Последний романтик 20века Виктор Борисов-Мусатов



   Тихий и печальный романтик Виктор Борисов-Мусатов
   
      
 Виктор  Борисов- Мусатов, еще один  любопытный  художник   начала века.

Когда я увидел живьем  в Третяковской галерее  его работу "Водоем". то был просто ошарашен.

Это совсем не картинка  в книге или открытка, Работа живая,и ты здесь рядом с озером и дамами на берегу.
 
 Все словно замерло,и озеро и отражение неба в воде,умиление тишина и покой.

Я стоял и внимательно разглядывал работу мастера.Цвет такой яркий и прозрачный, понял это темпера.
Композиция необычная для русских художников,это Импрессионизм чистой воды.
 
Небо есть только в отражении вводе.

 Мы знаем что когда появилась фотография Импрессионисты стали делать композиции как на фото,где иногда есть половина человека.

.Очень похоже на фотографию.

 А Борисов-Мусатов и был фотографом.Возможно это событие и подвигло его к созданию шедевра.
При подготовке к будущей картине "Водоем" Художнику позировали его сестра, Елена Борисова-Мусатова, и невеста, воплотившие собой образы Вечной женственности.
 
Он искренне писал ту эпоху, в которой были возможны естественные взаимоотношения между человеком и природой, и находил ее в садах и парках Романтизма.

Для самого В.Э. Борисова-Мусатова таким романтическим парком стала Зубриловка -
- поместье князей Прозоровских-Голицыных недалеко от Саратова.
 
Летом 1902 года художник много работал, писал этюды сада, дома, роз, листвы, травы.
Он много фотографировал на пленепре своих дам  в одеяниях уходящей эпохи.

И, конечно, парка и двух тоскующих женщин, глядящихся в воды небольшого озерка-водоема - одного из глубочайших символов романтической эпохи.

В садах Романтизма такие озерки подчеркивали движение, непостоянство, существование как бы вне времени.
  Сады романтизма были очевидно в его изломаннной душе и в мечтательной голове.

Очевидно подбирал и готовил материал к будущей картине "Водоем".

Именно здесь В Зубриловке В.Э. Борисов-Мусатов и задумал большое полотно "Водоем", самое монументальное из всех своих произведений.

Именно здесь В Зубриловке В.Э. Борисов-Мусатов и задумал большое полотно "Водоем", самое монументальное из всех своих произведений.

А теперь его волновало как вода создавала эффект зыбкого отражения.

Для него она была как стекло в здании, как глаза на человеческом лице. 

За лето картина была продумана во всех деталях, впечатления приведены в стройный порядок, а осенью "Водоем" был уже написан.

Озеро  или как называется картина «Водоем», с первого  взгляда  останавливает  тебя  чем- то совершенно непонятным, необычным.

Когда я впервые увидел  ее в Третьяковке, то был поражен  необычностью  цвета, и понял  это ведь  не масло.

Краски  словно  светились своей  прозрачностью, так и есть  оказалось  это живопись  темперой  и  еще  пастелью.

  Понятно,  что именно  пастель  дает такой  голубой  и яркий цвет.
 
А вот композиция  еще более необычна, неба нет, впрочем, как и деревьев, все лишь  только отражается  в воде озера.

Такой  хитрый ход  от обратного, основная часть пейзажа  показана, как я уже заметил  в отражении  дрожащей  поверхности  воды озера.

  Все отражается  как в зеркале, и только  дамы  реальные.

Тут словно  Алиса  в зазеркалье, или даже две Алисы сразу, жена и сестра.

И это  загадочное  отражение в зеркале воды расширяет пространство  всего  полотна картины
Такой  хитрый ход  от обратного, основная часть пейзажа  показана, как я уже заметил  в отражении  дрожащей  поверхности  воды озера.

  Все отражается  как в зеркале, и только  дамы  реальные.

Тут словно  Алиса  в зазеркалье, или даже две Алисы сразу, жена и сестра.

