Воспитание гражданина. Второй том Мертвые души

Воспитание гражданина.  МЕРТВЫЕ ДУШИ, Т.1; Т.2. Психолого-педагогический анализ: М. Шульгин, О. Рудьман. – Иркутск, 2023 -15с

Глубокая проработка двух томов «Мертвые души» позволила нам выделить ряд положений из романов, связанных с национальным характером, развитием предпринимательства и воспитанием гражданственности. Минимум интерпретаций – только факты и систематизация материала. 
     Предназначено для всех неравнодушных людей, особенно для учителей школ в плане развития гражданственности, наставников и патриотов России

Содержание
Том 1
I. О Руси и русскости
II. Прозорливость народа
III. Карикатурный характер поведения в высшем обществе
IV. О женском характере
V. Некоторые особенности в национальном характере

Том 2
I. Незрелая гражданская позиция
II. Предпринимательство и потребности
III. Методы воспитания гражданственности
IV. Философские аспекты

Том 1.
I.  О Руси и русскости

«Вижу тебя Русь из моего прекрасного далека: бедно, разбросано и неприютно в тебе; не вселяет в тебе дива природы и искусства, не поражают взгляд виноградники и розы. Открыто пустынно и ровно все в тебе. Как точки торчат среди равнин не высокие города. Но какая же тайная сила влечет к тебе. В ушах слышится тоскливая песня от моря до моря и берет за душу. Что пророчат твои необычные просторы».   
    «Русь, куда же несешься ты? – Дай ответ. – Не дает ответа. Летит мимо все и косясь постараниваются и дают ей дорогу другие народы и государства».
    У нас на Руси «разговор может иметь десятки оттенков в зависимости от ранга и количества имеющихся во владении душ. Француз и немец почти тем же голосом могут одинаково говорить и с миллионщиком и мелким табачником, хотя в душе подличает перед последним».
    «Плечистый парень звонко запевал, пятеро подхватывало, шестеро выносило - и разливалась песня как беспредельная Русь…. – и он почувствовал, что русский» (Чичиков на вечерней прогулке по озеру у помещика Петра Петуха, т.2).

II. Прозорливость народа

    Выражается сильно русский народ, и если наградит кого словцом (даст прозвище), то войдет оно ему в его род и потомство на века утащит его с собой. «И никак уже потом не избавиться от этого меткого прозвища, которое не вырубить топором. И так все бывает метко, что вышло из глубины Руси, где есть живой и бойкий русский ум…. Люди простые за словом не лезут в карман, а вылепливают сразу как паспорт на века, характеризуя человека одной самой яркой его чертой».
    Всякий сильный народ отличается своим словом, отображающим описываемый предмет, внося в него частичку своего характера: «Сердцеведением и мудрым познанием жизни отзываются слово британца, щеголем блестят недолговечные слова француза, умной худощавостью слово немца, но нет более меткого, чем русское слово».

III.Карикатурный характер поведения в высшем обществе

    «Хорошее воспитание виделось в трех вещах: в французском языке, фортепьяно и хобби», например в вязании кошельков. За счастье и духовное наслаждение скучающий помещик мечтал бы иметь друга для общения.
    «Балы все же, не в русском духе. Там вдруг взрослый человек выскочит во всем черном, общипанный, обтянутый как чертик и давай месить ногами. А другой, стоя в паре и переговариваясь о важном, выделывает ножкой вензеля налево и направо как козленок. И это все из обезьянства к французам, которые и в сорок лет остаются пятнадцатилетними. Ощущение после такого бала такое, точно какой грех сделал. В голове после разговора со светским человеком пусто. Все что он вам наговорит, все чего коснется, того, что из книжек понадергал, не к чему не применить».
    «В высшем обществе не услышишь ни одного порядочного русского слова, зато изобилуют на разный вкус иностранные слова». Но люди степенные при должностях как-то тяжеловаты в разговорах с дамами. Его речи пахнут книгой и он больше сам смеется над своими шутками и пересказами однотипных историй (Чичиков в роли миллионщика на балу).
     Интересно посмотреть на походку и манеры господ, подмеченные Гоголем.
   - «Он семенил ножками, как делают молодые старички щёголи на высоких каблуках, называемые мышиными жеребчиками».
     "Сплетня в обществе переноситься от одного к другому со словами: ...какая же это пошлая ложь».

