Романтики Голодной степи... Часть 1
Моя "хлопковая эпопея"
*****
Часть ПЕРВАЯ
Школьники "на хлопке"
(См. НАЧАЛО моей "эпопеи", "ПРОЛОГ":
http://proza.ru/2023/08/16/1195)
ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ
Каждый человек испытывает абсолютно разные чувства, когда вспоминает ТУ, совершенно другую, жизнь в Советском Союзе.
А зависит всё от того, что мы лучше запоминаем: плохие или хорошие моменты...
1
Как и в известном фильме, в советском Узбекистане тоже была СВОЯ традиция.
Хлопкоуборочная!
КАЖДЫЙ год, осенью, школы, как и другие учебные заведения республики, дружно и организованно (в "Заказных" автобусах, реже – в крытых брезентом грузовиках) выезжали на сбор хлопка – "белого золота", как его называли.
Главной гордости Узбекистана и её бессменного (до смерти!) Главы – Шарафа Рашидова*!
***
Мне-то ещё повезло, что с 6-ого по 8-ой классы я жила и училась на Кубани, и моя "хлопковая эпопея" началась лишь с 9-ого, когда мы вернулись в Узбекистан.
А вообще школьники выезжали "на хлопок" с 7-ого класса, даже раньше – в кишлаках. Там, по-моему, чуть ли не с начальной школы ребятишки его собирали!.. А то и раньше, смалочку помогая родителям-колхозникам!..*
P.S.
Кубанские школьники тогда тоже "не сидели без дела": мы собирали грецкие орехи, яблоки и черешню в колхозных садах, виноград и кукурузу. Объедались там всего этого!
И даже... лепестки роз мы собирали – на огромных (благоухающих до одури, с миллионом пчёл!) розовых плантациях!
А ещё... рис пропалывали в "чеках": по колено в воде... с пиявками!.. – тоже... та ещё РОМАНТИКА!
Ну, а студенты... – Айда бегом... "на картошку" – "святое дело": "наш второй хлеб"!
***
В Узбекистане использовали тогда каждый свободный клочок плодородной земли. Сажали фруктовые сады, дыни и арбузы, овощи, рис, разбивали виноградники. Потом бОльшую часть земель стали занимать посевами хлопчатника. Поля с ровными рядами хлопковых кустов были часто... бескрайними, до горизонта!
Нас, выдав нам предварительно специальные фартуки-"печкиры" для сбора хлопка, ставили по одному человеку на ряд.
Школьникам, норму "официально", конечно, не устанавливали, но... Требовали собирать за день (а работали мы с утра до вечера, с часовым перерывом на обед – там же, прямо в поле!) не меньше 30-и кг чистого хлопка!
Но и это очень много для городских детей!
Девчонки (особенно – узбечки!) ещё более-менее старались собрать побольше, чтобы и заработать побольше: нам платили по 6 копеек за 1 кг.
Ну, а мальчишки есть мальчишки. Они больше баловались, чем работали! – одна головная боль для учителей, выезжавших с нами!..
Теперь-то я им сочувствую – не понаслышке зная, что это такое: работать с подростками!..
2
Как весело нам там было поначалу, когда было ещё тепло!
Помимо сбора хлопка (не особо перетруждаясь!), мы успевали многое: умудрялись искупаться в арыках и канале; по очереди катались на крикливых и капризных ишаках (взятых "взаймы" у местных бабаёв!); как саранча, объедали их деревья с джидой**, росшей возле их дворов и которую узбеки обычно продавали на базарах баночками и стаканами: как семечки, но подороже! Особенно вкусной и сладкой была крупная, а мелкая – с кислинкой, но мы и её поглощали, как... троглодиты!
Иногда мы находили подсолнечник и позднюю кукурузу и жарили её на костре в початках.
Для нас это была своего рода романтика, а вот для сельчан!.. Наверное, они считали нас настоящими разбойниками, маленькими... пиратами, грабившими их!..
3
...Но в ноябре начинались холода – не искупаться, "подножного корма" больше не было. Да и работать на открытых всем ветрам полях нам уже не нравилось. Тем более, что и хлопок на кустах заканчивался, и тогда нас заставляли собирать его уже не в чистом виде, а рвать... вместе с нераскрывшимися до конца коробочками! Такой хлопок назывался "курак"***. Он, недозрелый, был плохого качества и ценился меньше. И платили нам за него тоже мало: 4 копейки за 1 кг!
