Последний романтик 20века Виктор Борисов-Мусатов
Тихий и печальный романтик Виктор Борисов-Мусатов
Виктор Борисов- Мусатов, еще один любопытный художник начала века.
Когда я увидел живьем в Третяковской галерее его работу "Водоем". то был просто ошарашен.
Это совсем не картинка в книге или открытка, Работа живая,и ты здесь рядом с озером и дамами на берегу.
Все словно замерло,и озеро и отражение неба в воде,умиление тишина и покой.
Я стоял и внимательно разглядывал работу мастера.Цвет такой яркий и прозрачный, понял это темпера.
Композиция необычная для русских художников,это Импрессионизм чистой воды.
Небо есть только в отражении вводе.
Мы знаем что когда появилась фотография Импрессионисты стали делать композиции как на фото,где иногда есть половина человека.
.Очень похоже на фотографию.
А Борисов-Мусатов и был фотографом.Возможно это событие и подвигло его к созданию шедевра.
При подготовке к будущей картине "Водоем" Художнику позировали его сестра, Елена Борисова-Мусатова, и невеста, воплотившие собой образы Вечной женственности.
Он искренне писал ту эпоху, в которой были возможны естественные взаимоотношения между человеком и природой, и находил ее в садах и парках Романтизма.
Для самого В.Э. Борисова-Мусатова таким романтическим парком стала Зубриловка -
- поместье князей Прозоровских-Голицыных недалеко от Саратова.
Летом 1902 года художник много работал, писал этюды сада, дома, роз, листвы, травы.
Он много фотографировал на пленепре своих дам в одеяниях уходящей эпохи.
И, конечно, парка и двух тоскующих женщин, глядящихся в воды небольшого озерка-водоема - одного из глубочайших символов романтической эпохи.
В садах Романтизма такие озерки подчеркивали движение, непостоянство, существование как бы вне времени.
Сады романтизма были очевидно в его изломаннной душе и в мечтательной голове.
Очевидно подбирал и готовил материал к будущей картине "Водоем".
Именно здесь В Зубриловке В.Э. Борисов-Мусатов и задумал большое полотно "Водоем", самое монументальное из всех своих произведений.
Именно здесь В Зубриловке В.Э. Борисов-Мусатов и задумал большое полотно "Водоем", самое монументальное из всех своих произведений.
А теперь его волновало как вода создавала эффект зыбкого отражения.
Для него она была как стекло в здании, как глаза на человеческом лице.
За лето картина была продумана во всех деталях, впечатления приведены в стройный порядок, а осенью "Водоем" был уже написан.
Озеро или как называется картина «Водоем», с первого взгляда останавливает тебя чем- то совершенно непонятным, необычным.
Когда я впервые увидел ее в Третьяковке, то был поражен необычностью цвета, и понял это ведь не масло.
Краски словно светились своей прозрачностью, так и есть оказалось это живопись темперой и еще пастелью.
Понятно, что именно пастель дает такой голубой и яркий цвет.
А вот композиция еще более необычна, неба нет, впрочем, как и деревьев, все лишь только отражается в воде озера.
Такой хитрый ход от обратного, основная часть пейзажа показана, как я уже заметил в отражении дрожащей поверхности воды озера.
Все отражается как в зеркале, и только дамы реальные.
Тут словно Алиса в зазеркалье, или даже две Алисы сразу, жена и сестра.
И это загадочное отражение в зеркале воды расширяет пространство всего полотна картины
Такой хитрый ход от обратного, основная часть пейзажа показана, как я уже заметил в отражении дрожащей поверхности воды озера.
Все отражается как в зеркале, и только дамы реальные.
Тут словно Алиса в зазеркалье, или даже две Алисы сразу, жена и сестра.
И это загадочное отражение в зеркале воды расширяет пространство всего полотна картины.
Я почему то вдруг вспомнил картину Клода Моне «Берега Марны», там тоже все непожвижно, вода и небо как одно целое.
Но картина Виктора Борисова- Мусатова, куда более необычней и загадочней, в ней все словно замерло время и пространство.
Да и ты зритель тоже замер перед полотном в глубоком раздумье.
Вроде все так просто, но, однако это и есть самое сложное, сделать все с виду просто.
Ведь самое поростое, всегда самое сложное, для правильной передачи состояния .
Меня больше поражало, что такие люди как Кустодиев или Борисов -Мусатов, не писали чернуху, а радовались жизни.
И это не смотря на свои физические страдания (Кустодив мог работать только сидя в кресле или лежа в кровати).
Думаю "Водоем" для Борисова- Мусатого символ мирозданья.