IV. О женском характере

    «Женщина, как не слаба характером, становиться вдруг тверже мужчины, когда ощутит к себе пренебрежение» (Чичиков увлекся на бале дочерью губернатора и не замечал других дам).
   «Женщины - такой предмет, попробуй-ка угадать, что бегает на их лицах? – Разные излучины, намеки. А глаза – это такое бесконечное государство, в которое заехал человек и поминай как звали. Взгляд их – бархатный, влажный, сахаристый. И жесткий, и мягкий, или совсем томный как говорят в неге – зацепит за сердце и проведет по душе как смычком. Да это просто галантёрная половина человечества».
    Многие дамы, узнав от других о привлекательной части своего тела, непременно выставляют ее на обозрение.
    «Хороший овал молодой светловолосой дамы округлился как свежее яичко, и пропускал через себя лучи сияющего солнца... В ней еще не было ничего бабского, всего того самого неприятного, коим менее чем за год её наполнят этим маменька и тетушки, что и сам отец не узнает. Возникнет надутость, чопорность, станет врать».

V. Некоторые особенности в национальном характере

1. Неблаговидные черты (хвастовство, угодничество, леность)

   «Русcкий человек имеет страсть хвастать знакомством с кем-нибудь из знаменитостей» или кем-либо выше себя рангом.
 - Почти каждый из служащих способен мгновенно преобразиться перед начальником, «...становясь как бы ниже и тоньше. Голоском заискивает и движениями раболепствует».
 - «Русский человек не любит сознаваться перед другими, что он виноват, но чаще всего не может без понукателя : так и задремлет, так и закиснет».

2. Крепость характера (неустрашимость, расторопность, прямодушие)

- «Ах, русский народец не любит умирать своей смертью».
- «Русский человек хорош и расторопен и не лентяй, пока ходит в рубашке и зипуне, а не в немецком сюртуке».
- «Русский человек уж любит прямое слово, оно ему нужно как рюмка водки для сварения в желудке. Такая натура – ничего пресного не любит».

Том 2. ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ (не изучается в школе)
 
   Персонажи второго тома «Мертвые души»

   -Чичиков – активный предприниматель, нашедший лазейку в налогообложении (налоги брались с умерших, как с живых). Отличается воспитанностью, аккуратностью, обходительностью, терпением. Легко входит в контакты, выведывает весь важный спектр полезной для него информации. По словам Муразова, наделен огромным потенциалом и мог бы при правильном образе жизни, делать великие дела.
   -Андрей Иванович – молодой помещик, не нашедший успеха в управлении хозяйством, влюбленный в дочь генерала, который обращался к нему на «ты», что посчитал за неуважение и перестал наведываться к дочери.
   -Александр Петрович – авторитетный учитель для воспитанников их директор и кумир – пример воспитателя гражданственности, терпимости к тяготам будущей жизни.
   -Генерал Бетрищев, как и многие властные русские мужи, был одарен достоинствами и недостатками, но «то и другое было набросано в каком-то картинном беспорядке. Самопожертвование и великодушие в решительные минуты: храбрость, ум, а с другой - мелочность и ревность к достоинствам других. От голоса до малейшего телодвижения в нем все было властным, внушающим подчиненным уважение и робость».
   -Платон Платонов – скучающий помещик, живший в достатке, обеспеченном за счет деятельного брата. Был готов путешествовать по губернии вместе с Чичиковым.
   -Петр Петухов – щедрый хлебосольный помещик, наделенный талантом кулинара, особенно в блюдах из рыбы и мяса.
   -Кошкарев - отставной полковник, родственник генерала – бюрократ, прожектер, вводивший в управление хозяйства и крестьян псевдонаучные западные институты.
   -Хлобуев – помещик, у которого Чичиков купил запущенное поместье с 50 душами. Перебирался в город учить детей. Написал много бредовых проектов, для реализации которых полагал получить где-то 100 тысяч денег.
   -Муразов – откупщик, богатейший в России мудрый человек, проповедник честного пути, христианских заповедей, влиятельный меценат.
   -Генерал-губернатор выступил в роли обличителя взяточничество, его неискоренимости и возможности его минимизации при взывании к совести чиновников.

I. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

   Решение своих материальных проблем

   «Господи, какое необъятное расстояние между знанием света и умение пользоваться этим знанием». - Все многочисленные проекты помещика Хлобуева основывались на потребности достать где-то сто или двести тысяч.
   "От повешения его спасало религиозное настроение, которое странным образом совмещалось в нем с беспутною его жизнью" (как у Дмитрия в Братьях Карамазовых).
   «На Руси водятся такие мудрецы, жизнь которых есть необъяснимая загадка. Все, кажется, прожил, кругом в долгах, а задает званный обед…..».
   Задавая званный обед он приговаривал, что этот обед последний, "...а после него уж кажется точно в тюрьму. Но необъяснимым образом, как бы чудом, вымолят у Бога средства и так десять лет к ряду" (Хлобуев продал 50 душ Чичикову).

   Жажда приобретений

«Всему виной приобретения и мудр тот, кто не гнушается в отношениях никаким характером людей, но вперя в него испытующий взгляд изведывает его до первоначальных причин. Теперь у нас подлецов не бывает. Есть люди благонамеренные, а таких, которые выставили бы себя на всеобщий позор найдется два-три человека, да и те быстро заговорят потом о добродетели».

   Лицемерие

Немало состоятельных людей прикрываются гражданственностью. Примером может послужить разговор о покупке мертвых душ: - «Не будет ли это дело (оформлений купчей на продажу мертвых душ) несоответствующим гражданским постановлениям и дальнейшим видам политики? - Напротив, казна получит выгоду от законной пошлины на эти души», ответил Манилову Чичиков, а помещик избавится от налога на эти души, числящиеся в ведомствах живыми.

   Ложный патриотизм

«На автора может пасть обвинение так называемых патриотов. Которые сидят по углам и накапливают себе капитальцы, устраивают судьбу свою на счет других. И как только что-нибудь случиться, вскроется оскорбительное для своего отечества, какая-нибудь правда, они вылезут все как пауки и подымут крики».. «Да хорошо ли это выносить мусор из избы. Ведь это все наше. А что скажут иностранцы?».
  -«Не патриотизм и не первое чувство есть причина обвинений. Вскрывается феномен: думать не о том, чтобы не делать дурного, а только о том, чтобы не говорили, что они делают дурное» (тайна).
 - «Боятся глубоко устремленного взора, страшатся смотреть в корень проблем и отношений, а любят скользнуть только по их поверхности, чтобы не заметить в себе какой-либо подлости и страсти».

3. Иррациональность людей

   Много стало раздраженных обиженных людей

Н.В. Гоголь подметил, что огорченные люди, которые не могут переносить несправедливость - нередки. "Добры поначалу, но беспорядочные сами в своих действиях, требуя к себе снисхождения и в то же время исполненные нетерпимости к другим, проникались чувством благородного негодования против начальников и устоев общества" (т.2).
   «Разбуженный раздражительностью сотрудник начинает больше замечать недостатки и придавать большое значение разным несущественным мелочам. Притворство, придирки или некомпетентность начальника начинают вызывать в нем нервическое раздражение и становятся поводом оставить карьеру (если есть возможность и появляется желание зарабатывать другим делом) вместо того, чтобы образумится, отринуть гордость и самолюбие» (там же).
   Избежать такой позиции возможно так: «Следует не оскорбляться на несправедливость начальника, на грубость, надменность его, а уместно подавить в себе честолюбие. Надобно иметь трудолюбие и самоотверждение для продвижения по службе…. Подчиненному следует примеряться к нраву начальника, нежели наоборот. Он один, а нас много».

   Избегание проблем

 - «Зачем ты мне говоришь, что дела идут скверно. Я брат знаю это и без тебя. Ты дай позабыть мне это и тогда я буду счастливый. - И забывается, и готов уже на низость, от которой сам прежде ужаснулся бы».

   Философствующее бездействие

Препятствием для развития гражданственности служит философствующее бездействие. Так, в одном городке жил философствующий Кифа Мокиевич. Его сын творил беспредел - ломал и крушил все к чему бы не прикасался. Люди, завидев его, сторонились или бежали прочь. «Да шаловлив, шаловлив, -- да как с ним быть: драться с ним поздно; а человек он честолюбивый, укори его при другом, он уймется поди. Да ведь гласность-то – вот беда! Город узнает о том, назовет его собакой. Уж если он и останется собакой, так пусть же не от отца об этом узнают» (т.2).
 - Так отвечал на обвиненье человек, занимающийся какой-нибудь философией или "...приращениями на чужой счет сумм нежно любимого ими отечества, думающий не о том, чтобы не делать дурного, а о том, чтобы только не говорили, что он делает дурное... "Да, господа, вы боитесь глубоко устремленного взора, и боитесь сами это делать, вы любите скользнуть по всему недумающими глазами".