И это  загадочное  отражение в зеркале воды расширяет пространство  всего  полотна картины.
   
Я почему то вдруг вспомнил картину Клода Моне «Берега  Марны», там тоже все  непожвижно, вода и небо как одно целое. 

Но картина Виктора Борисова- Мусатова,  куда более необычней  и загадочней, в ней  все словно замерло время и пространство.

Да и ты зритель тоже замер перед полотном в глубоком раздумье.

Вроде все так просто, но,  однако  это и есть  самое сложное, сделать все с виду просто. 
Ведь самое поростое, всегда самое сложное, для правильной передачи состояния .

Меня  больше  поражало,  что такие  люди  как Кустодиев  или  Борисов -Мусатов,  не писали  чернуху, а радовались  жизни.

И это не смотря на свои физические страдания (Кустодив мог работать только сидя в кресле или лежа в кровати).

Думаю "Водоем" для Борисова- Мусатого символ мирозданья.
На картине время как будто остановилось,  и  оно словно  заколдовало, и женщины и сам водоем замерло.

   Никто, никто их не расколдует, не развеет печальные грезы и тоску по  уходящему времени. 

  Человек с трагической  судьбой.

 Незаурядной личностью был  дед будущего художника, Борис Александрович  Мусатов — его имя  впоследствии художник присоединил в качестве первой фамилии к своей родовой, отсюда двойная фамилия мастера — Борисов-Мусатов

В 1873 году, в возрасте трёх лет, Виктор, неудачно упав со скамейки, получил тяжелую травму позвоночника.

В результате этого несчастного случая у него начал расти горб; проблемы со здоровьем не прекращались у художника в течение всей его жизни.

И можно представить, что его ждало бы в нашей школе.

Но тогда было другое время, осенью 1881года он поступил всаратовское  реальное училище.
Как шли дела у виктора в училище вспоминает его одноклассник как маленького горбатова мальчика, " с милыми  кроткими, внимательными и зоркими глазами.
 
 А ребята к нему относились по доброму, и не смеялись над его бедой, да и Виктор"...был великолерный товарищ.

 Всегда отзывчив и даже веселый, что придавало особую трогательность его маленькой фигуре. вместе с мальчишками он ходил зимой на лыжах и катался на санках. 
 Наверное полнокровная,чистаяясная живопись Виктора Мусатова берет свое начало в детских и юношеских воспоминаниях.
Слепящее солнце,перломутровые блики на речной ряби, изумрудные россыпи зелени.

 И глядя на это синие молодое небо среди белых облаков,которые любил писать Виктор напоминают разлив Волги, зеленый остров с долинами в  таинсьтвенном лесу.

 В училище Виктор вскоре стал лучшим рисовальщиком.,

Это училищу стало кузницей для многих известных художников в России.

В Москве в 1894 г. состоялась студенческая экспозиция, где Борисов-Мусатов выставил ряд своих произведений.
Работа «Майские цветы» заинтересовала княгиню Елизавету Федоровну.

За счет вырученных средств живописец посетил Крым, Кавказ: местные пейзажи стали темой его этюдов.
С 1895 г. Виктор Борисов-Мусатов жил в столице Франции, учился там в мастерской живописца Фернана Кормона.

 Вот откуда у него влияние импрессионизма.

Где постигал приемы классической техники и любовался шедеврами парижских музеев.

Жажда грез, мечты и поэзии появилась у художника еще в годы его учебы в Париже.

Может быть там у него зародился его личный своеобразный  Импрессионизм.

Здесь В.Э. Борисов-Мусатов знакомился с произведениями великих французов, и ему очень импонировало желание П. Гогена стать естественным человеком, уйти в "нетронутую цивилизацией природу".  Не знаю как там Гоген, но Борисов-Мусатов это сделал.
И это имение Зубиловка да и даже Таруса в те времена почти деревня

И в довершении учеба в Петербургской Академии художеств, где его учителем был сам Павел Петрович Чистяков.

