Ламский городок

Одно из самых мистических мест Сибири Ламский городок стало известно в европейской России с середины XIX в. Когда «городок» получил такое название, сказать сложно. Но поначалу называли его обычно для Сибири — Чикойские столбы. «Столбов», как известно, в тех краях не мало. В данном случае многочисленные гранитные останцы (некоторые высотой до 50 м) разбросаны на обширной территории вдоль обоих берегов реки Чикой, самого большого притока реки Селенги. Буряты называют их «байсанидами» (от слова «байса» — «скала», «утёс»).

Первые обескураживающие сведения о «городке» содержатся в письме Ф.М. Достоевскому от Ивана Гавриловича Прыжова, человека весьма примечательного и для Сибири знакового. Судьба его во многом схожа с судьбой Достоевского. Отцы их были участниками войны 1812 г. После выхода в отставку оба были направлены на службу в московскую Мариинскую больницу для бедных*: Достоевский — лекарем, Прыжов — привратником, а затем писарем. Как впоследствии рассказал И.Г. Прыжов своему визави: «Не чаяли получить весточку… от некоего… старинного Вашего знакомца по общей родине — Марьинской больнице для бедных, убогому дому на Божедомке. В правом выходя со двора флигеле Вы родились (или в левом? — сейчас не вспомню), а в насквозь промёрзшей привратничьей квартирёнке — пишущий эти строки. Не знаю, есть ли ещё такая счастливая больница — двум её уроженцам суждено было уйти в Сибирь!»
_______________________
* По словам И.Г. Прыжова, отцы их «были приятелями и собутыльниками».

Оба отправились в сибирскую каторгу за бунтарство. Достоевский — как участник кружка безобидных болтунов-петрашевцев (чтобы их примером попугать других таких же) в 1850 г. на 4 года. Прыжов — как член революционного «Общества народная расправа» С.Г. Нечаева и один из участников прогремевшего на весь мир убийства студента И. Иванова в гроте парка Петровской академии. В 1871 г. Прыжова приговорили к 12 годам каторги с пожизненным поселением в Сибири. Достоевский отбывал каторгу в Омске. Прыжов с 1873 г. по 1881 г. — в Забайкалье, в селе Петровский Завод**. С 1882 г. был переведён на поселение, но остался в Петровском Заводе, где умер летом 1885 г. Село стояло на географической границе с Бурятией, в долинах рек Баляги и Мыкырты, между отрогами хребтов Цаган-Дабан и Заганского.
___________________________
** С 1926 г. город Петровск-Забайкальский. Через него проходит Транссибирская магистраль. Изначально поселение было известно железоделательным и чугунолитейным заводом, на котором трудились преимущественно каторжане-рецидивисты.

Роман «Бесы», сюжетом которого стало убийство студента Иванова нечаевцами, Достоевский опубликовал в 1872 г. в журнале «Русский вестник». Один из описанных в романе убийц Прыжов*** прочитал роман в 1882 г. (когда Фёдор Михайлович уже год, как обрёл вечный покой), был глубоко оскорблён содержанием и написал мёртвому автору длинное, ругательное письмо. Там, в частности, сказано: «А у Вас — я бес, это меня Вы хотите изгнать из трясущейся, пускающей слюни, страшно моргающей России. И весь Ваш высокоталантливый роман есть одно-единое заклинание об изгнании беса, Чортова, Ивана Гаврилова Прыжова! Меня Чортовым звали в пятёрке!.. Бог России не помог, ей бес нужен, Сатана Сатанович! …Что, страшно слушать верноподданному сочинителю Ф.М. Достоевскому преступные прыжовские речи? Мне-то что, меня дальше каторги не отправят, я и так там!»
_____________________
*** В романе «Бесы» Прыжов является прототипом Толкаченко.

И далее: «Всё письмо моё, Фёдор Михайлович, есть единая печальная воя!..

Тут по соседству с горой Быстринский голец, вроде и недалеко по нашим сибирским понятиям, есть такой “Лам-ский городок” — остатки старой крепости, очевидно, ещё монгольской. В том “городке”, говорят, существует переход в самоё Беловодье, у некрещеных бурят “Шїмбала” называемое (но не “шамбалї”, что есть другое имя кавказской травки “пажитник”, повышающей половое чувство, в Иркутской каторжной тюрьме её чечены сеяли по углам во дворе) — счастливый край, где ни голода, ни холода, ни смерти, ни болезни, — там живут древние их бессмертные ламы, величайшие арийские мудрецы. Посреди руин время от времени открывается светящаяся воронка — в неё можно войти, после чего она сворачивается и исчезает. Но кто вошёл, тот никогда не вернётся. Вот когда не останется у Прыжова ни воли, ни желания жить, пойдёт и он туда, в Ламский городок, — и прощайте, сатрапы, прощай, Петровский Завод, прощай, Ключевский, сломленный деспотизмом учёный, прощайте и Вы, Фёдор Михайлович! Прощай, немытая Россия!» (ж. Звезда, 2014, № 5).

Ламский городок находится в глухой кедровой тайге на обширной территории****. Люди там бывают редко, потому не удивительно, что руины рукотворных строений там пока не обнаружены. Зато бытует легенда, будто в 1930-х гг., во время гонений на членов т.н. «ламско-кулацкой антисоветской организации», был разорён местный Семиозёрский дацан. Находился он на окраине Семиозёрья Красночикойского района. До 1917 г. там было много лам, огромная сокровищница и значительное число книг. После революции большинство лам бежали в Монголию. В дни разорения в 1937 г. дацан оказался пустым. В числе многих сокровищ пропала большая статуя будды из чистого золота. Ходят устойчивые слухи, будто семиозёрские ламы закопали свои сокровища где-то в Ламском городке, а сами погибли. Слухи есть слухи. Их перекрывают другие слухи. Будто ламы со всеми сокровищами ушли в Шамбалу к вечной счастливой жизни. А в подкрепление этой версии нынче в интернете распространяется следующая история.
_____________________
**** Расположен в Красночикойском районе Забайкальского края, на отрогах Чикоконского хребта, водоразделе рек Чикой и Верхний Шебетуй. Ориентировочная площадь «городка» ок. 1400 га.

«В 1977 г. группа ленинградских молодых интеллигентов, увлечённых эзотерикой и разными восточными учениями, решили посетить Ламский городок. В прочтённой ими специальной литературе это место упоминалось как одно из семи вероятных во всём мире, где в определённый день и час открываются ворота в Шамбалу.

Прибыли молодые люди в Забайкалье в июле и долго блуждали по тайге в поисках заветного места. В лагере постоянно дежурили два человека и поддерживали связь с помощью самодельных раций. Для вчерашних студентов-технарей собрать их было плёвым делом. И вот 21 июля группа, ушедшая на скалы, сообщила, что видит в полусотне метров впереди какую-то светящуюся воронку. Связь стала прерываться, а последними словами, которые услышали дежурные, были: “Нас что-то держит на месте. Нас затягивает. Тут есть…” — и полная тишина. Оставшиеся двое ещё несколько дней пытались найти следы своих трёх товарищей, а потом, уже обессиленные, кое-как выбрались в райцентр. В милиции от них приняли сообщение, а потом они ещё долго давали показания не только следователю, но и некоему человеку, видимо из КГБ. Пропажу ленинградцев списали на нападение хищного зверя, а с оставшихся взяли подписку о неразглашении. Рассказать эту историю они решились лишь после развала Советского Союза» (С. Ростовцев).


Рецензии