На картине время как будто остановилось, и оно словно заколдовало, и женщины и сам водоем замерло.
Никто, никто их не расколдует, не развеет печальные грезы и тоску по уходящему времени.
Человек с трагической судьбой.
Незаурядной личностью был дед будущего художника, Борис Александрович Мусатов — его имя впоследствии художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов
В 1873 году, в возрасте трёх лет, Виктор, неудачно упав со скамейки, получил тяжелую травму позвоночника.
В результате этого несчастного случая у него начал расти горб; проблемы со здоровьем не прекращались у художника в течение всей его жизни.
И можно представить, что его ждало бы в нашей школе.
Но тогда было другое время, осенью 1881года он поступил всаратовское реальное училище.
Как шли дела у виктора в училище вспоминает его одноклассник как маленького горбатова мальчика, " с милыми кроткими, внимательными и зоркими глазами.
А ребята к нему относились по доброму, и не смеялись над его бедой, да и Виктор"...был великолерный товарищ.
Всегда отзывчив и даже веселый, что придавало особую трогательность его маленькой фигуре. вместе с мальчишками он ходил зимой на лыжах и катался на санках.
Наверное полнокровная,чистаяясная живопись Виктора Мусатова берет свое начало в детских и юношеских воспоминаниях.
Слепящее солнце,перломутровые блики на речной ряби, изумрудные россыпи зелени.
И глядя на это синие молодое небо среди белых облаков,которые любил писать Виктор напоминают разлив Волги, зеленый остров с долинами в таинсьтвенном лесу.
В училище Виктор вскоре стал лучшим рисовальщиком.,
Это училищу стало кузницей для многих известных художников в России.
В Москве в 1894 г. состоялась студенческая экспозиция, где Борисов-Мусатов выставил ряд своих произведений.
Работа «Майские цветы» заинтересовала княгиню Елизавету Федоровну.
За счет вырученных средств живописец посетил Крым, Кавказ: местные пейзажи стали темой его этюдов.
С 1895 г. Виктор Борисов-Мусатов жил в столице Франции, учился там в мастерской живописца Фернана Кормона.
Вот откуда у него влияние импрессионизма.
Где постигал приемы классической техники и любовался шедеврами парижских музеев.
Жажда грез, мечты и поэзии появилась у художника еще в годы его учебы в Париже.
Может быть там у него зародился его личный своеобразный Импрессионизм.
Здесь В.Э. Борисов-Мусатов знакомился с произведениями великих французов, и ему очень импонировало желание П. Гогена стать естественным человеком, уйти в "нетронутую цивилизацией природу". Не знаю как там Гоген, но Борисов-Мусатов это сделал.
И это имение Зубиловка да и даже Таруса в те времена почти деревня
И в довершении учеба в Петербургской Академии художеств, где его учителем был сам Павел Петрович Чистяков.
Великий преподаватель и критик живописи.
Для меня живопись Борисова-Мусатого это неизгладимая тоска по уходящему времени, а в новом похоже он себя и не видел.
Хотя достижения прогресса, фотографию использовал в своем творчестве.
Фотография позволяла увидеть композицию,со всей глубиной планов от 1го до 3го.
Понять где есть лишние детали и убрать их в будущем оригинале.
Донего это применяли и Импрессионисты, многие их композиции сделаны с фотографий, как и приемы, где обрезались некоторые детали.
С 1898 года он жил в основном в Саратове,а с 1901 года — в имении Зубриловка Саратовской губернии.
Но вернемся к Виктору и его творчеству.
На мой взгляд, у него есть одна эпохальная работа, просто шедевр на все времена.
И это без сомнения картина «Водоем», она была создана в парке имения княгини Прозоровой-Голицыной.
Реальное озеро,оно и теперь очаровательно, но тоскливо, а ранье очевидно было неотразимо.
Полагаю лет10 назад, здесь на озере,музыка и пение звучали всю ночь.
Уже тогда,когда здесь появился Борисов-Мусатов, усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая тогдашними хозяевами.
Зубриловка это самое счастливое для художника время.
Дело конечно не в самой Зубиловке, а в событиях связанных с ней.
Вот первое и самое главное.
Елена Владимировна Александрова согласилась стать его женой.
Наверняка душа его парила в облаках любви.
Возможно это событие и подвигло его к созданию шедевра.
При подготовке к будущей картине "Водоем" Художнику позировали его сестра, Елена Борисова-Мусатова, и невеста, воплотившие собой образы Вечной женственности.
Он искренне писал ту эпоху, в которой были возможны естественные взаимоотношения между человеком и природой, и находил ее в садах и парках Романтизма.