Но самым худшим (как сказали бы нынешние подростки, "стрёмным"!) был для нас... "подбор": это когда мы уже не с кустов рвали белые хлопковые волокна и потом коробочки с ними, а подбирание всего, что валялось в междурядьях и под кустами! Такой "хлопок" был грязный, перемешанный с землёй и пылью и оплачивался вообще по минимуму: всего 2 копейки за 1 кг – много с таким не заработаешь!..
***
В особенно холодные дни мы (самые смелые и отчаянные!) сбегали с поля и грелись где-нибудь в укромном месте: сидя у костра или лёжа "вповалку" в зарослях уже убранной сухой кукурузы, сделав себе из её бодылей мягкую постельку. Представляли себя путешественниками, заблудившимися... в джунглях Амазонки!
Тоже романтика!
А бедняги учителя бегали и нас повсюду искали!..
4
А иногда мы вообще (устав работать!)... устраивали себе... выходной и... прятались от них... ПОДАЛЬШЕ: дома!
Помню один случай: сам директор школы (он же учитель истории и обществоведения) и наш молодой учитель немецкого языка приехали в обеденный перерыв к нам домой искать меня! Но... мама сказала, что я уехала... проведать больную бабушку.
Вообще, мы уже были опытные "партизаны" и хорошо прятались!
Если же кого-то вылавливали, то очень долго стыдили, а потом... везли работать на поле (если это было утром или днём ещё!..)
***
Надо сказать, училась-то я всегда очень хорошо, была комсомолкой-активисткой: комсоргом класса, спортсменкой (баскетбол, волейбол), ездила на всякие олимпиады и спартакиады, пела в школьном ВИА и была ведущей многих наших вечеров и праздников. А ещё я была редактором общешкольной стенгазеты!
В общем, "гордость школы"!
И потому, наверное, мне как-то всё сходило с рук: прощались такие выходки, как неявка на работу.
!!!
Правда, в "Аттестат" моя классная потом поставила мне не "примерное" поведение, а только "удовлетворительное"!..
Она же "подпортила" мне "Аттестат" "4-кой" по биологии, дабы лишить Серебряной медали, на которую я шла, имея всего две "4-ки": по немецкому и по алгебре!..
Неожиданно это было для всех, особенно – для мамы!..
Но я и с таким сходу поступила в Литературный институт – в узбекской столице!..
Хотя... мечтала поступить на журфак в ТашГУ!..
P.P.S.
А вот моя одноклассница, дочка той нашей "классной мамы", Риммка-зубрилка и "стукачка", дважды пытаясь поступить в институт, так туда и не поступила. Пошла в педучилище.
Её ненавидел весь наш класс! Как и её маму: злобную и несправедливую, завидующую и пакостящую всем девочкам, которые были красивее и умнее её тупицы Риммочки!..
© Ольга Благодарёва, 2023
ПРОДОЛЖЕНИЕ, часть ВТОРАЯ: Студенты "на хлопке"
http://proza.ru/2023/08/24/1149
Примечание-приложение
* Сбор хлопка в тогдашних азиатских кишлаках – адский рабский труд! На хлопке трудились целыми семьями, "от стара до мала", без праздников и выходных... Но больших денег не получали (платили копейки!), хватало только на самое необходимое.
А кто-то миллионы имел от приписок и пр. махинаций с хлопком!
Следователи Ген.прокуратуры Гдлян и Иванов зубы обломали об узбекское "хлопковое дело": там замешана была вся партийно-государственная элита не только Узбекистана, но и Москвы, СССР!
!!!
Примечание-объяснения слов со *** – См. в ПЕРВОЙ "рецензии" на эту часть (вынесла их отдельно, чтобы не придрались из-за "превышения объёма цитирования"!)
Фото – из Интернета. Как мы ТОГДА! ;)
Спасибо автору!
Свидетельство о публикации №223081800129
Всего доброго и вдохновения!
Игорь Лебедевъ 22.08.2023 09:55 Заявить о нарушении
Рада Вам!
Спасибо за отклик!
Ольга Благодарёва 22.08.2023 12:28 Заявить о нарушении