Сихиртя

В Сибири достаточно мест, где по сей день не ступала нога человека, однако учёных в большей мере беспокоит то, что слабо изучена археология полуострова Ямал. На почве именно местного фольклора и местной археологии вот уже скоро 100 лет идёт научная дискуссия об обитателях Российского Севера в доисторические времена. Главным предметом её стали сихиртя*. Являются ли сихиртя плодом многовековых коллективных фантазий, или этот народ карликов-колдунов и в самом деле населял просторы континентальной Арктики чуть ли не со времёни рождения Homo sapiens — 40 тыс. лет назад? Доказательного ответа на этот вопрос нет.
_________________________
* Сихиртя (ненецк.) — норы роющие.

А началось всё с того, что в 1928 г. экспедиция Уральского комитета Севера, изучавшая побережье Карского моря, обнаружила на мысе Тиутей-сале, в месте слияния рек Тиутей-яха и Сер-яха следы поселения древних людей. Дело могло закончиться лишь констатацией данного факта, но в мае 1929 г. к изучению находки приступил член экспедиции научно-исследовательской секции Комитета Севера, тогда ещё студент В.Н. Чернецов. Этой работе он посвятил 5 лет жизни. Только в 1935 г. в журнале «Советская этнография» им была опубликована статья «Древняя приморская культура на полуострове Я-мал». Так началась Западносибирская археология, а Чернецов постепенно разработал первую культурно-хронологическую схему древностей этих мест. На основании ненецкого фольклора он же стал называть первых жителей полуострова сихиртя.

Археологические находки и народные предания показывают, что ненцы и другие народы*, проживавшие на Саянском нагорье, под давлением других кочевников вынуждены были в течение XI — XVII вв. переселиться в Арктику (точнее, на территорию от низовьев Енисея до полуострова Канин нос в Архангельской области). Они вытеснили местных аборигенов — сихиртя, которые якобы ушли жить под землю. Фольклор упоминает военные столкновения ненцев с сихиртя. Карлики были слабыми ратниками, но поражали умением неожиданно скрываться и внезапно появляться вновь, почему кочевники и признали их шаманами, т.е. колдунами.
____________________________
* В русском народе за ними закрепилось обобщающее название самоеды.

Впрочем, некоторые ненецкие предания говорят и об ином. Согласно им, сихиртя жили в тундре в чумах и имели оленей. А потом земля перевернулась, случился потоп, спасаясь от которого сихиртя переселились под землю (т.е. наша планета полая, как в повести В.А. Обручева «Плутония»), живут там и пасут земляных оленей, т.е. мамонтов. Иногда ночью они выходят на поверхность и порой даже общаются с людьми.

Согласно тем же преданиям, сихиртя были белокурыми, светлоглазыми (зрачки почти незаметные), иногда указывают, что глаза на лице располагались вертикально. У них непропорционально большие головы. Подобно пигмеям сихиртя очень маленького роста, самые высокие едва достигали 1,25 м. В науке это называется нанизмом, который проявляется по причинам недостатка питания и длительного пребывания людей в низких температурах.

В годы первых изысканий была найдена только одна могила, которую можно было отнести к досамоедским временам, но человеческих останков там не нашли. Учёные сослались на то, что земли в Арктике кислотные, кости и дерево там быстро обугливаются. Почему при этом тысячелетиями сохраняются кости моржей или мамонтов, объяснить никто не потрудился.

Чернецов и его последователи добавили к описанному образу то, что говорили сихиртя слегка заикаясь, жили в больших торфо-дерновых домах-полуземлянках, которые по форме напоминали сопку (вход в дом был оборудован сверху, на крыше, отчего создавалось впечатление, будто человек не в дом входит, а погружается под землю); вели осёдлый образ жизни, занимались морской охотой, рыбачили. Главным их отличием от других северных народов называли то, что сихиртя чуть ли не первыми в мировой истории стали металлургами, добывали и обрабатывали золото, серебро, медь, выплавляли бронзу.

Зимой 1932 г. близ Салехарда было обнаружено древнее городища Усть-Полуй. Раскопки начались в 1935 г. под руководством молодого ученого В.С. Адрианова. Результаты были потрясающие — за два сезона обнаружили более 7 тыс. уникальных предметов, преимущественно художественная резьба по кости мамонта, литые из бронзы изображения разных зверей и людей и др. Но в 1937 г. Адрианов был арестован и расстрелян как активный участник троцкистско-зиновьевского заговора. Научно обобщить найденные сокровища учёный не успел. Работы на городище были прекращены вплоть до 1946 г., когда в Салехард приехал Чернецов. Именно он ввёл в мировой научный оборот  понятие усть-полуйская культура (датируется IV в. до н.э. — II в. н.э.).