Для самого В.Э. Борисова-Мусатова таким романтическим парком стала Зубриловка -
- поместье князей Прозоровских-Голицыных недалеко от Саратова.
Он много фотографировал на пленепре своих дам в одеяниях уходящей эпохи.
И, конечно, парка и двух тоскующих женщин, глядящихся в воды небольшого озерка-водоема - одного из глубочайших символов романтической эпохи.
В садах Романтизма такие озерки подчеркивали движение, непостоянство, существование как бы вне времени.
Сады романтизма были очевидно в его изломаннной душе и в мечтательной голове.
Очевидно подбирал и готовил материал к будущей картине "Водоем".
Именно здесь В Зубриловке В.Э. Борисов-Мусатов и задумал большое полотно "Водоем", самое монументальное из всех своих произведений.
А теперь его волновало как вода создавала эффект зыбкого отражения.
Для него она была как стекло в здании, как глаза на человеческом лице.
За лето картина была продумана во всех деталях, впечатления приведены в стройный порядок, а осенью "Водоем" был уже написан.
Озеро или как называется картина «Водоем», с первого взгляда останавливает тебя чем- то совершенно непонятным, необычным.
Такой хитрый ход от обратного, основная часть пейзажа показана, как я уже заметил в отражении дрожащей поверхности воды озера.
Все отражается как в зеркале, и только дамы реальные.
Тут словно Алиса в зазеркалье, или даже две Алисы сразу, жена и сестра.
И это загадочное отражение в зеркале воды расширяет пространство всего полотна картины.
Я почему то вдруг вспомнил картину Клода Моне «Берега Марны», там тоже все непожвижно, вода и небо как одно целое.
Но картина Виктора Борисова- Мусатова, куда более необычней и загадочней, в ней все словно замерло время и пространство.
Да и ты зритель тоже замер перед полотном в глубоком раздумье.
Вроде все так просто, но, однако это и есть самое сложное, сделать все с виду просто.
Ведь самое порстое, всегда самое сложное, для правильной пердачи состояния .
Меня больше поражало, что такие люди как Кустодиев или Борисов -Мусатов, не писали чернуху, а радовались жизни.
И это не смотря на свои физические страдания (Кустодив мог работать только сидя в кресле или лежа в кровати).
Думаю "Водоем" для Борисова- Мусатого символ мирозданья.
На картине время как будто остановилось, и оно словно заколдовало, и женщины и сам водоем замерло.
Никто, никто их не расколдует, не развеет печальные грезы и тоску по уходящему времени.
Вода создавала эффект зыбкого отражения, она была как стекло в здании, как глаза на человеческом лице.
Я долго гадал, откуда такой необычный почти прозрачный голубой цвет.
А оказалось это от того, что он писал темперой и пастелью, именно в пастели такие яркие прозрачные цвета.
Пастель это по сути мелки, думаю он потом покрывал ее чем то.
Живопись Виктора Борисова-Мусатова, когда он работал над этим полотном, словно помолодела, обогатилась от наступившей душевной гармонии.
Причина понятна, осенью 1902 года он женился на горячо любимой девушке.
Любимая жена изображена сидящей у водоема, рядом с ней стоит молодая девушка в легкой накидке, хрупкая и печальная - это сестра художника.
Водоем с водой отражает остановившиеся и задремавшие на лазурном небе облака, тени немых деревьев, зной ликующего летнего дня.
И все это правдивая греза художника, для которого, может быть впервые наступили полное художественное равновесие и душевное спокойствие.
Зрителей пронизывает ощущение глубокой, как бы звенящей тишины, - той тишины, которая становится апофеозом возвышенного бытия человека в природе.
Он использует сложную технику, сочетающую темперу,пастель гуашь и акварель.
Отныне все лучшие работы Виктора Борисова-Мусатов отличаются благородной сдержанностью, матовостью цвета, они лишена бликов, и воздушной перспективы изображения плоскостные.
Как хороший фотограф Виктор использует для картины сделанное им Фото.
Они вообще балдели от фотографии, где часто обрезались края на пол дерева или даже пол человека, в зависимости от мастера.
Есть еще одна интересная работа, по сути это чистая графика.
Красивая, "Лунная" картина.
Холодный свет, как и сам колорит картины.
Дама в старинном наряде, платье с широкими рукавами,отороченными кружевом, с брошью на груди, локоны спадают на плечи.
Женщина вышла в сад и о чем-то задумалась, или размечталась.
Листва деревьев выглядит кружевом, на фоне которого стоит она.
Картина написана в любимых художником сине-голубых тонах, благодаря которым все кажется нереально-волшебным.