   Издержки образования

«Настроили школы, после выхода из которой человек не на что не годился - только что в пьяницы. Он стал больше осознавать свое достоинство, становился как бы Дон Кихотом человеколюбия. Все больше господа думали, как просветить мужика»

  Дурные страсти

 «Бесчисленны как морские пески, человеческие страсти и все похожи одна на другую, и все они низкие и прекрасные, вначале покорны человеку, а потом уже становятся страшными властителями его. Блажен обладатель прекраснейшей, растущей день ото дня до блаженства страсти и становится раем его души. Но дурные страсти не от человека рожденные, вечно зовущие проявляются в мрачном виде и нет сил избавиться от них, которые встанут перед судом всевышнего».

5. Неискоренимость взяток

«Знаю, что никакими средствами, страхами и наказаниями нельзя искоренить неправды (взяток), она уж слишком глубоко в нас укоренилась. Бесчестное дело брать взятки сделалось необходимостью и даже потребностью даже и для таких людей, которые и на рождены были бесчестными. Уже почти невозможно многим идти против всеобщего течения. И что за дело выяснять, кто тут более всего из нас тут виноват. Известно зачем берешь взятку и кривишь душой: для того, чтобы жене достать на шаль или на разные платья. И это из-за того, чтобы сказали, что на другой лучше» (генерал-губернатор, т.2)
  «Пришло время нам спасать землю от самих себя, от нас самих, а не врагов внешних. Уже помимо законного управления появилось ему в обход другое правление – скорейшее достижение любых целей в обход закона с помощью правила – цены взятки. Установлены негласные устои и правила и известны даже цены взяток» (там же).

II. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО И ПОТРЕБНОСТИ

1.Проблемы развития предпринимательства

    Н.В. Гоголь в романе «Мертвые души» затронул проблемы предпринимательства. Так, Чичиков думал и представлял себя действующим как Костанжогло (хорошо знающий порядки людей, успешный помещик), расторопно, осмотрительно, ничего не заводя нового, не узнавши насквозь всего старого, все высмотревши своими глазами, всех мужиков узнавши, все излишества от себя оттолкнувши, отдавши себя только труды и хозяйству (Чичиков, т.2).

  а) Словами Костанжогло автор объясняет, как начать свое дело.
  В бизнесе «...надо начинать с копейки, снизу, сначала. Кто родился с тысячами этого не постигнет. Потому как у него уже завелись прихоти. Только тогда узнаешь хорошо людей и быт, тогда как вытерпишь все на своей коже и пройдешь все мытарства, что позже не дашь промаху ни в каком предприятии».

   б) Отмечает засилие в стране атрибутики западничества.
   В обществе витала мысль, «...что только одень мужиков в немецкие штаны, то наука возвысится, торговля вырастет и золотой век настанет на Руси» (т.2).

   в) Поднимает вопрос, надобно ли экономить на слугах.
   - «Подать что-нибудь может всякий и для этого не нужно заводить особенных людей. Русский человек хорош и расторопен и не лентяй, пока ходит в рубашке и зипуне, а не в немецком сюртуке» (там же, т.2).
    г) Предостерегает о пристрастии многих к красивым видам. 
   - «А вы охотник до видов? - Смотрите, погонитесь за ними, останетесь без хлеба и без видов. Природа любит терпение – это закон, данный самим Богом, ублажавшим терпеливых» (там же).
   д) Отмечает, что достижение богатства не мыслится без приучения мужика к порядку и труду на основе собственного примера.

   - Образованным людям деревня на Руси «...представлялась каким-то правильным приютом, воспитательницей дум и помышлений, единственным поприщем полезной деятельности». Но она была в основном бедна и нуждалась в рачительности хозяйствования.
   «Мужикам нужен пример, ну как можешь ты приучить их к порядку, когда сам беспорядочен. Оставшись на год без работы, мужик развратится навек: изменится, загуляет, сделается пьяницей, привыкнет к лохмотьям и бродяжничеству» (Костанжогло, т.2).
    Полагает, что надобно сделать прежде мужика хорошим хозяином, богатым, а там он и сам выучится.
    Считает, что «...в земледельческом звании хлебопашца человек нравственнее, благороднее, выше. Земледелие является основанием всего, а фабрики заведутся сами собой» (там же).

