Первые блики и гримасы зари гласности

Первые блики и гримасы зари гласности
Ноябрь 1986 года

(Из записок автора)
После возращения из отпуска никак не отлажу рабочий ритм. Всё ещё расхлябанность послеотпускная.
Сегодня на партсобрании был многословен и голословен. Это лишнее. Ведь зарекся в этом коллективе ни во что не лезть и ни во что не вмешиваться. А вот всё же вылез.
Праздники минули и канули в Лету. 
Завтра сжимаю зубы и начинаю работать без скидок. Только так и не иначе. И прекратить скулёж. Нужно делать дело, а не краснобайствовать.

Между тем в Америке начинает раскучиваться спираль большого политического скандала. Началось все после публикации в ливанском журнале статьи об американских поставках оружия Ирану в обмен на освобождение американских заложников в Бейруте.
Президент США Рейган допускает возможность секретного соглашения о поставках американского оружия в Иран, но отрицает ее связь с освобождением заложников. Однако скандал набирает обороты. Спустя пару недель отстранен от должности помощник президента Рейгана по национальной безопасности виде-адмирал Джон Пойндекстер, а его сотрудник подполковник Оливер Норт уволен из аппарата Совета национальной безопасности после того, как стало известно, что деньги, вырученные от продажи американского оружия Ирану, предназначались никарагуанским "контрас"
(26 ноября президент Рейган назначает бывшего сенатора Джона Тауэра главой комиссии, которая должна выяснить роль Совета национальной безопасности в скандале "Иран-контрас").

Перечитывая дневниковые записи прошлых лет нашёл сплошное уныние. А нужно больше бы деятельности. Ныть всякий может, а вот работать несмотря на трудности…
 Ленность меня всегда губила. Будем ее преодолевать.
На прошлой неделе похоронили Валеру Никитина. В маленьком коллективе «ЗР» это первая смерть при мне.
Смерть молодого, по «нашим» понятиям человека.

Пока мы начинаем слегка пьянеть от первых глотков «демократизации» и «разоблачаться» Верховный Совет СССР принимает  закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», призванный поставить под контроль государственных органов «подпольное» предпринимательство.
Закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» стал одной из важнейших «перестроечных» реформ в сфере экономики. Фактически, он впервые с конца 1920-х гг. легализовал предпринимательскую деятельность в Советском Союзе. (НЭПа однако не получилось).
Предпринимательская деятельность граждан ранее относилась к незаконным или нежелательным видам деятельности и подлежала административному или уголовному наказанию. Принятый закон разрешал «индивидуальную трудовую деятельность в сфере кустарно-ремесленных промыслов, бытового обслуживания населения, а также другие виды деятельности, основанные исключительно на личном труде граждан и членов их семей».
По новому закону «индивидуальная трудовая деятельность в СССР использовалась для более полного удовлетворения общественных потребностей в товарах и услугах, повышения занятости граждан общественно-полезной деятельностью, предоставления им возможности получения дополнительных доходов в соответствии с затратами своего труда».
После этого индивидуальная трудовая деятельность была официально разрешена советским гражданам, но лишь в свободное от основной работы время и в строго определённых сферах. При этом категорически запрещалось использование наемного труда. Налог на доходы частных предпринимателей достигал 65%.
(Интересно, сколько нынешние наши миллиардеры платят в бюджет? Уж никак не 65% 

Короче, всё как на слогане МММ: «Из тени в свет, перелетая». 
 (Эта строка из стихотворения Арсения Тарковского «Бабочка в госпитальном саду…»   стала популярной в 1990-е гг. как слоган печально известной финансовой пирамиды МММ, причем обычно эта фраза воспринималась иронически, как фраза-символ процессов перевода капиталов из «теневой экономики» в сферу легального, но, тем не менее, сомнительного предпринимательства).

(Сейчас, когда автор монтирует свои записки и хроники тогдашнего уже полузабытого времени стало известно что в Москве умер основатель главной «перестроечной пирамиды» Сергей Мавроди.
Правда, в свете дипломатического скандала со «шпионами» в Англии и чудовищной трагедии в Кемерово, где заживо сгорели 64 человека, смерть «великого комбинатора» прошла практически незаметно).

