Збарсология. Письма и... много, много еды

   - Что ж она все про еду да про еду? – недоуменно восклицает мама, читая в 1990-м году мои письма из Америки.
 
   …А писем этих за 3 месяца было несколько. Наверное, я одна из группы столько писала домой, и сейчас я очень благодарна себе – так здорово перечитывать эти листочки в клеточку 30 лет спустя, восстанавливать в памяти детали и улыбаться слегка наивному их слогу.
 
   У этих писем была еще одна важная функция: она лучше помогали мне укладывать в голове все события, разматывать и упорядочивать хаотичный клубок впечатлений. С юности создание текстов стало мощным ресурсом, поддерживающим меня безотказно: грустно – пишу, скучно – пишу, тревожно – пишу, растеряна – тоже пишу. А у вас какой главный жизненный ресурс и опора?..

   Продолжаю рассказывать вам про американскую языковую стажировку в Портленде, на которой я побывала в 19 лет, в 1990-м году. Если не читали начало – вернитесь к предыдущим двум постам в моей ленте.

                ***

   Конечно, не только про еду я писала в письмах домой, но эта тема занимала отдельный абзац почти в каждом письме.

   Питались мы в столовой студ.городка. Завтрак, обед и ужин были организованы по строгому расписанию, кто не успел – тот опоздал. Кормили нас бесплатно (питание входило в стоимость стажировки, которую целиком оплатило нам государство). Если был долгий экскурсионный выезд, то питание организовывалось в каком-нибудь простом традиционном кафе-дайнере, какие часто можно увидеть в американских фильмах.

   Столовая называлась почему-то SAGA. Однажды я спросила Саманту, что значит это название. У нее в гостях сидел приятель, который засмеялся и тут же лихо расшифровал: Soviet Attempt to Get America (советская попытка познать Америку).

   Что ж, познать страну через еду – не самый плохой вариант! Правда, в нашем случае есть одно «но»: американской кухни как таковой не существует. Америка поприсваивала себе кухни народов мира: итальянскую, мексиканскую, креольскую, немецкую…

   Еда в столовой была очень разнообразной: много овощей и фруктов, мороженое нескольких сортов, несколько горячих блюд на выбор, гамбургеры-конструкторы… Да и выглядела она как ресторан со шведским столом в каком-нибудь турецком «оллинклюзиве». Готовые блюда надо было просить на выдаче, что первое время было затруднительно для нас из-за языка. Кто-то один смелый объяснял сотрудникам, что хочет, а хитренькие остальные вставали за ним в очередь и говорили: «The same, please» (мне то же самое).

   Были очень распространены итальянские блюда: именно в Саге мы познакомились с лазаньей, на студенческих вечеринках часто была пицца, в гостях подавали на стол спагетти с соусом. Сейчас в России никого этим не удивишь, но в 90-м году это все было очень в новинку. Один раз мы были у кого-то в гостях, и я удивилась тому, что хлеб подавался на стол как отдельное блюдо. В России в тут пору еще просто было принято все есть «с хлебом», и хлеб был самый простой — здесь же он явно был только из печи, с хрустящей корочкой и пряными травами.

   На домашних застольях в принимающей семье удивляло то, что не было горы салатов и закусок: готовилось одно горячее блюдо и один большой овощной салат, все часто выставлялось на отдельную стойку, а общий стол был свободным и красивым, и не было задачи закормить гостей до смерти.

   На студенческих вечеринках стол собирался вскладчину: каждый должен был принести какую-то еду. Даже если вечеринка по поводу дня рождения – принесенная с собой еда ценилась больше, чем подарок. Однажды нас с Катей позвали в гости, мы съездили в супермаркет, купили все нужное и на кухне общежития нажарили блинов, чтобы взять с собой что-то традиционно русское. С блинами был смешной казус: на 7 ноября, которое тогда еще было праздником в Союзе, мы собрали большую вечеринку и тоже напекли блинов.  Кто-то из приглашенных американцев, не разобравшись, решил, что горка блинов – это такой торт, и вырезал себе кусочек из этой горки.

   В колледже была одна преподавательница, из числа русских эмигрантов, однажды она собрала нас у себя дома на большую тусу, вместе с американскими студентами, изучавшими русский (у нас с ними было много совместных мероприятий). Там мы делали пирожки, и я пришла в восторг от дрожжевого теста: оно было куплено в магазине, причем продавалось в картонных тубах – повернешь ее, она раскрывается на серединке, а внутри готовые кругляши теста для пирожков.

   Это было время, когда ЗОЖ и ПП еще не вошли в широкий обиход. В Америке был культ еды – ели все, везде и всегда, и это сильно бросалось в глаза. Студенты что-нибудь жевали на занятиях, на все прогулки и поездки брался с собой перекус, по торговым центрам американцы гуляли также с едой наперевес.

   Еды было много, она была вкусная и разнообразная, и немудрено, что я привезла домой много лишних кг, которые стали предметом подколок моих подруг. Впрочем, я быстро от них избавилась, ведь в ноябре 1990 г. мы вернулись в другую Россию, с внезапно опустевшими полками в гастрономах, и вскоре после этого была введена талонная система.

Продолжение следует…


Рецензии
Интересно и познавательно. Могу себе представить, какое впечатление производило тогда всё, что они увидели в Америке на наших советских людей-студентов. И на читателей их писем, и на слушателей их рассказов...
Сейчас никого ими не удивишь. Разве что уровнем невежества простых американцев.

Альберт Иванович Храптович   20.08.2023 06:22     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогой Альберт Иванович! Согласен с Вами!
Но... не будем обижать америкосов, тем более что среди них
есть и наши родственники (в т.ч. мой двоюродный брат).
Главное - не встретиться нам с ними в окопах напротив
дуг друга...
С поклоном,
Виталий

Виталий Голышев   21.08.2023 09:28   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.