Наука и Искусство. Разум и дух. О концепте Шиллера

Проекты популяризации знаний

Исследования интеграции науки и искусства

Философия воплощения жизни человеческого духа и разума

Разработка подхода к сохранению живого произведения театрального искусства


Заметка
Об объединении науки и искусства в упорядочивании жизни с помощью разума и духа
Шиллер и его концепт искусства

Родной душе
        «Родные все, кто силой духа схож»
        (Ф. Шиллер)

«Лишь он, святой союз прекраснейших стремлений,
Творя, возвысит жизнь грядущих поколений»
(Ф. Шиллер, «Приветствия искусств»)

В заметке через призму проводимых мной исследований интеграции знаний науки и искусства рассматриваются два аспекта, один из которых о единении науки и искусства в упорядочивании жизни - в рамках философии воплощения жизни человеческого духа и разума, и второй – о концепте искусства Шиллера – в рамках исследования по разработке подхода к сохранению живого произведения театрального искусства. Коснусь я и ранее рассматриваемой проблемы трагедии совершенного искусства в связи с данным анализом трудов Ф. Шиллера и тематике морали и нравственности.

Поскольку данные исследования касаются интеграции науки и искусства, приводимые примеры также из сфер научной и художественной литературы. В связи с исследованием философии воплощения духа и разума любопытным является пример, приведённый Ф. Шиллером в художественной книге «Духовидец»: «неужели вы хотите опровергнуть силы природы, чем допустить искусную и не совсем обыкновенную комбинацию этих сил?» [1] Этот путь воплощения жизни человеческого разума и духа природный, то есть основанный на естественных законах мира. В этой художественной форме можно почерпнуть многое из мыслей, которые касаются философии жизни человеческого духа и разума, например, о тех «двух пределах» [1]  бытия человека, до и после него, или о высокой цели, «путеводной нити жизни», движении к порядку – об этом спрашивает автор главного героя, который как раз и говорит о своем духе, и о том, есть ли за той завесой пределов жизни что-либо.

В связи с исследованиями трагедии совершенного искусства и роли наук и искусств в нравственном совершенствовании привлекают внимание письма Ф. Шиллера, в которых он уделяет внимание эстетическому воспитанию, и в них мысли о развитии разума и духа с помощью искусства. Сам Шиллер назвал эти письма «результатом изысканий о прекрасном и искусстве» [2]. Несмотря на представляемое Шиллером противоречие между наукой и искусством, обе эти области нацелены на упорядочивание жизни с помощью духа и разума, и в этом - их единение.

Что в свете будущего верно замечает Шиллер, так это скованность человека его же природой – пока что он не может действовать, как «свободный интеллект» [2]. Его мысль о том, что «разум требует единства, а природа – разнообразия» сейчас можно рассмотреть гораздо шире: разнообразие информационных процессов – с одной стороны, и процессы объединения, интеграции в физической природе – с другой стороны – сосуществование разнонаправленных, но схожих в своей основе процессов. Здесь наоборот - стремление разума к целостности как сложной информационной системы позволяет упорядочивать разнообразие и одновременно благодаря данному многообразию всесторонне данный разум развивать.

Путь искусства Ф. Шиллера позволяет соединить разум и чувство, и человек «только в муках искусства обретает творение свободной природы» [2], и это источник истины и нравственного и духовного совершенствования [3].

Данную упорядочивающую силу искусства Ф. Шиллер раскрывает вновь через художественные произведения. В пьесе «Приветствия искусств» Ф. Шиллер среди действующих лиц вводит роль Гения и семи искусств, к которым относит архитектуру, скульптуру, поэзию, музыку, танец, живопись и сценическое искусство [4]. И примечательно, что все данные искусства соединяются в живом искусстве театра, о котором Ф. Шиллер говорил, что «театр есть общий канал, по которому от мыслящей, лучшей части народа струится свет истины, мягкими лучами распространяясь затем по всему государству» [6](обществу).
«Сценическое искусство» Ф. Шиллера:
«Я образ Януса рисую пред тобою:
Здесь радость блещет в нём, а здесь горит печаль,
И в жизни звонкий смех сменяется слезою, -
С забавой важное Всевышний сочетал.
Вся жизнь – с утехами и страшными скорбями,
Снимает свой покров пред властию моей.
Кто мира жизнь постиг, с богатыми дарами
Вернётся тот к святилищу души своей.
О тот, кто дух свой к жизни мира направляет,
Борьбу в груди своей легко тот усмиряет».
(Ф. Шиллер, «Приветствия искусств»)