    е) Предостерегает о издержках бережливости

  - «Мы совсем не для благоразумия рождены. Если даже кто всю жизнь был бережлив и копил деньги, то на старости и его черт попутает. Спустит все вдруг и это все - как просвещенные, так и непросвещенные» (там же).

2. РАСШИРЕНИЕ СПЕКТРА ПОТРЕБНОСТЕЙ
 
Сегодня в России анонсирована стратегия «Экономики предложения». Нам бы хотелось думать, что речь идет преимущественно о предложении отечественных товаров, а не о засилии предложения услуг, приводящих к развитию идеологии «потреблятсва» - эгоизму, вседозволенности и перверсиям. Эти мысли выпукло показаны в данном романе (т. 2).
   - «Существует мнение, что «крестьяне ведут уж очень простую жизнь и им требуется внушить потребности свыше их состояния (сегодня это экономика предложений). Состоятельные знатные люди в погоне за роскошью и излишествами сами стали тряпками и болезней черт знает каких понабрались. Нам, прежде всего, нужно обеспечить основные жизненно необходимые потребности, а потом уже строить все эти фабрики, создающие всякие там потребности, расслабляющие теперешних людей» (Костанжогло).
    Н.В. Гоголь отмечает, что начитавшись разных новых книг, вкушающих новые потребности человечеству, люди возымели жажду испытать новые удовольствия.
  -«Вот я, порядку жизни не только не выучился в университете, а выучился искусству побольше тратить денег на всякие новые утонченности. Выучился только тратиться на всякий комфорт» (Платон Платонов,там же).
   Появились рестораны с «дешевой» ценой и половину в кредит. Этого было достаточно, чтобы не только столоначальники, но и канцелярские, развернулись в надежде на будущие взятки с просителей.
   На Нижегородскую ярмарку наехали истребители русских кошельков - французы с помадами и француженки с шляпами, как египетская саранча (Костанжогло), которая мало того, что все сожрет, да еще яйца после себя оставит, зарывши их в землю.
   "Что же делать, если завелись так много всяких «заманок» на свете? И рестораны, и маскарады, и гулянья, и пляски с цыганами. Да и мода велит – изволь удержать себя".
    Автор удачно подводит к краху нерационального потребительства.- :«Дела скверно идут, я брат сам это знаю. Ты дай мне об этом позабыть, не знать этого и я тогда счастлив….
 - "И вот те деньги, которые бы поправили сколько-нибудь дело, идут на разные средства для приведения себя в забвенье. И пошел помещик забываться по миру с душою, от крайности готовую на низости, которых бы сам ужаснулся прежде".

III. МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ

  а) Обращение к опыту и промыслу Божьему

Богатейший откупщик Муразов (Афанасий Васильевич), наставлял помещика Хлобуева: «Как же можно жить без работы, как же жить без должности, без места? Всякое творенье Божье чему-нибудь да служит, имеет свое отправление».
 – «Ну да я все-таки не без дела», отвечал Хлобуев. «Я могу заняться воспитанием детей». 
   На это Муразов ответил: «Как воспитать тому детей, кто сам себя не воспитал. Детей ведь только можно воспитать примером собственной жизни».
 - Хлобуев. – «Заняться каким-либо делом мне уже поздно, да и это свыше моих сил».
 – Муразов. Да что же по нашим силам. «Ведь ничего нет по нашим силам. Без помощи свыше ничего нельзя. Но молитва собирает силы. Перекрестись, говорят: Господи помилуй – гребет и доплывет до берега. Об этом не нужно и помышлять долго; это нужно просто принять за повеленье Божие».
 
   б) Обращение к воле, самолюбию и способностям

   Муразов освобождая Чичикова из под ареста, помогает ему встать на верный путь, взывая к его воле, самолюбию и способностям.

