Ламский городок
Первые обескураживающие сведения о «городке» содержатся в письме Ф.М. Достоевскому от Ивана Гавриловича Прыжова, человека весьма примечательного и для Сибири знакового. Судьба его во многом схожа с судьбой Достоевского. Отцы их были участниками войны 1812 г. После выхода в отставку оба были направлены на службу в московскую Мариинскую больницу для бедных*: Достоевский — лекарем, Прыжов — привратником, а затем писарем. Как впоследствии рассказал И.Г. Прыжов своему визави: «Не чаяли получить весточку… от некоего… старинного Вашего знакомца по общей родине — Марьинской больнице для бедных, убогому дому на Божедомке. В правом выходя со двора флигеле Вы родились (или в левом? — сейчас не вспомню), а в насквозь промёрзшей привратничьей квартирёнке — пишущий эти строки. Не знаю, есть ли ещё такая счастливая больница — двум её уроженцам суждено было уйти в Сибирь!»
_______________________
* По словам И.Г. Прыжова, отцы их «были приятелями и собутыльниками».
Оба отправились в сибирскую каторгу за бунтарство. Достоевский — как участник кружка безобидных болтунов-петрашевцев (чтобы их примером попугать других таких же) в 1850 г. на 4 года. Прыжов — как член революционного «Общества народная расправа» С.Г. Нечаева и один из участников прогремевшего на весь мир убийства студента И. Иванова в гроте парка Петровской академии. В 1871 г. Прыжова приговорили к 12 годам каторги с пожизненным поселением в Сибири. Достоевский отбывал каторгу в Омске. Прыжов с 1873 г. по 1881 г. — в Забайкалье, в селе Петровский Завод**. С 1882 г. был переведён на поселение, но остался в Петровском Заводе, где умер летом 1885 г. Село стояло на географической границе с Бурятией, в долинах рек Баляги и Мыкырты, между отрогами хребтов Цаган-Дабан и Заганского.
___________________________
** С 1926 г. город Петровск-Забайкальский. Через него проходит Транссибирская магистраль. Изначально поселение было известно железоделательным и чугунолитейным заводом, на котором трудились преимущественно каторжане-рецидивисты.
Роман «Бесы», сюжетом которого стало убийство студента Иванова нечаевцами, Достоевский опубликовал в 1872 г. в журнале «Русский вестник». Один из описанных в романе убийц Прыжов*** прочитал роман в 1882 г. (когда Фёдор Михайлович уже год, как обрёл вечный покой), был глубоко оскорблён содержанием и написал мёртвому автору длинное, ругательное письмо. Там, в частности, сказано: «А у Вас — я бес, это меня Вы хотите изгнать из трясущейся, пускающей слюни, страшно моргающей России. И весь Ваш высокоталантливый роман есть одно-единое заклинание об изгнании беса, Чортова, Ивана Гаврилова Прыжова! Меня Чортовым звали в пятёрке!.. Бог России не помог, ей бес нужен, Сатана Сатанович! …Что, страшно слушать верноподданному сочинителю Ф.М. Достоевскому преступные прыжовские речи? Мне-то что, меня дальше каторги не отправят, я и так там!»
_____________________
*** В романе «Бесы» Прыжов является прототипом Толкаченко.
И далее: «Всё письмо моё, Фёдор Михайлович, есть единая печальная воя!..
Тут по соседству с горой Быстринский голец, вроде и недалеко по нашим сибирским понятиям, есть такой “Лам-ский городок” — остатки старой крепости, очевидно, ещё монгольской. В том “городке”, говорят, существует переход в самоё Беловодье, у некрещеных бурят “Шїмбала” называемое (но не “шамбалї”, что есть другое имя кавказской травки “пажитник”, повышающей половое чувство, в Иркутской каторжной тюрьме её чечены сеяли по углам во дворе) — счастливый край, где ни голода, ни холода, ни смерти, ни болезни, — там живут древние их бессмертные ламы, величайшие арийские мудрецы. Посреди руин время от времени открывается светящаяся воронка — в неё можно войти, после чего она сворачивается и исчезает. Но кто вошёл, тот никогда не вернётся. Вот когда не останется у Прыжова ни воли, ни желания жить, пойдёт и он туда, в Ламский городок, — и прощайте, сатрапы, прощай, Петровский Завод, прощай, Ключевский, сломленный деспотизмом учёный, прощайте и Вы, Фёдор Михайлович! Прощай, немытая Россия!» (ж. Звезда, 2014, № 5).
Ламский городок находится в глухой кедровой тайге на обширной территории****. Люди там бывают редко, потому не удивительно, что руины рукотворных строений там пока не обнаружены. Зато бытует легенда, будто в 1930-х гг., во время гонений на членов т.н. «ламско-кулацкой антисоветской организации», был разорён местный Семиозёрский дацан. Находился он на окраине Семиозёрья Красночикойского района. До 1917 г. там было много лам, огромная сокровищница и значительное число книг. После революции большинство лам бежали в Монголию. В дни разорения в 1937 г. дацан оказался пустым. В числе многих сокровищ пропала большая статуя будды из чистого золота. Ходят устойчивые слухи, будто семиозёрские ламы закопали свои сокровища где-то в Ламском городке, а сами погибли. Слухи есть слухи. Их перекрывают другие слухи. Будто ламы со всеми сокровищами ушли в Шамбалу к вечной счастливой жизни. А в подкрепление этой версии нынче в интернете распространяется следующая история.
_____________________
**** Расположен в Красночикойском районе Забайкальского края, на отрогах Чикоконского хребта, водоразделе рек Чикой и Верхний Шебетуй. Ориентировочная площадь «городка» ок. 1400 га.
«В 1977 г. группа ленинградских молодых интеллигентов, увлечённых эзотерикой и разными восточными учениями, решили посетить Ламский городок. В прочтённой ими специальной литературе это место упоминалось как одно из семи вероятных во всём мире, где в определённый день и час открываются ворота в Шамбалу.
Прибыли молодые люди в Забайкалье в июле и долго блуждали по тайге в поисках заветного места. В лагере постоянно дежурили два человека и поддерживали связь с помощью самодельных раций. Для вчерашних студентов-технарей собрать их было плёвым делом. И вот 21 июля группа, ушедшая на скалы, сообщила, что видит в полусотне метров впереди какую-то светящуюся воронку. Связь стала прерываться, а последними словами, которые услышали дежурные, были: “Нас что-то держит на месте. Нас затягивает. Тут есть…” — и полная тишина. Оставшиеся двое ещё несколько дней пытались найти следы своих трёх товарищей, а потом, уже обессиленные, кое-как выбрались в райцентр. В милиции от них приняли сообщение, а потом они ещё долго давали показания не только следователю, но и некоему человеку, видимо из КГБ. Пропажу ленинградцев списали на нападение хищного зверя, а с оставшихся взяли подписку о неразглашении. Рассказать эту историю они решились лишь после развала Советского Союза» (С. Ростовцев).
Свидетельство о публикации №223081800113