Великий преподаватель и критик живописи.

Для меня живопись Борисова-Мусатого это неизгладимая тоска по уходящему  времени, а в новом похоже он себя и не видел.

Хотя достижения прогресса, фотографию использовал в своем творчестве.

Фотография позволяла увидеть композицию,со всей глубиной планов от 1го до 3го.

Понять где есть лишние детали и убрать их в будущем оригинале.

Донего это применяли и Импрессионисты, многие их композиции сделаны с фотографий, как и приемы, где обрезались  некоторые детали.

С 1898 года он  жил в основном в Саратове,а с 1901 года — в имении Зубриловка Саратовской губернии. 

Но вернемся к Виктору и его творчеству.
На мой взгляд,   у него есть одна  эпохальная  работа, просто  шедевр на все времена.

И это без сомнения картина «Водоем», она была создана в парке имения княгини Прозоровой-Голицыной.

Реальное озеро,оно и теперь очаровательно, но тоскливо, а ранье очевидно было неотразимо.

Полагаю лет10 назад, здесь на озере,музыка и пение звучали всю ночь.

Уже тогда,когда здесь появился Борисов-Мусатов, усадьба пребывала в запустении, редко посещаемая  тогдашними хозяевами.
Зубриловка это самое счастливое для художника время.

Дело конечно не в самой Зубиловке, а в событиях связанных с ней.
Вот первое и самое главное.

Елена Владимировна Александрова согласилась стать его женой.
Наверняка душа его парила в облаках любви.

Возможно это событие и подвигло его к созданию шедевра.
При подготовке к будущей картине "Водоем" Художнику позировали его сестра, Елена Борисова-Мусатова, и невеста, воплотившие собой образы Вечной женственности.
 
Он искренне писал ту эпоху, в которой были возможны естественные взаимоотношения между человеком и природой, и находил ее в садах и парках Романтизма.

Для самого В.Э. Борисова-Мусатова таким романтическим парком стала Зубриловка -
- поместье князей Прозоровских-Голицыных недалеко от Саратова.
 

Он много фотографировал на пленепре своих дам  в одеяниях уходящей эпохи.

И, конечно, парка и двух тоскующих женщин, глядящихся в воды небольшого озерка-водоема - одного из глубочайших символов романтической эпохи.

В садах Романтизма такие озерки подчеркивали движение, непостоянство, существование как бы вне времени.
  Сады романтизма были очевидно в его изломаннной душе и в мечтательной голове.


Очевидно подбирал и готовил материал к будущей картине "Водоем".

Именно здесь В Зубриловке В.Э. Борисов-Мусатов и задумал большое полотно "Водоем", самое монументальное из всех своих произведений.

А теперь его волновало как вода создавала эффект зыбкого отражения.
Для него она была как стекло в здании, как глаза на человеческом лице. 

За лето картина была продумана во всех деталях, впечатления приведены в стройный порядок, а осенью "Водоем" был уже написан.

Озеро  или как называется картина «Водоем», с первого  взгляда  останавливает  тебя  чем- то совершенно непонятным, необычным.
 
Такой  хитрый ход  от обратного, основная часть пейзажа  показана, как я уже заметил  в отражении  дрожащей  поверхности  воды озера.

  Все отражается  как в зеркале, и только  дамы  реальные.

Тут словно  Алиса  в зазеркалье, или даже две Алисы сразу, жена и сестра.

И это  загадочное  отражение в зеркале воды расширяет пространство  всего  полотна картины.
   
 Я почему то вдруг вспомнил картину Клода Моне «Берега  Марны», там тоже все  непожвижно, вода и небо как одно целое. 

Но картина Виктора Борисова- Мусатова,  куда более необычней  и загадочней, в ней  все словно замерло время и пространство.

Да и ты зритель тоже замер перед полотном в глубоком раздумье.

