Часть 2. Глава 10

        Прошло два дня после свадьбы Меридит и Керта. Молодежь Бриады каждый вечер собиралась то у молодоженов, то на своем привычном месте у костра. И все эти дни Никола практически не подходил к Камилле, рано уходил с веселых гуляний и вообще вел себя очень странно. А через два дня пришел к девушке и попросил уделить ему немного времени.

        - Я не буду устраивать сцен ревности, обещаю, - грустно улыбнулся он.
        У Камиллы защемило сердце. Предчувствуя недоброе, она предупредила маму, что вернется нескоро, и предложила парню прогуляться к лесу.
        - Что случилось, Никола? Ты здоров? – спросила девушка, как только они углубились в сосновый бор.
        - Да, все хорошо, - откликнулся тот тихо.
        - А мама как?
        - И с мамой все хорошо. Подожди, не щебечи, Камилла, мне нужно собраться с мыслями.

        Девушка замолчала, в душе моля его быстрее все рассказать – воображение уже рисовало ей самые разные беды и несчастья, от которых все холодело внутри.
        - Завтра я уезжаю, - наконец выпалил он.
        - Уезжаешь? Куда? – выдохнула она с облегчением. Значит, он здоров, и ничего плохого не приключилось, а это главное.
        - Я устроился на одно торговое судно матросом. Завтра они отплывают в Индию, потом еще куда-то… не знаю. Плавание затянется примерно на год.
        Девушка резко остановилась.
        - Что? На год? Но зачем тебе это?!
       
        - Прошу, выслушай меня. – Никола уселся на поваленное дерево и потянул Камиллу за руку, усаживая рядом с собой. – Выслушай и не перебивай. Все эти месяцы я жил в ожидании того, что ты наконец-то поймешь, что любишь меня, мы поженимся и будем жить долго и счастливо. Но с каждым днем я все больше понимал, что это невозможно, хоть и уверял себя в обратном. И приезд графа не ухудшил ситуацию, мне и без него не на что было надеяться. Да тише, Камилла, пожалуйста! – Никола успокаивающе погладил ее по руке, увидев, что она порывается что-то сказать. – Я ни в чем тебя не виню. Во всем виноват только я сам. Ведь и до замка ты не давала мне повода думать, что когда-нибудь станешь моей. Но я так сильно хотел этого, что… Ладно, не о том речь.
         В день свадьбы Меридит и Керта, вечером, я заметил, что тебя нигде нет. И пошел по дороге к твоему дому, надеясь догнать тебя и проводить. Но увидел вас с графом… Знаешь, я не осмелился подойти к вам. Вы вместе смотрели на небо, о чем-то разговаривали, ничего вокруг не замечали. И я понял, что Николе-мужу в твоей жизни нет места. Николе-брату, Николе-другу – да, но не мужу… Тебе ведь нужен такой же мечтатель, как и ты. Кто-то вроде графа. Вы так похожи были с ним в этом лунном свете. Сначала я был вне себя от злости, шел домой и представлял, как изобью его, чтобы больше не смел приближаться к тебе. А потом протрезвел и понял – зачем? Какой смысл? За все то время, что я ревновал к нему, он и пальцем к тебе не притронулся. Он оберегал тебя на расстоянии, но большего себе не позволял. Вы с ним связаны, хотя никак к этому не стремились. Просто есть в вас что-то такое… Одинаковое, что ли. И в ту ночь я это четко увидел. Ведь вы были вдвоем, про меня не знали. Но он просто поцеловал тебе руку и уехал… Ни признаний в любви не было, ни поцелуев, ни объятий, ничего из того, что я уже успел представить. И я показался себе таким жалким с этой своей ревностью… Прости меня, Камилла.

        Парень опустил голову. Девушка сидела, не шелохнувшись, переживая услышанное. Как бы ища поддержки, она уперлась взглядом в теплый коричневый ствол росшей рядом сосны. Солнце золотило его, окружало невесомым покровом порхавших пылинок. Вот мелькнула невероятно тонкая, протянутая от одного ствола к другому, паутинка. Рядом оглушительно зачирикала лесная птичка. Затем в звенящей тишине раздался вопросительный возглас кукушки.

        - Но зачем же уезжать? – тихо, как будто самой себе, сказала Камилла.
        - Потому что я дурак, - невесело хмыкнул Никола. – Это нужно мне. Чтобы подумать, поразмышлять, поучиться жизни. Посмотреть на мир. Только не кори себя, я тебя очень прошу!
        Никола резко повернулся к девушке, несколько секунд смотрел на нее, а потом крепко обнял. И горячо зашептал ей на ухо:
        - Ты ни в чем не виновата, ни в чем! Это только моя вина, все эти наши ссоры и недомолвки. Я хочу, чтобы ты не позволяла себе ни одной мысли о том, что я уехал из-за тебя.