Такое впечатление, словно женщина стоит вся в лунном свете своей тайной мечты, мечты такой отдаленной от реальности.
Дмаа напоминает его жену.
Но возвращаясь к водоему.
Я думаю работу "Водоем" нужно видеть реально, в стличие от репродукции вы увидите совершенно другую работу и получите неизгладимое впечатление.
Возможно вы почувствуете дух того ушедшего времени, времени романтиков, таких как Кустодиев и Виктор Борисов- Мусатов.
Для этого нужно посетить Третьяковку, только и всего.
«ВОДОЕМ»
1902 -1903
Размер - 181 x 216
Материал - холст
Техника - пастель, темпера.
В. Станюкович писал о встрече с картиной:
Мы пришли к Виктору из мутной жизни.
Мы были ослеплены, красками, не понимали..
. Изумленные, мы сидели перед картиной и долго молчали.
Стояла тишина.
Виктор ходил в другой комнате.
«Как хорошо… Боже, как хорошо!» - прошептал кто-то тихо.
И широкая струя счастья залила наши сердца, словно не было низенькой мастерской, дождя за окном, этих длинных провинциальных буден.
Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели - счастливые, радостные.
И Виктор улыбался, радостно смущенный.
И еще одна работа, которая мне очень нравится, ее название словно отвечает живописи самого полотна.
Картина "Гобелен", вечер имение освещено желтым светом на контрасте с холодными тенями.
А сама картина смотрится как гобелен уходящей эпохи дворянских имений.
Все замерло, как декорация к спектаклю.
Замерли и сами актеры в необычных позах.
И здесьопять чувствуется его тоска по уходящем в прошлое,о времени уютных дворянских имений.
Борисов-Мусатов, как и Блок, ощущал не просто время, но и его будущую жестокость, агрессивность.
Он хотел жить тем, что дорого,— образами тургеневских девушек, Татьяной Лариной, ими он грезил, они стали его героинями.
Но увы гароини ушли, как и их время.
А действие он переносил не только в XIX век, но и дальше, вглубь, к XVIII веку.
При жизни критики направляли в художника острые, ядовитые стрелы.
Прянишников произнес приговор: «Переборщил», а другой припечатал: «Все это отсебятина».
Но Виктор Мусатов умел их не слушать.
Он вообще любил тишину.
Его картины напоминают старинные фрески.
И конечно еще гобелены.
Чувствуя, что мир теряет гармонию, художник спешит ее запечатлеть.
Об этом говорят и названия картины, «Гобелен» (1901), и «Осенние мотивы».
В «Гобелене» приглушенные созвучия, как «Реквием» по уходящему безвозвратно времени.
В дневниках Мусатова есть запись: «Мои помыслы — краски, мои краски — напевы».
И еще: «Когда меня пугает жизнь, я отдыхаю в искусстве и в музыке»
Художник , находясь в Тарусе начинает писать пейзажи.
Таруса, будущий город поэтов,писателей и художников.
Пейзаж «Осенняя песнь» является как бы заключительным аккордом этой краткой живописной сюиты.
Композиция его чрезвычайно проста.
Художник смотрит с высокого берега Оки на желтые кроны берез, образующих справа и слева кулисы.
В воде отражается холодное бледно-серое небо.
Над широкой полосой покрытого поблекшей травой берега поднимается синий лес.
Четкие горизонтали стволов контрастируют с мягкими плавными линиями опущенных, как бы усталых ветвей, создавая удивительный декоративный эффект.
Замыкает композицию, придавая ей законченность, треугольник журавлиной стаи, черная цепочка.
Мне кажется, и наверное так и было, это была и его "Лебединая песня"
Гуляя и любуясь окрестными пейзажами, он как-то раз в шутку сказал, что хотел бы быть похоронен здесь, на берегу Оки.
Рядом с церковью с видом реку Оку.
Кто бы мог подумать, что жизнь художника внезапно оборвется в 35 лет.
он не понимал грядущего времени, как и не видел себя в нем.
В.Э. Борисов - Мусатов скончался 26 октября 1905 года.
Он был похоронен, как завещал, на высоком берегу Оки, в Тарусе.
Возможно вспоминая Борисова-Мусатова в Тарусе позже поселились многие наши поэты и писатели.
В пяти километрах от города на правом берегу Оки находится музей-усадьба художника-передвижника В.Д. Поленова.
Свидетельство о публикации №223081700750
Недавно купила себе недорогие бусы, видимо, из халцедона. Гранёные, элегантные, спокойного зелёного цвета, будут моими "изумрудными".
Женские Истории 16.06.2024 19:03 Заявить о нарушении