И еще об одной публикации в газете «МК» о проститутках, которую иные хроникеры назвали «первым бликом зари гласности».
Но лучше об этом эпизоде расскажет сам автор нашумевших статей «анфан террибль» отечественной журналистики Евгений Додолев:

«Ровно четверть века назад, 20 ноября 1986 подписчики не получили «Московский комсомолец». Впрочем, по порядку. Где-то в конце октября в газете вышел мой очерк «Ночные охотницы», где – о ужас! – была сделана заява: в Стране Советов по сию пору не изжит капиталистический порок – торговля телом. «Ночных охотниц» перепечатали в европах и пошумели славно. Спустя неделю главред «МК» Павел Гусев вызвал меня к себе. У него в кабинете расположился какой-то улыбчивый брюнет и Пал-Николаич усмешливо поинтересовался:

- Ну что, Додолев, довы…вался?.

И представил мне полковника госбезопасности. Чекист, выяснилось, пришел лишь потому, что хотел предложить «углубить изучение темы». Смысл был таков: Старая Площадь считала, что проституции в стране нет, а Лубянка полагала, что очень  даже есть. Обычно, я все материалы, включая «Ночных охотниц», надиктовывал в машбюро машинистке Наде, но вот новый материал, «Белый танец» сочинял дома: мне сказали, что оперативные ГБ-материалы в редакцию таскать нежелательно. Наваялось тогда больше чем на полосу. Сокращать не стали. Решили публиковать в два этапа.

Цензура, естественно, текст из номера сняла, но Гусев взял ответственность на себя, попросив своего зама Шевчука, который вел номер от 19 ноября, отправить полосы в типографию. Было проанонсировано: продолжение – в следующем номере. Однако, 20 ноября газета, напомню, не вышла. Приехали озадаченные вожди из горкома и даже Кремля. Ну и снова чекисты. Но на этот раз совсем другие. И с иными намерениями. У них же там много управлений было разных. Поэтому «зарестовывать» приехали не те, что слили мне «фактуру про валюту», а те добры молодцы, которые трудились в Пятом управлении (это «структурное подразделение КГБ СССР, ответственное за контрразведывательную работу по борьбе с идеологическими диверсиями противника»). Забавно, что спустя пять лет именно эти люди вместе с экс-спекулянтом Володей Гусинским выстроят УЖК (уникальный журналистский коллектив) на НТВ… Неисповедимы кагэбэшные тропинки. Ну да ладно.

Целый день 20 ноября бурлили терки, Гусев куда то отъезжал, ходил мрачный, а потом редколлегия выправляла вторую часть злополучного «Белого танца». И продолжение было опубликовано лишь 21 ноября. С купюрами и какой то херней, явно надиктованной моралистами из ЦК. Закончилось все репортажами CNN и BBC ONE. Ну и… закрытым постановлением ЦК КПСС, скорректировавшим советское законодательство: в Административный кодекс была внесена статья 164-2, карающая за занятие проституцией штрафом в 100 рублей. А ныне в соответствии со статьей 6.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), те же самые шалости караются административным штрафом от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей. То есть – в масштабах цен – абсолютно то же самое! Да, с тех пор в отрасли немногое, по-моему, изменилось. Ну, я про первую древнейшую, а не про вторую».

Вот такой был «первый блик зари гласности».
Но автора это как-то не занимало. Володя Михайлов, давний коллега по «Индуське» договорился с приятелями из издательства «Молодая гвардия» написать книжицу примерно на 10 авторских листов для новой книжной серии «Журналистские расследования».
Форма – псевдодокуменальный политический детектив.
Михайлов был полон замыслами и пребывал в некоей творческой эйфории. Наш герой отнесся к идее скептически. Однако…

Составили с Володей Михайловым план-проспект «большого детектива». И немного самогона приняли. Это не есть хорошо, хотя и совсем немного. Не люблю понедельники…

Книжка эта спустя отмеренные сроки была выпущена и называлась она «Черная кошка в темной комнате» по заглавной повестюшке  нашего героя.  Такая вот «игра в детектив»!


Рецензии