        - А как же твоя мама? – аккуратно отстранившись, спросила Камилла. – Ведь твой отец тоже был моряком…
        - Я понимаю, о чем ты. Но тут уж ей надо понимать, что я не могу быть вечно привязанным к одному месту. Точнее, я раньше хотел так жить. Но, все больше общаясь с тобой, слушая рассказы графа о дальних странах, я начал понимать, что вокруг Бриады существует такой огромный мир… Если честно, мне немного страшно, ведь я совершенно не знаю, что меня там ждет. Здесь все такое родное и привычное, а там – нет. Но именно поэтому я и должен отправиться в путешествие. Ты изменилась, уйдя в замок, теперь моя очередь уходить. Я должен открыть для себя нечто большее, чем наш маленький мирок. Если я не сделаю этого, я останусь тем же ревнивым и влюбленным простачком Николой. А я не хочу этого. Я хочу повзрослеть и измениться, как ты.

         Никола встал и пошел потихоньку вперед, к пологому спуску, который так любили Камилла и Элиза. Через несколько секунд он услышал позади себя легкие шаги подруги – она тихо шла, давая ему возможность побыть наедине с собой, подумать еще. И Никола думал. А что, если он не захочет отправляться в путь, когда придет завтра к кораблю? Как он поведет себя, когда встретится с первой в его жизни бурей? Сможет ли он сработаться с другими моряками? И главное, что будет с Камиллой, когда он уедет? Ему стало немного совестно, что он не подумал о матери, но ей он посвятил весь день накануне. Узнав о его решении, она разразилась слезами и причитаниями и долго не могла успокоиться. Он не винил ее, помня о судьбе отца. Но и отказаться от своего решения только для того, чтобы мама была спокойна, не мог. В конце концов, это его жизнь.

        Когда рыдания матери закончились, ему пришлось весь вечер убеждать ее в том, что Камилла не виновата в его отъезде. Поэтому он и переживал сейчас за свою любимую – вся Бриада наблюдала за тем, как развиваются отношения между ним, Камиллой и Себастьяном. Хотя, по сути, никаких отношений не было. Но он опасался, что некоторые жители будут осуждать девушку. И ждать, что теперь, после его отъезда, она обязательно выйдет замуж за графа. Вспомнив, о чем еще не сказал, Никола резко остановился.

        - Камилла, - парень повернулся к девушке. – Я должен еще кое-что тебе сказать.
        Камилла молча ждала. Она плакала, пока шла за ним, и сейчас слезы еще не успели высохнуть.
        - Если к тому времени, как я вернусь, ты не выйдешь замуж, мы поженимся, хочешь ты этого или нет. Чего ты улыбаешься? Я серьезно говорю!
        - Думаешь, за год я изменю свое решение? – усмехнулась Камилла.
        - Не в этом дело, - отмахнулся парень. – Просто я не хочу, чтобы ты страдала в одиночестве всю свою жизнь. Я женюсь на тебе, чтобы подарить семью, заботу и счастье, только для этого. Ганс вырастет и женится, близнецы тоже подрастут и разбегутся. Твои родители есть друг у друга. И я не хочу, чтобы ты была одна.
        - А если ты влюбишься там, за морями, в какую-нибудь красавицу? – лукаво улыбнулась Камилла.
        - Это маловероятно, - нахмурился Никола. – Но если вдруг такое случится, я слышал, на востоке есть страны, где мужчины могут брать в жены сразу нескольких женщин. Уедем туда, и у меня будет две жены.

        Никола со смехом увернулся от полетевшего в его сторону полусгнившего гриба. Затем взял Камиллу за руку и пошел с ней к спуску. Они еще долго сидели рядышком, разговаривая, смеясь, печалясь. Когда на небе появились первые звезды, Никола помог девушке встать и ненадолго задержал ее, обнимая.
        - Я хочу попрощаться с тобой сейчас, - сказал он тихо. – Пожалуйста, не приходи завтра ко мне домой или на пристань, иначе я не смогу уехать, снова увидев тебя. И помни – если не выйдешь замуж к моему возвращению, придется тебе терпеть меня до конца жизни в качестве мужа.
        Он нежно поцеловал ее, проводил до дома и ушел, не обернувшись на прощание.

***

        Всю ночь Камилла не могла уснуть, проклиная себя за холодность к Николе. А что, если он погибнет в пути? Если с ним случится какое-то несчастье? Как он будет там, совсем один, в неведомых землях? Может, остановить его? Но при всем сожалении о скором отъезде друга, девушка понимала, что она не имеет права преграждать ему путь. Даже если она сейчас согласится стать его женой, он не поверит ей и не захочет этого. И что будет ждать его здесь? Труд на земле был благороден и прекрасен, но когда, как не в молодости, пробовать себя в чем-то другом?

