Автолиз

Глава I

Рост молодого сотрудника биологического факультета Владимира Хохлова составлял 1 метр 95 сантиметров, и он постоянно комплексовал по этому поводу: ему порой не хватало длины кроватей, высоты потолков в общественном транспорте и дверных проемов, а еще он зачастую не мог купить себе в магазине одежду. Владимиру очень часто приходилось спать крючком, наклоняться, проходя через дверные проемы, а одежду и вовсе шить на заказ.

Однажды Хохлов не выдержал и, придя в лабораторию, где работал лаборант Андрей Николаевич Прокофьев, сказал ему:

- Андрей Николаевич, мой рост - метр 95, и я из-за этого сильно комплексую, Вы не знаете, что сделать, чтобы мой рост стал метр 60?

- Владимир, это невозможно, - отвечает Андрей Николаевич, - рост никак нельзя уменьшить.

- Почему нельзя? Знали бы Вы, какие неудобства он мне доставляет!

- Да, что ж Вы так завелись-то из-за своего роста? У меня, например, рост всего лишь 165 сантиметров - так я наоборот, всегда мечтал вырасти.

- Конечно, Вы же не спали крючком на кровати, и в дверных проемах Вам не приходилось нагибаться, и в транспорте Вы никогда не упираетесь в потолок, и одежду можете спокойно себе купить.

- Знаете, что? Все эти Ваши причины - это не повод, чтобы комплексовать из-за своего роста. Валуев, вон, вообще выше двух метров, но он и то не комплексует.

Когда Хохлов уже ушел, Прокофьев пошел в кабинет к профессору Александру Васильевичу Терехову и говорит:

- Александр Васильевич, Вы представляете? Хохлов комплексует из-за своего роста - говорит, что ему приходится спать крючком, нагибаться в дверных проемах, он в транспорте упирается в потолок и не может купить себе одежду. Он хочет, чтобы его рост составлял 160 сантиметров.

- Что же это на него нашло? - говорит Александр Васильевич. - Рост невозможно уменьшить.

- Вот, я ему об этом и говорил, а он все свое.

- А что тогда, по его мнению, должен делать Валуев? Ему гораздо труднее купить одежду. И прочих проблем у него значительно больше. Но он все равно не комплексует - живет и радуется. Никто, кроме нашего Хохлова, не жалуется на высокий рост - все наоборот этому рады. Это низкорослые порой хотят вырасти еще.

- Да, Александр Васильевич, Вы абсолютно правы! Мне даже нечего добавить.

Глава II

Как-то раз Хохлов, находясь у себя дома, читал энциклопедию - и прочитал там о головастиках, ну и узнал, что благодаря автолизу у них постепенно уменьшается хвост. И он подумал: раз благодаря автолизу происходит саморазложение органических клеток - и, в частности, уменьшается хвост головастика, значит с его помощью можно научиться и рост уменьшать.

На следующий день Владимир во время обеденного перерыва прибежал радостный в лабораторию к Прокофьеву и говорит ему:

- Андрей Николаевич, я вчера узнал, что есть автолиз, благодаря которому у головастиков уменьшается хвост.

- Это понятно, - отвечает Прокофьев, - к чему Вы это?

- Как это к чему? Вот смотрите: автолиз уменьшает хвост головастика, да и вообще - благодаря ему происходит саморазложение клеток, а это значит - я смогу с его помощью уменьшить свой рост, так что моя мечта стать метр 60 у меня в кармане!

- Уму непостижимо! Вы уверены, что это возможно?

- Конечно. Уверен на сто процентов.

- Что-то я очень сомневаюсь в Ваших фантазиях.

- Это не фантазии, это факт. Коль автолиз разлагает клетки, значит он и рост может уменьшать. Давайте проведем опыт на крысе - будем ей ставить автолиз. И если она через какое-то время уменьшится до размеров мыши, то значит - я прав: автолиз может уменьшать рост.

- А давайте проведем - уверен, что ничего не выйдет!

После визита Хохлова лаборант уже в кабинете у Терехова сказал ему:

- Александр Васильевич, Вы можете представить? Наш Хохлов утверждает, что при помощи автолиза можно уменьшать рост.