   Чичиков. «Я три раза сынова начинал; все потерявши, начинал вновь с копейки, тогда как иной давно бы с отчаяния запил и сгнил в кабаке. Всякая копейка была выработана всеми силами души и терпения с этакой железной неутомимостью».
   - Муразов. - «Ах, Павел Иванович, какой бы из вас вышел человек, если бы так же, и с силою и терпением, да подвизались бы на добрый труд, имея лучшую цель. Сколько бы вы наделали добра сколько затратили усилий для добывания своей копейки, да сумели бы пожертвовать для этого собственным самолюбием и честолюбием. Боже мой, как процветала бы наша земля. Не то жаль, что вы стали перед другими виноваты, а то, что перед собой стали виноваты – перед богатыми силами и дарами, которые достались в удел вам. Назначение ваше – быть великим человеком, а вы себя сами погубили»
    Муразов вновь к Чичикову – «Ах Павел Иванович, как вас ослепило это имущество. Из-за него вы и бедной души своей не слышите. Измените свою жизнь, бросьте этот шумный мир и стремления к приобретениям.Поселитесь в деревне близ церкви, женитесь на бедной девушке, приученной к умеренности.  Познание людей, и опытность не помогли вам на незаконном основании. Отступитесь пока не поздно».
   - Чичиков. – «Нет уже поздно. Я чувствую, слышу, что не так иду, но уже не могу. Нет, не так воспитан. Отец учил меня нравственности, а сам на моих глазах крал лес и меня заставлял помогать ему; завязал при мне неправовою тяжбу; развратил сиротку, которой он был опекуном. Пример сильнее правил. Вижу, что жизнь веду не такую, но нет больше отвращения от порока, нет любви к добру, этой прекрасной наклонности к делам богоугодным. Нет такой охоты подвизаться для добра, какова есть для получения имущества».
    - Муразов. – «Но у вас столько воли. У вас нет любви к добру – делайте добро насильно, без любви к нему. Вам это зачтется. У вас есть эта сила, которой нет у других, это железное терпение – и вам ли не одолеть. Да вы были бы богатырь, ведь теперь люди – без воли все, слабые».
    Оставшись один, Чичиков подумал: «Что же, в самом деле, будто я уже совсем негодный. Есть способность к хозяйству, я имею качества бережливости, расторопности и благоразумия, даже постоянства и не ленив. Буду трудиться, буду работать в поте лица в деревне, и займусь честно, так, чтобы иметь доброе влияние и на других».

2. Педагогика воспитания: магия слова «ВПЕРЕД»

«Учитель (Александр Петрович директор учебного заведения, Мертвые души, том 2) мог без мудрых слов передать самую душу науки, так, что и маленькому было видно, на что она ему нужна. Выбирались те науки, для того чтобы образовать из человека гражданина своей земли. Много говорилось о том, что ожидает юношу впереди и показать то, что ожидает его на службе. Ничего не скрывал: все ограничения и преграды, все будущие искушения и соблазны ему предстоящие во всей наготе. Все было ему известно, как будто он бывал во всех званиях и должностях. В глазах необыкновенного наставника читалось: двигайтесь вперед».
    «Это слово, знакомое русскому человеку, производило чудеса над чуткой природой ученика, и юноша с самого начала искал трудностей, где больше препятствий, где нужно было показать большую силу души».
    «Немногие выходили из этого курса, но зато это были обкуренные порохом люди. В службе они удерживались на самых шатких местах, тогда как и многие умнейшие из других, не выдержав из-за мелочных личных неприятностей бросали все, или осовев, обленясь, обезумев и опустившись, очутились в руках взяточников и плутов» и сами стали такими».
    Большая часть занятий юношей состояла в предостережениях, что их ожидают огорчения, преграды, все искушения и соблазны. Учил терпению: «Не насмехаться самим и сильно не реагировать на насмешки от других. Спустить дураку, не раздражаться, не мстить и оставаться спокойным - стать гражданином страны» (т.2).
    «На место директора поступил другой. Он налег на какие-то внешние порядки, стал требовать от детей того, что можно требовать от взрослых. В свободной развязности детей ему показалось что-то необузданное. И как бы назло своему предшественнику, объявил с первого дня, что ему ум и успехи ничего не значат, а ему важнее хорошее поведение. Странно, но хорошего-то поведения и не добились. Завелись шалости потаенные. Все было по струнке днем, а по ночам – кутежи и безобразия. С науками произошло то, что были выписаны преподаватели, которые забросали слушателей новыми терминами с логической связью и даже как бы увлеченно. Но не было только жизни в самой науке. Все пошло навыворот. Потерялось уважение к начальству. Стали насмехаться над наставниками и преподавателями. Так, директора стали называть "Федькой", "булкой".
    "Разврат завелся уже совсем не детский, стали устраиваться ночные оргии с девками. Стали кощунствовать над святынями, только за то, что был не совсем умен поп» (там же).
    «Он (Андрей Иванович, т.2) слушал горячившихся профессоров, а вспоминал прежнего наставника, который не горячась умел говорить понятно. Каких только лекций он не слушал, но все это оставалось в голове его какими-то клочками. Благодаря природному уму он слышал только, что не так надобно преподавать, а как – не знал».