        Камилла выполнила просьбу Николы – не пошла к нему утром. Но к ним пришла его мать. Семья как раз собиралась обедать. Близнецы уже сидели за столом, болтая ногами и показывая друг другу языки. Веллер просматривал листы, исписанные аккуратным почерком Фрица – недавно он отвозил в город на ярмарку первый урожай ягод, собранный всей Бриадой, и помощник старосты подсчитывал доход, который можно было использовать для нужд деревни.
        - Ну все, убирай все это! – сказала Нонна, сдувая листки со стола. – Мне тарелки некуда ставить.

        Ганс и Камилла притащили большой котелок, в котором ароматно парили наваристые щи. Пока Ганс помогал матери расставлять тарелки, Камилла отошла, чтобы нарезать хлеб. В этот момент в кухню зашла Селия, мать Николы. Окинув семейство полными горя глазами, она повернулась к Камилле.

        - Бессовестная ты девчонка! Что ж ты его все вокруг да около водила? То люб он тебе, то не люб! А как только богатенький ухажер появился, сразу Никола стал не нужен, да? Довела парня, сбежал из Бриады, чтобы не позориться!
        - Селия! – воскликнула Нонна. – Как ты можешь так говорить?
        - А как мне говорить? Ведь у них же дело к свадьбе шло. А тут он взял да и отправился по морям блуждать! С чего бы? Не зря он к графу ее все время ревновал, ох не зря! А вы смеялись, поди, над ним за его спиной!
        - У нас никогда не шло дело к свадьбе, - тихо ответила побледневшая Камилла. – Вам хотелось этого, но не мне. Я не любила его и до приезда графа, Себастьян тут совершенно не при чем!
        - Ах, не любила? А сама хвостом вертела? – крикнула Селия.

        Она не была злой женщиной, даже наоборот. Камиллу она уже давно привыкла считать своей дочерью, а ее семью – своей. И для нее было ударом неожиданное решение сына отправиться путешествовать. Вчера, накануне отплытия, он еще раз поговорил с ней, умоляя не винить в его отъезде Камиллу. Но материнское сердце не могло смириться с тем, что он покинул ее, и, опасаясь самого худшего, она пыталась найти виновного – так ей легче было справиться с горем разлуки.

        - Вот что. – Веллер аккуратно отложил бумаги и посмотрел на гостью. – Селия, садись, пообедай с нами. Не нужно этих обвинений, криков, ссоры. Мы же не чужие друг другу. Давай обсудим все спокойно. В конце концов, наши дети уже взрослые, они имеют право на собственные решения. 
        - Ты так говоришь, потому что твои дети при тебе! - выкрикнула Селия.
        - Сейчас – да, - спокойно ответил Веллер.

        Селия осеклась. Она вспомнила, что еще совсем недавно они оплакивали свою потерянную, как все тогда считали, дочь. Ведь Камилла тоже сама приняла решение уйти в замок вместо Элизы, ни у кого не спрашивая ни разрешения, ни совета. Несчастная мать опустила голову и постояла так с минуту, успокаиваясь. А потом повернулась и ушла.

        Камилла села, закрыла лицо рукой и зарыдала. Нонна подошла было к ней, но девушка, помотав головой, сказала, что ей нужно побыть одной, и убежала в сад.

        Обед прошел в молчании. Даже близнецы притихли, быстро съели свою порцию и ушли играть наверх, косясь в сторону сада. Им хотелось найти Камиллу, но мама строго-настрого запретила им ее трогать. Убрав со стола, Нонна разлила чай и нарезала свежеиспеченный пирог с ягодой.
        - Я сначала думал, никого дома нет, так у вас тихо! – раздался веселый голос, и в кухню вошел граф. Никто не услышал, как он приехал – все были погружены в невеселые мысли. – Что случилось? Заболел кто? – тем временем встревожился Себастьян, увидев озабоченные лица семейства.

        Пока Веллер и Нонна рассказывали ему, что случилось, Ганс потихоньку выскользнул из-за стола, чтобы найти сестру.
        - Не ожидал от Николы такого взрослого поступка, - задумчиво сказал граф, выслушав хозяев дома. – Я-то все думал, что в нем полно мальчишеской бравады, а тут… Камилла очень переживает?
        - Конечно, переживает, - откликнулся Веллер. – Тут Селия еще, мама Николы. Пришла, начала Камиллу обвинять. А мы ее полночи успокаивали. Теперь все по новой…
        - Она не хочет никого видеть, - угрюмо сказал вошедший Ганс. – Я пытался было с ней сейчас поговорить, но это бесполезно. Может, вы попробуете? – обратился он к Себастьяну.
        - Я? – удивился тот. – Если она с тобой не захотела говорить, вряд ли со мной захочет.
        - А вы попробуйте, - не уступал Ганс. – Вы действуете на нее как-то… успокаивающе, что ли.