- С чего он это взял? - спрашивает профессор.

- Он говорит, что раз автолиз уменьшает хвост головастика, значит он может и рост уменьшать.

- Да уж. Автолиз, конечно, разлагает клетки организма, однако я не думаю, что засчет него можно меньше ростом стать.

- Я тоже так думаю. А Хохлов еще предлагает провести опыт на крысе - предлагает ей ставить автолиз, поскольку думает, что через определенное время крыса уменьшится до размеров мыши.

- Ну, и фантазии у Владимира!

- Я с Вами полностью согласен.

А Терехов, немного подумав, сказал:

- Знаете, что? Давайте проведем эксперимент, который предлагает Хохлов. Завтра я принесу в Вашу лабораторию крысу и мышь - и мы будем ставить крысе автолиз. Я очень сомневаюсь, что что-то получится. Уверен, что крыса не станет меньше даже через месяц.

- Давайте, - соглашается Прокофьев.

Глава III

На следующее утро Терехов принес Прокофьеву крысу и мышь в небольших клетках, а затем сказал ему:

- Андрей Николаевич, сейчас надо измерить крысу и мышь, а затем записать их размер. После этого мы будем ставить крысе автолиз до тех пор, пока она не станет такого же размера, как мышь.

Прокофьев достал из стола линейку, измерил ею крысу и мышь и записал их размеры в блокнот. А профессор сказал:

- Теперь надо поставить крысе автолиз и повторять терапию каждый день, пока крыса не уменьшится до размеров мыши. Кто ж его знает? Может быть, Хохлов прав. Надо будет только периодически измерять крысу, чтобы случайно не уменьшить ее до размеров таракана.

После этих слов Терехов поставил крысе автолиз и ушел в свой кабинет.

Днем во время перерыва Хохлов, идя по коридору, встретился с Александром Васильевичем, и тот ему сказал:

- Владимир, я сегодня принес Андрею Николаевичу крысу и мышь, и мы начали эксперимент: измерили крысу и мышь, записали их размеры и поставили крысе автолиз. И если крыса уменьшится до размеров мыши, то значит Вы правы по поводу автолиза - с его помощью можно уменьшить рост.

- Здорово! - радостно сказал Хохлов и побежал к Прокофьеву.

- Чему Вы так радуетесь? - спросил лаборант у Владимира, когда тот прибежал в его лабораторию.

- Мне Александр Васильевич только что сообщил, что он Вам принес крысу и мышь и что Вы с ним начали мой эксперимент, - ответил Хохлов.

- Да, принес - вот они, - сказал Прокофьев, указав рукой на клетки с крысой и мышью, и добавил: - Мы сегодня их измерили и записали их размеры в этот блокнот, - лаборант взял со стола блокнот и показал его Владимиру. - А затем мы поставили крысе автолиз. Кто его знает? Может, Вы и правы в том, что с помощью автолиза можно уменьшить рост. По крайней мере, Александр Васильевич так думает.

- Вот это да! - говорит Хохлов. - А сейчас уже можно крысу измерить?

- Сейчас, я думаю, еще рано - ведь прошло еще только несколько часов.

- Ну, так крыса, может быть, уже стала чуточку меньше.

- Ну, раз Вы настаиваете, тогда вот Вам линейка, - Прокофьев подает Хохлову линейку и добавляет: - Измерите крысу, а потом загляните в блокнот и сравните, насколько крыса уменьшилась.

Владимир взял линейку, вынул крысу из клетки, измерил ее, посадил обратно, а затем заглянул в блокнот и увидел, что там указан тот же размер, какой был, когда он ее измерял.

- Ну, вот! Ваша взяла, - произнес разочарованный Хохлов. - Выходит, Вы правы, и рост нельзя уменьшить.

- Владимир, может, не надо устраивать преждевременную панику? - говорит Прокофьев. - Александр Васильевич только сегодня утром принес эту крысу, мы ей первый день ставили автолиз, прошло лишь несколько часов - крыса еще не успела стать меньше. Мы ей каждое утро теперь будем ставить автолиз. Вот если она и через неделю не уменьшится ни чуточки, то тогда да - Ваш эксперимент провальный.