IV. ФИЛОСОФСКИЕ АСПЕКТЫ РОМАНА

1. Исторические ошибки человечества

«Человек со всей своей высоты видит только близкие предметы. Во всемирной летописи человечества есть многие столетия, вычеркнутые из истории. Много совершалось в мире заблуждений, которых, казалось бы, сегодня не сделал и ребенок. Какие глухие дороги избирались человеком для достижения истины, тогда как перед ним был открытый прямой путь к великолепному храму, и был освещен огнями, но мимо него в темноте текли люди в непроходимое захолустье и добирались до пропасти. Ныне дивятся поступкам заблудших своих предков и самонадеянно и гордо начинают ряд новых заблуждений, над которыми так же посмеются потомки».

2. Меткие высказывания философского характера

    Н.В. Гоголь подтвердил библейскую мысль о том, что «Само преступление может быть менее вредоносным, чем соблазн совершить его безнаказанно» (прощение Христосом греха раскаявшемуся убийце).

    Высказался о силе любви. «И в падении своем гибнущий грязный человек требует любви к себе. Животный ли это инстинкт или слабый крик души, заглушенный гнетом подлых страстей».
   - «Полюби нас черненькими, а беленькими то нас каждый полюбит».

    Философски подметил, что «...пол миллиона сидней, увольней и байбаков дремлет непробудно и редко рождается на Руси муж, готовый громко назвать это слово «вперед».

    Предостерег романтиков о последствиях созерцания: «А вы охотник до видов? -
Смотрите, погонитесь за ними, останетесь без хлеба и без видов».

    Напомнил библейскую истину о том, что «Природа любит терпение – это закон, данный самим Богом, ублажавшим терпеливых».

    Предостерег об издержках бережливости. - «Мы совсем не для благоразумия рождены. Если даже кто всю жизнь бережлив и копит деньги, то на старости и его черт попутает. Спустит все вдруг и это все как просвещенные и непросвещенные».

    Показал силу примера для достижения порядка. - «Мужикам нужен пример, ну как можешь ты приучить их к порядку, когда сам беспорядочен».

    Акцентировался на познавательной роли поездок.- «Поездки есть живая книга, вторая наука, позволяющие увидеть свет и коловращение людей» (словами Чичикова).

    Выступил мастером познания человека. - «Все чаще человека характеризуют какой-то одной чертой и более относительно его нравственных качеств. Всяк хорош, пока не заглянешь в его душу и не шевельнется на дне ее то, что ускользает от других и сокровенных мыслей».
  - «В его лице «находили что-то марсовское, военное, что так нравилось дамам» (о Чичикове).
  - «Как не глупы слова дурака, а иногда бывают они достойны, чтобы смутить умного человека».


    ВЫВОДЫ

    Н.В. Гоголь показал проблемы развития предпринимательства в Руси в период активного проникновения западной культуры. Воспел величие страны, отметил прозорливость народа и его инертность к нововведениям. Показал как неблаговидные особенности характера, так и отражающие твердость духа черты народа.
    Сегодня, в условиях начала открытого противодействия западной колониальной политике, всегда мечтающей заполучить богатства русских земель, особую ценность представляет материал второго тома. В нем очень удачно показан положительный пример воспитания гражданина и патриота, который переносит трудности, имеет прививку от раздражительности к проявлениям несправедливости, нацелен на добрые дела.
    Бесконечное расширение спектра потребностей приводит к непомерному потреблению благ, жизни в долг, рабской зависимости от капитала. Это создает условия для раздувания эгоизма, безнравственности, попранию прав порядочных граждан. Легализация разнузданных свобод, способствует вымыванию христианских ценностей, разрушению устоев общества, развитию беспредела и ведет к гибели, которая не осознается большинством.

Авторы:
Шульгин Михаил, педагог-психолог, доцент ИрГТУ, Иркутск (в отставке)
Рудьман Ольга Борисовна – учитель литературы высшей категории. Тулюшка, Иркутская область, средняя общеобразовательная школа (ныне работает).


Рецензии