Вроде все так просто, но,  однако  это и есть  самое сложное, сделать все с виду просто. 
Ведь самое порстое, всегда самое сложное, для правильной пердачи состояния .
Меня  больше  поражало,  что такие  люди  как Кустодиев  или  Борисов -Мусатов,  не писали  чернуху, а радовались  жизни.

И это не смотря на свои физические страдания (Кустодив мог работать только сидя в кресле или лежа в кровати).

Думаю "Водоем" для Борисова- Мусатого символ мирозданья.
На картине время как будто остановилось,  и  оно словно  заколдовало, и женщины и сам водоем замерло.

   Никто, никто их не расколдует, не развеет печальные грезы и тоску по  уходящему времени.   
Вода создавала эффект зыбкого отражения, она была как стекло в здании, как глаза на человеческом лице.

Я долго гадал, откуда  такой необычный  почти  прозрачный  голубой цвет.

А оказалось это от того, что он писал темперой и пастелью, именно в пастели  такие яркие  прозрачные  цвета.
Пастель это по сути мелки, думаю он потом покрывал ее чем то.
 

Живопись Виктора Борисова-Мусатова, когда он работал над этим полотном, словно  помолодела,  обогатилась  от  наступившей душевной гармонии.

Причина понятна, осенью 1902 года он женился на горячо любимой девушке.

Любимая жена изображена сидящей у водоема, рядом с ней стоит молодая девушка в легкой накидке, хрупкая и печальная - это сестра художника.

Водоем с водой отражает остановившиеся и задремавшие на лазурном небе облака, тени немых деревьев, зной ликующего летнего дня.
 
И все это правдивая греза художника, для которого, может быть впервые наступили полное художественное равновесие и душевное спокойствие.

Зрителей пронизывает ощущение глубокой, как бы звенящей тишины, - той тишины, которая становится апофеозом возвышенного бытия человека в природе.

Он использует сложную  технику,  сочетающую темперу,пастель гуашь и акварель.

 Отныне все лучшие  работы Виктора Борисова-Мусатов  отличаются благородной сдержанностью, матовостью цвета, они  лишена бликов, и воздушной  перспективы изображения  плоскостные.   
 
Как хороший фотограф  Виктор  использует  для картины  сделанное им  Фото.

Они вообще  балдели  от   фотографии, где часто обрезались  края  на пол дерева  или даже пол человека, в зависимости от мастера. 

Есть еще одна  интересная  работа, по сути  это  чистая  графика.
  Красивая, "Лунная" картина.

Холодный свет, как и сам колорит картины.

  Дама в старинном наряде, платье с широкими рукавами,отороченными  кружевом, с брошью на груди, локоны спадают на плечи.
 
  Женщина вышла в сад и о чем-то задумалась, или размечталась.
  Листва деревьев выглядит кружевом, на фоне которого стоит она.

Картина  написана в любимых художником сине-голубых тонах, благодаря  которым  все  кажется  нереально-волшебным.

Такое впечатление, словно  женщина стоит вся в лунном свете своей  тайной  мечты, мечты  такой отдаленной  от реальности.

Дмаа  напоминает его жену.
Но возвращаясь к  водоему.

Я думаю работу "Водоем" нужно видеть реально, в стличие от репродукции вы увидите  совершенно другую работу и получите неизгладимое впечатление.

Возможно вы почувствуете дух того ушедшего времени, времени романтиков, таких как Кустодиев и Виктор Борисов- Мусатов.

Для этого нужно посетить  Третьяковку, только и всего.

«ВОДОЕМ»
1902 -1903
Размер - 181 x 216
Материал - холст
Техника - пастель, темпера.
                В. Станюкович  писал о встрече с картиной:

Мы пришли к Виктору из мутной жизни.

Мы были ослеплены, красками, не понимали..
. Изумленные, мы сидели перед картиной и долго молчали.
Стояла тишина.

Виктор ходил в другой комнате.