- Значит, есть шанс, что мой эксперимент окажется удачным? - с надеждой спросил Хохлов.

- Очень может быть, - ответил Прокофьев. - Александр Васильевич тоже оправдывает надежду, что Ваш эксперимент удачный. Главное - периодически измерять крысу, чтобы случайно ее до размеров таракана не уменьшить.

- Как здорово! - радостно произнес Хохлов и покинул лабораторию.

Глава IV

Терехов, день спустя, снова пришел в лабораторию Прокофьева и поставил крысе автолиз. И так он повторял данную терапию ежедневно в течение недели.

А через неделю свершилось чудо - крыса стала на порядок меньше размером. Прокофьев взял линейку, измерил животное и посмотрел в блокнот - крыса стала такого же размера, что и сравниваемая с нею мышь.

В столовой во время обеда Андрей Николаевич сказал Терехову:

- Александр Васильевич, Вы представляете? Свершилось непостижимое! Я сегодня измерил нашу крысу и узнал, что она уменьшилась до размеров мыши.

- Ну, вот! - произнес профессор. - А я что говорил? Значит, Хохлов все-таки оказался прав, что с помощью автолиза можно уменьшать рост. Надо только теперь ему самому сообщить, что его эксперимент удался.

- Да, - согласился лаборант, - обязательно надо.

Когда Прокофьев уже пообедал и пошел к себе в лабораторию, он в коридоре встретился с Хохловым. И он ему сказал:

- Владимир, Ваш эксперимент удался - я сегодня измерил крысу, и можете себе представить? Она оказалась такого же размера, что и сравниваемая с нею мышь!

- Да? - радостно спросил Хохлов. - Пойдемте тогда скорее к Вам в лабораторию - я посмотрю!

- Пойдемте, - ответил Прокофьев.

А когда они зашли в лабораторию, Хохлов увидел, что крыса и мышь были одного размера. Он от удивления закрыл глаза, а потом резко открыл их - крыса и мышь действительно были одинакового размера. Владимир тогда для достоверности достал линейку, измерил крысу, заглянул в блокнот и окончательно убедился, что крыса уменьшилась до размеров сравниваемой с ней мыши. И он радостно воскликнул:

- Я все-таки был прав! С помощью автолиза можно уменьшать рост!

- Ну, вот - то-то же! - сказал Прокофьев. - А Вы тогда панику раньше времени устроили. Надо было просто подождать. Как видите, Ваш эксперимент удался.

Глава V

Хохлов, окончательно убедившись в том, что с помощью автолиза можно уменьшать рост, решил незамедлительно уменьшить и свой рост. Он в конце рабочего дня пошел в кабинет к Терехову и сказал ему:

- Александр Васильевич, поскольку, как мы выяснили, с помощью автолиза можно уменьшать рост, давайте теперь мне ставить автолиз - я хочу, чтобы мой рост стал метр 60.

- Владимир, Вы уверены? - спросил профессор. - Лично я не слышал, чтобы кто-то, кроме Вас, хотел, чтобы его рост уменьшился - другие наоборот, хотят вырасти.

- Да поймите же Вы - мне часто не хватает длины кроватей, высоты потолков в транспорте и дверных проемов, и я порой не могу купить себе одежду - приходится шить на заказ. Я очень комплексую из-за этого!

- Ну, хорошо. Я разработаю специальный препарат, чтобы ставить Вам автолиз, а потом буду Вам его ежедневно ставить.

А на следующий день Терехов приступил к разработке препарата, с помощью которого можно было уменьшать человеческий рост. Он его разрабатывал целую неделю, а когда препарат был готов, профессор пригласил Хохлова к себе и, показав на этот препарат, сказал ему:

- Вот препарат, с помощью которого можно уменьшать человеческий рост. Я его разрабатывал целую неделю. Сделал пока в единственном экземпляре - специально для Вас. Правда, здорово?

- Правда, - сказал Хохлов. - А сейчас мне его уже можно поставить?

- Подождите, не все так быстро. Этот препарат ставит автолиз по принципу капельницы - для этого Вам нужно лечь в больницу, Вы готовы?