По сюжету пьесы люди сажают померанцевое дерево – символизм древа жизни и истории мира – но для жизни нужен мудрый наставник, и его роль исполняю искусства. «Мы ищем правдивых С открытой душою…» - в одно стихотворное произведение помещено столько высшего смысла, о правде, о совершенствовании, о том, что мир един. Это единство чувствуется и в знаниях, в соединении науки и искусства, связи через века с тем же древним путем Дао и философией воплощения жизни человеческого духа и разума: «… высокий ум: в жизнь великое влагая, и творя, и созидая, всё даёт он жизни сей, ничего не ищет в ней» [4]:
«Прекрасная душа сроднится скоро:
Из дел своих она создаст свой мир.
Как дерево вонзается в слой почвы,
Корнями крепко охватив его,
Так благородное всегда стремится
Связать свой труд с потоком общей жизни»
(Ф. Шиллер, «Приветствия искусств»)

В самих науке и искусстве заключается более глубокая мысль, выходящая за их пределы, - не только творение и созидание в данных областях, но идея претворения духа и дления жизни через информатику этих форм, что можно рассмотреть на примере строк из «Приветствий искусств» - о живописи, и абстрагируясь, в целом можно представить возможности для жизни через созидательную деятельность со знанием мудрых естественных законов природы, воплощаемых в настоящем и в биологии, и в информатике:
«На полотне моём, природе подражая,
Пылает красок ряд – вся жизнь доступна им».
(Ф. Шиллер, «Приветствия искусств»)

Вновь обращаясь к научной литературе, вернусь к теме воплощения духа и совершенства в искусстве. В записях публичных лекций о самом Шиллере также можно найти тот концепт искусства – в его нравственной составляющей, в «трагическом сострадании» [5]  самой жизни, воплотившемся в «драматическое изображение» в искусстве – для жизни. Это устремление соединения жизни с искусством – её же частью – один из путей воплощения жизни духа и разума, того содержания, которым обладает человек, через приемлемую для данного жизненного пути форму. Такое понимание расширяет взгляд на жизнь каждого человека и его стремления: только представить, что дух и разум одного человека стараются претвориться через целую огромную сферу, через самый мир – и здесь сокрыта та нить в сети знаний, ухватив которую человек воплощает собственную жизнь в масштабах и для этой жизни и высоких и общих целей в ней. И это уже не только индивидуализация пути, но и обобщение на уровне целого общества и развития будущих поколений. В этом и состоит задача философии воплощения жизни человеческого духа и разума с единым подходом науки и искусства – законов мира и человеческого развития.

Есть разум и дух, и есть цель воплощения, и есть путь – науки и искусства, информатика которых через знания, слово, образ, действие позволяют уму и душе в полной мере претвориться в жизни:
«Мысль смелая – мой мир, моё святое царство,
И огненная речь орудьем служит в нём.
Всё, что живёт, что мыслит во вселенной,
Что в вечных тайниках природа создаёт,
Снимает свой покров: мой голос вдохновенный
Не ведает преград – могуч певца полёт!»
(Ф. Шиллер, «Приветствия искусств»)

Только в одном произведении встретилось столько пересечений исследований – информатики слова и мысли, «о чём говорит музыка», живописи и поэзии, науки и искусства, и философии.

И в продолжение этому общему пути мысли в сферах наук и искусств, жизни духа и разума:
И древо жизни, тот подарок мира,
С наукой и искусством мы растили,
Корней могучих сила к небесам
Дай дотянутся их наследникам-ветвям
(Ксения Мира)

2023, Ксения Мира, философия воплощения жизни человеческого духа и разума

Литература
[1] Ф. Шиллер Духовидец. Перевод М. Корша. С.-Петербург, Издание А.С. Суворина, 1887. – 136 с.
[2] Шиллер, Фридрих. Письма об эстетическом воспитании человека / Ф. Шиллер; [пер. на рус. Яз. Э.Л. Радлова]. Москва: РИПОЛ классик, 2018. – 242 с. – (Искусство и действительность).
[3] Басин Е.Я. Семантическая философия искусства (критический анализ). – М., 1997. – 192 с.
[4] Н.В. Гербель. Полное собрание сочинений Шиллера. В переводе русских писателей. Седьмое издание. Том 2. С.-Петербург, 1893 г. С. 355 – 358.
[5] Куно Фишер. Публичные лекции о Шиллере. Москва, 1890. – 264 с.
[6] Шиллер, Фридрих. Друг истины и красоты: пер. с нем. / Сост., ред. пер. Т.А. Ермакова. – Калининград: ФГУИПП «Янтар. Сказ», 2004. – 256 с.


Рецензии