С. Станиславским подготовки к постановке пьесы Максима Горького «На дне»: встреча с самим Гиляровским и организация экспедиции в «трущобы» всей труппы в 1902 году - это было совместное «изучение нравов… ради «Дна» [1]. И соединение нескольких источников данных живой памяти будто стирает границы только произведения, давая ему вылиться в жизнь широкой рекой сквозь время. Так в тексте можно обнаружить, что спустя годы после спектакля В.А. Симов прислал В. Гиляровскому зарисовку «хитровской ночлежки», в которой жили актёры и переписывали тексты, а на самом деле рисунок точно повторял декорации к постановке «На дне»[1].

Безусловно, это только воспоминания, но в соединении с концептом театра и поставленной целью сохранения живого произведения театрального искусства, благодаря живой памяти можно многое восстановить. Это пример ретроспективного исследования, и в настоящее время возможно запечатлевать живое произведение искусства, не теряя его ценностного содержания в прошлом. Тем не менее, именно то традиционное жизнеописание театра вызывает к жизни многие подробности, которые даже по видеозаписи не могут быть прочувствованы, но запечатлеваются через концепт. Хотя сохранение информации о живом искусстве в цифровом формате – та же «живая память», важно сохранение духа, смысла, процесса творения. К примеру, впечатления В. Гиляровского о «Гамлете» в исполнении Ф.К. Вольского – пусть и через призму его личного восприятия, но именно оно и позволяет прочувствовать те живые места постановки, на поиске которых акцентирует внимание К.С. Станиславский [2]. И вот как чувствуются особенности той постановки, которую вы сами не видели, но которую описывает Гиляровский, о том, как перед началом спектакля Ф. Вольский сказал Гиляровскому «Вы увидите Гамлета», настоящего, - и он его видел, и только так, как в исполнении Южина, Вольский мог обращаться с плащом: он «одним взмахом накинул на себя тяжёлый плащ, который сразу красиво задрапировал его фигуру» [1]... И сами эти подробности оживают в сознании.

Репетиции также позволяют широко взглянуть на создаваемое живое произведение театрального искусства, а их фиксация – сохранить варианты, находки и открытия в связи с творимым произведением. В сравнении это напоминает сохранение тех же эскизов и набросков художником, и порой именно данные эскизы могли бы обрести своё воплощение, свою подлинную жизнь. К примеру, записи Г.А. Товстоногова о репетициях «Трёх сестер» А.П. Чехова в 1964-1965 годах [3]. Фактически, в тексте излагается сам подход к постановке с одновременным описанием как раз содержания произведения, той внутренней сути, которую не видит, но ощущает зритель, и которая воплощается в постановке, к примеру, о характере Солёного, его колебаниях, о том, что «ничто не должно быть задано заранее. Чехов этого не терпит» [3].

Так этот традиционный способ биографии театра вместе с современным концептом театрального искусства составляют один из подходов к сохранению живого произведения. Но концепт театрального искусства может быть и индивидуальным, что необходимо учитывать для объективного запечатления. Например, концепт Шиллера: «театр – источник истины», «нравственное и духовное совершенствование людей» [4]. Или концепт Вс. Мейерхольда - на примере статьи к постановке «Дона Жуана» Мольера [5], для которой он предлагает возможные методы с одновременным анализом  - углубленный концепт театра. Он обращает внимание на то, что в данной постановке произведения особое внимание уделяется организации сцены и сближение со зрителем, отсутствие занавеса – эти и многие другие детали позволяют прочувствовать атмосферу той эпохи, в которой были устремления самого автора в борьбе за внесение нового и изменение уклада и принятых традиций. В данной статье Вс. Мейерхольд поднимает важную как для воплощения, так и для сохранения живого произведения театрального искусства, проблему – характер произведения и выстраиваемые временем конкретной эпохи рамки: либо когда авторский замысел шагает за пределы настоящего, или восприятие произведения возможно исключительно через «призму атмосферы» прошлого [5], или само произведение будто вбирает «ноты нашего времени, и это делает пьесу для современной публики особенно значимой» [5].

Многообразие вариантов восприятия и индивидуальные особенности сознания играют важную роль в запечатлении живого произведения театрального искусства, и для достижения данной цели сохранения вырисовываются чётко определенные задачи в разработке единого подхода наряду с биографическим методом, и основой в данном исследовании служит концепт театрального искусства. Для сохранения живого произведения как и для его воплощения точка соприкосновения находится в понимании процесса творения. Это самое «как» и «каким образом» страстно желал постичь в начале своего жизненного пути К.С. Станиславский [2]. Так и Фёдор Шаляпин пишет о том, что как создаётся сценический образ актёром можно сказать приблизительно, но сам он должен об этом знать [6]. Знать путь и пройти его - воплощение жизни человеческого духа и сохранение этой жизни. И как не завершить эту заметку примером совпадения слова в слово фраз о жизни и театре - людей из разных сфер и стран - здесь я их объединю - «каждая постановка уникальна и неповторима как и сама жизнь» - и в этом истина.

2023, Ксения Мира, исследование и разработка подхода к сохранению живого произведения театрального искусства

Литература

[1] Гиляровский В. А. Люди театра. Повесть актёрской жизни. Государственное издательство «Искусство», Москва-Ленинград, 1941. – 278 с.
[2] Станиславский К. Моя жизнь в искусстве / Константин Станиславский. – СПб. Азбука, Азбука-Аттикус, 2022. - 576 с. – (Азбука-классика. Non-Fiction).
[3] Басин Е.Я. Семантическая философия искусства (критический анализ). – М., 1997. – 192 с.
[4] Товстоногов Г.А. Зеркало сцены: Учебное пособие. – 5-е изд., стер. – СПб.: Издательство «Лань»; Издательство «ПЛАНЕТА МУЗЫКИ», 2019. – 400 с. – «(Учебники для вузов. Специальная литература).
[5] Мейерхольд Вс. О театре. С.-Петербург, Книгоиздательское т-во «Просвещение», Забалканский пр., 75, 1913. – 208 с.
[6] Шаляпин, Фёдор Иванович. Страницы из моей жизни / Фёдор Шаляпин. - Москва: Эксмо: Яуза, 2023. - 608 с.


Рецензии