41. Происхождение Николая Константиновича Рериха

Муратов Витольд отредактированный   Доклад о подвиге Н.К.Рериха и его семьи, составленный и прочитанный Бэллой Львовной Муратовой   (23.10.1933 - 25.10.2022)   на  собрании "Петербургского клуба" Нюрнберга в начале 2000 года..

На фото -автор этой работы Муратова Бэлла Львовна за месяц до своего Ухода в возрасте 89 лет.

Первый доклад о Николае Константиновиче Рерихе я сделала в 2009 году. С тех пор были открыты многие архивируемые документы, написано много книг  и статей.
 Поэтому пришлось вносить изменения в первоначальный вариант.

   Началось все с биографии. Родился  . Николай Рерих 27 сентября (9 октября по новому стилю) 1874 года в Санкт-Петербурге.  Его отец — Константин Фёдорович — был известным нотариусом и общественным деятелем. Мать — Мария Васильевна Калашникова, происходила из купеческой семьи. Братьев звали— Владимир и Борис Рерихи .

Так я написала в 2009 году  в тексте доклада.  В 2020 году читаю в нескольких статьях, что  отец  - Константин Фёдорович Рерих (Константин Кристоф Трауготт Глауберт Рёрих, нем. Constantin Christoph Traugott Glaubert Roerich; 1837-1900), нотариус Санкт-Петербургского окружного суда.
Дальше = больше - основателем рода Рерихов был сам варяжский князь Рюрик (ум. 879)

Оказывается, источником  появления этих слухов был сам Рерих Примерно 25 августа 1899 года он приехал по делам (археологические раскопки) в имение князя Путятина в  Бологое, там же отдыхала племянница княгини Путятиной – Елена Ивановна Шапошникова (.

Как написала  Елена Ивановна в своем дневнике: «Николай Константинович приехал вечером. «Сначала, через окно прямо на балкон шагнула пыльная нога или, вернее, пыльный сапог». Е. И. подошла к окну, а Н. К. спрашивает: «Здесь живёт князь Путятин?»

Е. И. пошла в комнату своей тётки и говорит: «Тётя, не то курьер, не то арендатор к тебе приехал». Та велела ей обратиться к лакею, чтобы он провёл его к мужу. Вечером за чаем выяснилось, что это археолог какой-то, его ещё никто не видел.
 Тётя говорит: «Археолог, какое-то старьё, положить его спать у князя в кабинет».

На другой день за завтраком гостя увидели, он оказался молоденьким, хорошеньким, и решили ему дать комнату для приезжих. Елене Ивановне сразу понравились его «чистые глаза»
 
В имении Н.К.  пробыл три дня. Е. И. говорит, что он расположил их к себе тем, что дипломатично и тонко завёл разговор о старине своей фамилии Рерих и своего рода, а вся семья Путятиных увлекалась старинными родословными.

Позже он в полушутливом послании к своей невесте Е. И. Шапошниковой от 16(28) июля 1900 года от лица купеческого сына признался: «…Мы хоша и купеческого сословия, но дворянския привычки с малых лет исполнять приобыкаем…»(ирония в оригинале)

Спустя годы Николай Константинович записал ёмко и выразительно в своём дневнике: «Во время… раскопки, в Бологом, в имении князя П.А. Путятина я встретил Ладу, спутницу и вдохновительницу. Радость!» . Ласковое именование Елены Ивановны Ладой, Ладушкой, другиней ( тоже оригинальное выражение Н.К.Рериха), вдохновительницей Рерих пронёс через всю жизнь

Известно, что Елене Ивановне было нелегко решиться связать свою жизнь с Николаем Константиновичем. Она, дочь статского советника, потомственного дворянина, и её семья принадлежали к великосветской знати, и большинство её родственников прочили ей совсем другое будущее.

Ей делали весьма “заманчивые предложения”богатые и знатные господа.  Но “манили” они не Елену Шапошникову, а её мать, Екатерину Васильевну, её тётю Дуню (как называли княгиню Путятину племянники и племянницы), многих других в их знатном кругу.

Лишь один “вечно поющий” Степан Митусов безоговорочно поддержал выбор любимой кузины и стал активно способствовать этому непростому для неё выбору. Князь П.А. Путятин симпатизировал молодому Рериху, которого он всегда поддерживал в его археологических и художественных устремлениях.

Это был настоящий заговор против своего круга, реализованный смело и не без хитрости. Приходилось прибегать к тайной переписке, ибо обычные письма Рериха читала вся семья.

 Были и тайные встречи и, наконец, Елена Ивановна Шапошникова и Николай Константинович Рерих были уже тайно обручены. Сопротивление родственников было сломлено лишь тогда, когда Рерих стал секретарём ИОПХ(Императорское Общество Поощрения Художников) и получил право прямого доклада к великой княгине.

   1905 к году Н. К. Рерих по службе в Императорском Обществе Поощрения Художеств получил чин титулярного советника, обретя право на личное дворянство.

 Николай Константинович, общаясь по долгу службы с особами императорского и дворянского происхождения,- поддерживал версию аристократических корней от Рюрика, но и не афишировал ее. Этим он внес разночтение в дальнейших документах.


    
 
В  2016 году  были опубликованы результаты исследования родословной Н. К. Рериха по  метрическим книгами  Центрального государственного исторического архива Санкт-Петербурга.

Найденные архивные документы о рождении, бракосочетании и смерти представителей семьи Рерихов, проживавших в конце XIX – начале XX веков в столице Российской империи позволили развенчать варяжский вариант происхождения Н. К. Рериха и установить, что семья Константина Фёдоровича Рериха – отца знаменитого художника –принадлежала к прибалтийскому (курляндскому) роду Рерихов и  относилась к купеческому сословию.