        Покачав головой, Себастьян отправился на поиски девушки. В саду было тенисто, царила приятная прохлада. В воздухе чувствовалась влажность – перед обедом Камилла и Нонна обильно полили цветы, и земля еще не успела высохнуть.
Граф долго не мог найти девушку, жалея, что не спросил у Ганса, в какой именно части сада она находится. Пока случайно не увидел ее платье. Как выяснилось, Камилла нашла укромный уголок между забором и пышно разросшимися кустами шиповника. Она лежала на густой зеленой траве, устремив отсутствующий взгляд в небо. Глаза были красными, нос немного припух. У Себастьяна сердце защемило, когда он ее увидел. Подойдя к девушке, граф улегся рядом. В небе, тихие и безмятежные, проплывали облака, гонимые не чувствовавшимся здесь ветром. Голубую даль с хозяйским видом расчерчивали стрижи. Их переливчатые крики едва доносились до далекой земли.

        - Смотрите, как они высоко, - сказала вдруг Камилла. – Дождя сегодня точно не будет. Хотя еще с утра висели тяжелые тучи. Думала, будет лить весь день, а нет – распогодилось.
        - Как интересно, - откликнулся Себастьян. – Каждый раз, приезжая сюда, я узнаю что-то новое. Какие еще есть приметы в вашем обиходе?

        Камилла неопределенно хмыкнула.
        - На самом деле, я специально их не запоминала. Всегда радовалась любой погоде. И хотела, чтобы грядущий день приносил сюрпризы.
        - Хороши сюрпризы! – рассмеялся граф. – Пошел на озеро купаться, а тут оп – и дождь.
        - А вы что, в дождь ни разу не купались? – удивилась девушка.
        - Да нет, не доводилось как-то. Мокро же.
        Камилла улыбнулась.
        - Так и в воде мокро!
        - И то правда, - засмеялся Себастьян.
 
        Взглянув на небо, девушка снова погрустнела. Они с Николой любили вот так лежать на траве и смотреть вверх, мечтая, придумывая свои сказочные миры. Только с каждым годом они делали так все реже и реже – взрослели, и уже не могли лежать рядом, смущались.

        - Очень плохо, да? – спросил вдруг Камиллу Себастьян.
        Девушка не ответила. Ей сложно было объяснить все, что она чувствует. Боль, вину, тоску, печаль, немного – облегчение, что не придется снова оправдываться перед ним за общение с Себастьяном.
        - Посмотрите на это с другой стороны, - сказал граф, не дождавшись ответа. – Вы только представьте, сколько всего нового он сможет увидеть и узнать. Бескрайний океан, дальние страны, неизвестные народы, даже шторм – все это просто невероятно! Когда-то давно мне случалось вместе с родителями путешествовать по морю. Ощущения незабываемые.
        - А если с ним что-нибудь случится? – тихо откликнулась девушка.

        Граф повернулся и улегся на бок, подперев голову рукой.
        - А если бы с ним что-то здесь случилось? Вы бы тоже себя винили? – спросил он, в упор глядя на девушку.
        - Нет, но… - Камилла запнулась. Сквозь бесконечную тревогу за друга начало просвечивать понимание – Себастьян прав.
        - Послушайте, я не хочу сказать, что по Николе не нужно скучать, что не нужно за него волноваться. Это все нужно, даже необходимо, ведь он ваш близкий друг. Но я не думаю, что вам следует винить себя только потому, что он в вас влюблен. Что бы ни говорила его мама или ваши друзья, это ваша жизнь, и только вы сами вправе решать, как и с кем ее проживать. Вы должны быть счастливы так, как вы хотите, а не как они думают.

        Камилла села. Подумав, она повернулась к Себастьяну с просветлевшим лицом.
        - Вы совершенно правы. И как вы умудряетесь так четко все изъяснять?
        Пожав плечами, он встал и помог девушке подняться.
        - Идемте пить чай. Ваша мама испекла потрясающий ягодный пирог, и мне не терпится его попробовать.

        Камилла улыбнулась. Они направились в сторону дома. И только дойдя до двери, девушка поняла, что все это время они шли, держась за руки. Смутившись, она аккуратно высвободилась. Себастьян не успел ничего сказать, как Камилла уже забежала в дом.


Рецензии