Успенский пост. Деяния

Успенский пост короткий, сразу нужно включаться, а у меня не получается без раскачки.

В понедельник утром позвонили из библиотеки, что могу за "Лавром" приехать, у нас на него и спустя 10 лет запись. Читаю его днём на воздухе, а на ночь, подумала, что-то посерьёзнее нужно, и стала "Исторический путь православия" о. Шмемана в очередной раз перечитывать, снова сначала, хотя в прошлый раз на вселенских соборах застряла.

Прочитала первые две главы: Начало Церкви и Церковь гонимая, - и  тут, наконец, захотелось взять Новый Завет в руки. Впервые дошло, что Деяния святых апостолов - это не менее увлекательное повествование, чем Лавр или Шмеман, нужно только забыть, что читала раньше и знаешь сюжет, отстраниться и посмотреть новыми глазами.

Нарочно так может не получиться, мне помогла одна статья, название которой забылось, осталась только главная мысль в памяти: полнота Церкви (Предания) была явлена в Пятидесятнице, в схождении Святого Духа на собравшихся в Сионской горнице апостолов и Матерь Божию. Во всяком случае только они изображены на православной иконе, в изображениях западной традиции женщин несколько, очевидно, основываясь на стихе 1.14. "Все они единодушно пребывали в молитве и молении с некоторыми жёнами и Мариею, Материю Иисуса, и с братьями Его".

Все последующие события, "исторический путь православия" - следствие, развёртывание во времени  этого главного события, явления обещанного Христом Утешителя. Я бы даже написала Явления. И когда в Символе веры мы говорим "Верую во единую, святую, соборную и апостольскую церковь", - мы исповедуем свою причастность к этому событию и к этой общине, единство с ними - в той мере,  в какой оно нам доступно, в какой и на нас сходит всё то же Дух.

Понадобилось 35 лет, чтобы понять. Не то что бы никогда не читала Деяния, но с тех пор, как взмыленный батюшка обливательно крестил меня с новорожденной дочкой летом 1988-го в толпе таких же одичавших потомков богоборцев, никто никогда не объяснял мне эту простую вещь, и самостоятельное чтение Деяний раньше не помогало это понять.

Видела только параллельные иерархии в МП, РПЦЗ и РИПЦ, не говоря уже о староверах и тем паче об инославных, совершала попытки перейти в РПЦЗ/РИПЦ, не увидела там никакой принципиальной разницы с МП, за исключением вот этой собственной параллельной иерархии, и стала думать, что осталось только к староверам сходить, но при всём уважении к безпоповцам - не к ним, потому что как без Евхаристии?

И тут осенило. В какой мере каждая из церковных иерархий ближе к единой, святой, соборной и апостольской Церкви,  церковной полноте, явленной в Сионской горнице? Понятно, что каждая скажет про себя, и меня сбивало с толку явное несоответствие реалий с Символом веры, отсюда и метания.

Но Деяния рассказывают нам о том, во что мы веруем! А не о том, что видим сейчас. Прочитала за раз почти до конца, до собора в Иерусалиме. Апостолов в Деяниях гонят не римские власти, а иудеи, и прежде всего к ним и обращена их проповедь. Нужно это понять: что между ортодоксальным иудейством, всем великолепием и пышностью ритуалов в неразрушенном ещё Храме и  мощью Римской империи и прорастает  Благая весть.

Ритуальные богослужения и государство - это ведь как молот и наковальня, всегда одни и те же.

И Дух Святой и животворящий, говоривший в пророках - неизменен в веках. И, в сущности, весь "исторический путь православия" - это история воздействия Духа на внешние формы государственно-церковных образований, главное же - на каждую открытую, открывающуюся Ему христианскую душу. Живую христианскую душу, заключённую до поры в наших ребрах, а не в бревнах самого благолепного храма или рамках самой процветающей конфессии.


Рецензии