Протагор с цитатами и комментариями
Протагор
Судя по цитатам, замечательный был хренушек, даром, что замаран причислением к софистам. Софизм - явное опошление Протагора, та выгода, которую из Протагора могут получить дураки и сволочи. Они ведь из всего ее могут получить - и из учения Иисуса тоже...
"Каждому рассуждению противостоит равносильное" - и надо самому искать его, чтобы не быть поверхностным и не заблуждаться
"Душа есть чувства и больше ничего" - чувства - высшая степень выражения души и единственно значимая...
"Всё подобно всему в каком-нибудь отношении." - тоже исключительно важный постулат, на нем стоят и науки и жизнь...
"Образование не даёт ростков в душе, если оно не проникает до достаточной глубины." - в каждом учебном классе бы такой плакат вывесить...
"Разумный человек не считает, что кто-либо когда-либо охотно ошибается или охотно делает низкие и злые дела; он знает, что все, кто делает низкие и злые дела, делают это неохотно." - делают охотно, но не как зло - - и злые последствия неохотно принимают, потому как слишком уж охота...
"О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию, – и вопрос темен, и людская жизнь коротка" - явно имелись в виду наличные в древней Греции боги. Они его, мягко говоря, не интересовали. Сомневался он в них; может, и вовсе не верил, но когда не верить опасно, выбирают такие вежливые, уклончивые, остроумные формулы...
Опять же, он был изгнан из "демократических" Афин, причем, у жителей отбирали его книги для уничтожения - достойная для настоящего философа участь...
Ещё он автор знаменитого афоризма "человек есть мера всех вещей", но мне оно мало говорит. Слишком легко отсюда придти к произволу и эгоцентризму. Мудрец есть мера всех вещей, христианин - но кто их самих смерит?
П.С:
"«Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют» (Платон, Теэтет 152а) (другими словами: поскольку каждый человек есть мера всех вещей, а люди отличаются друг от друга, то не существует объективной истины" - как я и думал, это афоризм об относительности истины, а не об абсолютности человека, не об антропоцентризме (хотя из него и вывели антропоцентризм). И действительно, до абсолютов и объективностей человеку добраться крайне проблематично (но только этим он и должен заниматься! Иначе он неизбежно превращается в говно, которое бессмысленно болтается в проруби, в настоящую овцу, а не в настоящего человека...)
«Как мы чувствуем, так оно и есть на самом деле». «Всё есть таким, каким оно кажется нам» - по крайней мере, мы не должны, да и не можем пренебрегать своими чувствами; чувства - это реализм, а разум - это умозрительная абстракция...
Но его книги тоже не сохранились - мудрецы, как и пророки, вечно изгоняются и уничтожаются, это реальность! Якобы, их старательно изучают, якобы из них составляют библии - нет, есть другая, темная, зловещая сторона этого вопроса (и есть, конечно, обычное перетолковывание - тоже уничтожение, но тайное, с сохранением внешнего поклонения....)
"Теория без практики и практика без теории есть ничто." - по сей день они не очень-то дружат, живут как кошка с собакой... На теории постоянно налипают ложь и бред, а на практики - цинизм и тупая традиция...
"Потому что, мне кажется, разговоры о поэзии всего более похожи на пирушки невзыскательных людей с улицы. Они ведь не способны по своей необразованности общаться за вином друг с другом сами, своим собственным голосом и своими собственными словами, и поэтому ценят флейтисток, дорого оплачивая заемный голос флейт, и общаются друг с другом их голосом.
Но где за вином сойдутся люди настоящие и образованные, там не увидишь ни флейтисток, ни танцовщиц, ни арфисток - там общаются, довольствуясь сами собою, без этих пустяков и ребячеств, беседуя собственным голосом, по очереди говоря и слушая, - и все это благопристойно, даже если и очень много пили они вина." - именно так; каждый должен жить на уровне флейты и танца, каждый должен быть независим и самостоятелен - и при том, дружелюбен...
"Кого подавляет необоримая беда, например, при управлении кораблем? Ясно, что незаурядного человека, - заурядный человек и без того всегда подавлен. Не лежачего мог бы свалить кто-нибудь, а сидящего, чтобы он упал, но не того же, кто уже лежит. Точно так же может необоримая беда подавить того, кто борется, но не того, кто никогда не был способен к борьбе.(...) Хорошему человеку возможно стать дурным, а дурному человеку невозможно становиться дурным." - да, но ты настолько незауряден, насколько для тебя нет "необоримых обстоятельств".
Его считают эклектиком - а эклектиков считают бесхребетными приспособленцами - у него это совершенно не так! Призывает биться, стоять, быть незаурядными...
"Нет ничего сильнее знания, оно всегда и во всем пересиливает и удовольствия, и все прочее." - потому что любое знание (знание истины!) - это итог пути; итог всегда важнее всего... Любое мышление - это попытка отыскать некий частный итог, сделав выводы из кучи текущих обстоятельств...
"Как по-твоему, на что с отвагою идут мужественные: на то ли страшное, что они считают страшным, или на то, чего таким не считают?
(...)
Но, с другой стороны, когда осмеливаются на что-нибудь, то идут все - и робкие, и мужественные." - опять смириться и превратиться в лукавый кисель (или болото) он совсем не призывает. Страшное болото жизни требует предельного мужества...
Уже последние цитаты вероятно не протагоровские... Нечего комментировать, человек почти полностью уничтожен, сохранилось лишь несколько крошек... Лень было его распространять, охота была его уничтожать... Или уничтожали дерьмо, но под горячую руку попали и исключения... Тысячи лет потом людишки жили с феодалами и в избушках с земляным полом...
Свидетельство о публикации №223081801152