- Да, готов! - радостно произнес Владимир.

- Хорошо. Но поскольку в больницу пока что еще не кладут с тем, чтобы уменьшить рост, Вам какое-то время придется пожить у меня - я Вам буду каждый день ставить свой препарат, пока Ваш рост не уменьшится до 1 метра 60 сантиметров. Вы согласны?

- Да, я согласен.

- Ну, вот и договорились. Значит, сегодня после работы Вы идете ко мне домой, а начиная с завтрашнего дня, я Вам буду ставить препарат.

А начиная со следующего дня, Терехов стал своим препаратом ставить Хохлову автолиз - и уже через месяц его рост значительно уменьшился.

Глава VI

Когда рост Хохлова уже уменьшился, он радостно воскликнул:

- Как здорово! Александр Васильевич, Вы просто гений! Ваш препарат с автолизом творит чудеса! Мне теперь всегда будет с запасом хватать длины кроватей! И высоты потолков в транспорте! И в дверных проемах мне больше не придется нагибаться! И одежду я теперь себе всегда смогу купить!

- Да, - произнес Терехов, - это прорыв! Мой препарат Вам замечательно помог! Вы теперь не будете комплексовать из-за своего роста?

- Конечно, не буду, - восторженно ответил Владимир. - Спасибо Вам большое!

Однако когда Хохлов встал, он заметил, что его рост стал гораздо меньше, чем он хотел. И он сказал:

- Александр Васильевич, кажется, мой рост стал не метр 60, а намного меньше.

- Вижу, - говорит профессор. - Я сейчас принесу рулетку и измерю Ваш рост.

И когда Терехов принес рулетку и измерил рост Хохлова, выяснилось, что его рост стал составлять 1 метр 35 сантиметров.

- Да уж, перестарались! - сказал Александр Васильевич.

- В смысле? - спросил Владимир.

- Ну, я Вам немного лишнего автолиза поставил - и Ваш рост в итоге уменьшился до 1 метра 35 сантиметров вместо желаемых 1 метра 60 сантиметров.

- И что делать?

- Что же? Ничего. Курьезы везде бывают.

- Какие еще курьезы?

- Да, всякие. Например, когда у человека вовремя распознана карликовость, ему ставят гормон роста - соматотропин, по-научному. Благодаря ему люди с таким диагнозом вырастают до нормального роста. Но когда препараты с гормоном роста только придумали и стали применять в действие, иногда бывали курьезы - и такие люди в итоге вырастали гигантского роста.

- Понятно, - сказал Хохлов.

Ну а день спустя, Владимир уже вышел на работу - и не все коллеги сразу его узнали, они его изначально приняли за нового сотрудника, который был очень низкого роста. А когда Хохлов в обеденный перерыв встретился с Прокофьевым, тот сказал:

- Вот это да! Раньше я на Вас смотрел снизу вверх, а теперь Вы на меня.

- Да, - ответил Хохлов, - это Александр Васильевич немного перестарался - поставил мне своим препаратом немного больше положенного автолиза.

- Я знаю - мне Александр Васильевич уже рассказал об этом, - произнес лаборант и, чуть-чуть помолчав, спросил: - А сколько теперь у Вас рост?

- Метр 35.

- Понятно. То есть, Вы раньше были выше меня на 30 сантиметров, а теперь ниже на 30 сантиметров.

- Да, но мне такой рост все равно лучше, чем тот, что был - мне ведь теперь всегда будет хватать длины кроватей, спать крючком больше не придется, и в транспорте я не буду больше упираться в потолок, в дверных проемах мне тоже теперь никогда не придется нагибаться, и одежду я теперь всегда смогу себе купить - шить на заказ больше не придется, а если одежда окажется немного велика, то ее всегда подшить можно будет.

- Ну, ясно, - сказал Прокофьев и ушел к себе в лабораторию.

А в конце рабочего дня профессор Александр Васильевич Терехов представил Владимира коллегам и рассказал им лекцию, как разработал препарат, чтобы ставить автолиз, и как с его помощью ему удалось уменьшить рост Хохлова.


Рецензии