Ещё в начале 1863 года К. Ф. Рерих был купцом 3-й гильдии, затем в том же году стал купцом 2-й гильдии, а после 1867 года – санкт-петербургским нотариусом.

Мать Мария Васильевна Рерих (Калашникова; 9 (21) марта 1844, Остров, Псковская губерния - 6 июля 1927, Ленинград), из семьи островского мещанина Василия Ивановича и Татьяны Ивановны Калашниковых. Младший брат - Владимир Константинович Рерих (1882-1951), агробиолог, преподаватель. Младший брат - Борис Константинович Рерих (1885-1945), архитектор-художник, педагог
    

В последних работах был предложен еще один способ доказательств.
Объективно вопрос о происхождении рода Рерихов можно разрешить благодаря ДНК-тесту на Y-хромосому, которая передаётся по прямой мужской линии. Нам известно, что потомства у двух сыновей Н. К. Рериха – Юрия и Святослава – не было.

Однако такие мужские потомки могли сохраниться по смежным родственным линиям, которые идут ещё из XIX века – от братьев Фридриха Рериха, деда Н. К. Рериха. Например, от брата Фридриха – Иоганна Карла Рериха (1797 – 1870), чей праправнук Эдгар родился в 1939 году .

Не исключено, что найдутся и другие параллельные мужские линии Рерихов, представителей которых можно также протестировать на Y-хромосому с тем, чтобы определить, к какой гаплогруппе (такой профессиональный термин) и относился род Рерихов.

А зная такую гаплогруппу, можно будет со всей уверенностью сказать о родстве Рерихов и современных Рюриковичей. В крайнем случае имеется ещё один вариант для подобной экспертизы – эксгумация останков Рерихов с целью изучения их палео ДНК.

В любом случае, благодаря ДНК-тесту, можно будет сравнить результат по линии Рерихов с результатами ныне живущих представителей рода Рюриковичей, к которому относятся несколько княжеских фамилий.

Однако в этом вопросе существует одна серьёзная загвоздка, связанная с недавней историей ДНК-тестирования потомков Рюрика по прямой мужской линии на Y-хромосому.В результате проведённого исследования было определено, что одни Рюриковичи  являются носителями гаплогруппы R1a1 (Оболенские, Волконские, Барятинские и др.), другие – гаплогруппы N1c1d (опять профессиональный термин - (Гагарины, Кропоткины, Путятины, Хилковы и др.), третьи – вообще гаплогруппы I2a2 (Святополк-Четвертинские).

Однако, в целом ситуация оказалась настолько запутанной, что требуется масштабная ДНК-экспертиза древней ДНК из исторических захоронений самых ранних из возможных Рюриковичей.

 Причина такого несовпадения – женская измена, в результате которой один ребёнок был рождён от прямого генетического потомка Рюрика, а другой – от того мужчины, с кем законная жена этого потомка Рюрика изменила.
Номинально же все рождённые дети получили юридический статус Рюриковичей, несмотря на то, что только некоторые из них имели на это полное право, будучи прямыми биологическими потомками.

P. S. В статье красноярского генеалога С. А. Месяца «Основы математической генеалогии» высказана одна интересная гипотеза: «Если исходить из упрощённой модели (в семье в среднем 2 детей, что необходимо для воспроизводства поколений), то у человека в среднем 4 двоюродных братьев и сестёр и по мужской, и по женской линиям, 16 троюродных, 64 четвероюродных, то есть на каждой следующей ступени в 4 раза больше.

На 14-й ступени число братьев и сестёр сравнимо с населением России. То есть все россияне в среднем 14-юродные братья и сёстры. Другими словами, у любых двух жителей России найдётся общий предок – в среднем в 14-м поколении, то есть 400–500 лет назад.

Так как количество предков в 30-м поколении сравнимо с численностью населения Земли, то большинство людей, живших тогда на планете, являются нашими прямыми предками по тем или иным линиям. Другими словами, любой человек, живший 1000 и более лет назад, с определённой вероятностью (почти 100%) может оказаться нашим предком, если, конечно, его потомки живут до сих пор».

 По расчётам С. А. Месяца, «моделирование ситуации на компьютере (в программе Excel) показало, что учёт изменения численности населения мало влияет на общий вывод: именно 900–1100 лет оказываются тем «порогом», при прохождении которого число предков одного человека становится того же порядка, как и население Земли в целом» .

Видимо, воспользовавшись математическими выкладками С. А. Месяца, российский антрополог А. В. Марков в статье «Митохондриальная Ева: был у человечества общий предок?», конкретизировал свою мысль применительно к роду Рюрика, буквально написал: «С большой вероятностью все ныне живущее население Евразии – это потомки любого человека, который жил 1000 лет назад и имел много детей или внуков >>.

 Например, многочисленный род Рюриковичей расцвёл примерно 1000 лет назад, из чего можно заключить, что сейчас все русские практически наверняка являются прямыми потомками Рюриковичей.
 
Даже если учесть, что вступление членов этого рода в брак было ограничено социальными барьерами, минимального протекания через эти барьеры было достаточно, чтобы модель сработала и гены русского княжеско-царского рода добрались до каждого из нас» .

Но, увы, даже и в этом ракурсе у сторонников происхождения Николая Константиновича Рериха от Рюрика совсем не остаётся шансов, поскольку немецкий род горожан-ремесленников Рерихов появился в России слишком поздно, чтобы активно поучаствовать в распространении генофонда Рюриковичей.


Рецензии