Учёный идентифицировал усть-полуйцев как сихиртя. Однако при раскопках на городище в 1995 г. были обнаружены два захоронения с останками обычных женщин. Об обычном росте усть-полуйцев говорят и найденные в большом количестве боевые доспехи. К 2021 г. на территории Ямала археологи нашли более 70 подобных поселений. Следов легендарных сихиртя археологи не обнаружили.

Новейшие исследования, позволившие создать базы радиокарбоновых и дендрохронологических датировок, обработка и обобщение огромного археозоологического материала, результаты спорово-пыльцевого анализа, палеоклиматические и палеоботанические реконструкции и многие иные методики позволили учёным определить, что люди пришли на Ямал только в I в. до н.э. — первые века н.э., когда научились использовать оленей как транспорт. Никаких следов реально проживавших в Арктике предшественников самоедов не существует и морской охотой там никто не занимался — смертельно опасной была ледяная вода. Т.о. концепция Чернецова о сихиртя представляет собою фантастическую картину мира, созданную увлекающимся, но целеустремленным человеком. Чернецова по праву можно назвать арктическим Шлиманом, правда, в отличие от троянского немца, раскопки он вёл строго по научной методике.

В 2007 г. оленевод Мэе Окотэтто нашёл на севере Ямала наконечники стрел, металлические гарпун и топор, керамические изделия явно древнего происхождения. И вновь заговорили о сихиртя. Якобы они никуда не делись, живут под землёй, на поверхность выходят только ночами и избегают встреч с людьми. Находки Окотэтто попытались объявить доказательством существования сихиртя, подчеркивая, что исчезнувший народ стал хранителем подземных сокровищ, которыми полна земля Арктики.

Доказать что-либо энтузиасты не смогли. Сихитря и в наши дни остаются неразрешимой загадкой, как и их ближайшие родичи — чудь белоглазая, которые в отличие от карликов тундры предпочли жить в скалистых горах.


Рецензии
С сихиртя (сиртя), Виктор, особых загадок нет. Известно, что население заполярных тундр, жившее в полуземлянках, знавшее плавку металлов, сменилось в XIII веке. Непосредственно в Большеземельской тундре найдены городища (Ортино, Усташа на Гнилке) с остатками регулярных построек, крепостными стенами, фрагментами кольчуг из железа, гвозди и др. предметы; тигли для плавки металлов и пр.; керамика, металлические украшения. http://proza.ru/2016/10/14/1708 На смену чуди-сихиртя-печере пришли из южной Сибири самодийцы, ассимилировавшие аборигенов и ставшие вследствие этого ненцами. Они заимствовали святилища, многое из материальной культуры и языка. http://proza.ru/2017/02/25/2049 Древнейший пласт топонимов - санскрит (близок к древнерусскому), древнейшее аборигенное население - чудь. Значит чудь говорила на древнерусском, санскрит - язык волхвов.

Любовь Царькова   19.08.2023 07:59     Заявить о нарушении
Уважаемая Любовь Царькова!
Искреннее спасибо за отзыв и предложенную трактовку событий.
К сожалению, это одна из гипотез, которая, видимо, представляется Вам наиболее убедительной. По сути это ничего не меняет и не может отвергнуть иные трактовки истории. Как говорится, се ля ви.
С уважением.

Виктор Еремин   19.08.2023 09:01   Заявить о нарушении
Виктор, показательный пример с той же птичкой пунушкой - полярным воробьём. У ненцев ни для большинства местных птиц, ни для растений названий просто нет. Говорят: птица, цветок, голова цветка. (((((((((
Пуночки-пунухи (поморское). ЭТИМОЛОГИЯ ПОНЯТНА ТОЛЬКО С САНСКРИТА: "пунах" - на санскрите "опять, снова". Потому что населённые пункты полярные воробьи пролетают за год два раза: весной, когда спешат на побережье выводить птенцов и осенью, пролетом на юг. Их видят опять и снова.

Любовь Царькова   19.08.2023 14:18   Заявить о нарушении