«Как хорошо… Боже, как хорошо!» - прошептал кто-то тихо.

И широкая струя счастья залила наши сердца, словно не было низенькой мастерской, дождя за окном, этих длинных провинциальных буден.

Мы сразу встрепенулись, заговорили, зашумели - счастливые, радостные. 
И Виктор улыбался, радостно смущенный.

И еще одна работа, которая мне очень нравится, ее название словно отвечает живописи самого полотна.

Картина  "Гобелен", вечер имение освещено желтым светом на контрасте с холодными тенями.
  А сама картина смотрится как гобелен уходящей эпохи дворянских имений.

Все замерло, как декорация к спектаклю.
Замерли и сами актеры в необычных позах.

И здесьопять чувствуется  его тоска по  уходящем  в прошлое,о времени уютных   дворянских  имений. 

Борисов-Мусатов, как и Блок, ощущал не просто время, но и его будущую жестокость, агрессивность.

Он хотел жить тем, что дорого,— образами тургеневских девушек, Татьяной Лариной, ими он грезил, они стали его героинями.
Но увы гароини ушли, как и их время.

А действие он переносил не только в XIX век, но и дальше, вглубь, к XVIII веку.

При жизни критики направляли  в художника острые, ядовитые стрелы.

Прянишников  произнес приговор: «Переборщил», а другой припечатал:   «Все это отсебятина».
Но  Виктор  Мусатов   умел их не слушать.

Он вообще любил тишину.

Его картины напоминают старинные фрески.

  И конечно еще гобелены.

  Чувствуя, что мир теряет гармонию, художник спешит ее запечатлеть.

Об этом говорят и названия картины, «Гобелен» (1901),  и «Осенние мотивы».
                В «Гобелене» приглушенные созвучия,  как «Реквием»  по  уходящему  безвозвратно  времени.
В дневниках Мусатова есть запись: «Мои помыслы — краски, мои краски — напевы».

И еще: «Когда меня пугает жизнь, я отдыхаю в искусстве и в музыке»

Художник ,  находясь в Тарусе   начинает писать  пейзажи.
Таруса, будущий город поэтов,писателей и художников.
 
Пейзаж «Осенняя песнь» является как бы заключительным аккордом этой краткой живописной сюиты.
Композиция его чрезвычайно проста.

  Художник смотрит с высокого берега Оки на желтые кроны берез, образующих справа и слева кулисы.
В воде отражается холодное бледно-серое небо.

Над широкой полосой покрытого поблекшей травой берега поднимается синий лес.

Четкие горизонтали стволов контрастируют с мягкими плавными линиями опущенных, как бы усталых ветвей, создавая удивительный декоративный эффект.

Замыкает композицию, придавая ей законченность, треугольник журавлиной стаи, черная цепочка.

Мне  кажется, и наверное  так и было,  это была и его "Лебединая  песня"

Гуляя и любуясь окрестными пейзажами, он как-то раз в шутку сказал, что хотел бы быть похоронен здесь, на берегу Оки.

 Рядом с церковью с видом реку Оку.

Кто бы мог подумать, что жизнь художника внезапно оборвется в 35 лет.

 он не понимал грядущего времени, как и не видел себя в нем.

 В.Э. Борисов - Мусатов скончался 26 октября 1905 года.

Он был похоронен, как завещал, на высоком берегу Оки,  в Тарусе.

Возможно вспоминая Борисова-Мусатова в Тарусе позже поселились многие наши поэты и писатели.

В пяти километрах от города на правом берегу Оки находится музей-усадьба художника-передвижника В.Д. Поленова.





 


Рецензии
Я тоже люблю этого художника. Особенно "Изумрудное ожерелье".
Недавно купила себе недорогие бусы, видимо, из халцедона. Гранёные, элегантные, спокойного зелёного цвета, будут моими "изумрудными".

Женские Истории   16.06.2024 19:03     Заявить о нарушении