Писатель Борис Полевой

В жизни Бориса Полевого (настоящая фамилия Кампов) немало "белых пятен". Его самая знаменитая "Повесть о настоящем человеке" была написана в 1945, опубликована в 1946 и получила Сталинскую премию в 1947 год. С точки зрения фактологии ее подробно, уже в 21 веке, разбирал писатель Михаил Веллер. По его мнению, что-то там не сходится. С точки зрения слова вот запись из дневника Давида Самойлова от 3 апреля 1948 года: "Автор своему герою по бедро. А мог бы получится второй Корчагин. Мало органического, советского, вошедшего в плоть. Слишком примитивна психика: воля, упрямство. А основания? А специфика ? Ведь герой нашего времени сложнее Корчагина. У него "подтекст" больше."

На заставке: Афиша кинофильма "Повесть о настоящем человеке"

Интересный взгляд, правда? Получается, что будь автор крупнее Бориса Полевого "Повесть" вышла бы сильнее.

При утверждении сталинских лауреатов-1948 года случился скандал. В кабинете Сталина собрались литературные генералы. Обсуждали уже выдвинутых кандидатов, тех кто без 5 минут лауреат. И тут Вождь обратил внимание, что под циклом рассказов Бориса Полевого "Мы - советские люди", стоит приписка: "Литературная обработка Лукина".
- Так кто автор? - спросил Сталин.
Кто-то что-то начал объяснять. Но как-то мудрено. Вождь начал докапываться до сути. И тут вмешался Фадеев. Он спас репутацию Бориса Полевого, предложив перенести обсуждение его рассказов на следующий год. Перенесли. Сталинскую премию присудили в 1949. Она стала второй на счету Бориса. Но роль Лукина так и осталась не изученной.

Осенью 1953 года Бориса Полевого избрали Секретарем Союза писателей СССР по международным вопросам. Карьерный скачок тем более ошеломительный, что писатель не имел высшего образования. Но не беда. Полевой тут же отметился письмом на имя Никиты Хрущева, где дал экспертное заключение по Нобелевской премии. Повод - предложение Комитета выдвинуть на премию писателя Сергеева-Ценского. Здесь я процитирую Полевого: "Нет нужды напоминать Вам, что Нобелевский комитет является реакционнейшей организацией, которая присудила премии Черчиллю за его мемуары, генералу Маршаллу как борцу за мир, и т.д.
.... приглашение присланное Сергееву-Ценскому, можно было бы использовать для соответствующей политической акции или для публично мотивированного отказа участвовать в какой-то мере в работе этой реакционнейшей организации с разоблачением этой организации, являющийся инструментом поджигателей войны, или для мотивированного выдвижения кандидатуры одного из писателей, как активного борца за мир".

Каков язык, какие аргументы! Так вот оказывается кому СССР обязан столь скудным списком лауреатов самой престижной мировой премии.

Это не единственное письмо писателя главе государства. Со временем Борис Полевой вошел во вкус. Процитирую настоящий перл от 13 декабря 1958 года: "Я только что вернулся с кремлевского приема, все еще нахожусь под впечатлением Вашей речи и вот видите решил вам написать. Знаю, Вы и сами видели, как была воспринята Ваша добрая, умная и сердечная речь.... Очень все было нам, братьям-писателям, нужно. Вы прямо-таки снайперски ответили на все те вопросы, по которым так хотелось услышать компетентное слово. У многих из нас, у тех, кто был духом послабее, Вы вынули из души занозы, которые саднили, болели. Верьте, что все мы, писатели, при всей своей разношёрстности в общем-то честный и верный народ. Но все мы, даже те, кто прошёл фронтовую закалку, легко ранимы. Но вот сегодня я смотрел на всех этих, хорошо мне известных и таких разных людей, и видел, что всем нам такие слова - простые, сердечные, дружеские были очень нужны.
Я понимаю, что письмо это лишнее, ничего нового Вам не скажет и потому завтра я, вероятно, Вам его бы и не послал. А вот сегодня посылаю".

Читать, вы представили картину: пришел писатель с приема и сразу письмо писать Хрущеву. Что это как не холуяж?
Хрущев, между прочим, письмо прочел и разослал членам Президиума ЦК для ознакомления! Пусть знают, как его любит творческая интеллигенция!

Но это довольно безобидно на фоне писем-доносов Бориса Полевого на журналы "Новый мир", "Знамя" и "Литературную газету". Да-да, были и такие. Интересно, что возглавляли эти издания такие разные люди как Александр Твардовский, Вадим Кожевников и Всеволод Кочетов. Досталось в письмах и Илье Эренбургу. Адресатом доносов, как вы понимаете, был лично Хрущев.

Возможно, смелость Бориса Полевого объясняется его близостью к "компетентным органам". Дело в том, что с возрастом писатель начал проговариваться о своих международных услугах КГБ. То деньги перевезет греческим коммунистам, то еще что-то. Вопрос этот не изучен. Возможно, со временем мы узнаем больше. Если, конечно, со временем интерес к Борису Полевому сохранится.

В 1961 Полевой возглавил журнал "Юность", который при нем имел репутацию либерального издания. Здесь печатались, к примеру, Василий Аксенов, Булат Окуджава, Фазиль Эскандер...Однако сам Полевой гордился не открытием таланта Аксенова, а другими именами. Вот его гордость: Владимир Титов, Анатолий Малыхин, Виссарион Сиснева. Кто-то сегодня их помнит? Навряд ли. Возникает вопрос - каким же литературным вкусом нужно обладать, чтобы поставить их выше Аксенова? (При всем моем неприятии морально-этических качеств последнего). Это еще одна загадка Бориса Полевого.

Вот кто-то сейчас скажет - как-то много негатива, неужели Полевой не сделал ничего хорошего? Ну, как сказать. С какой стороны посмотреть. К примеру, в своем письме на имя Секретаря ЦК КПСС Михаила Суслова от 22 декабря 1955 года Полевой предложил разобраться с фантастическими заработками переводчиков пьес. В качестве примера он привел Л. Утевского, заработавшего на переводе пьесы О. Бальзака "Мачеха" 1.279.000 рублей, Зубова-Константинова за перевод пьесы Бернарда Шоу "Пигмалион" получила 1.120.000 рублей. Не меньше возмутили Полевого доходы режиссёров-постановщиков пьес классиков. К примеру, режиссер Н.Д. Волков за инсценировку "Анны Карениной" Льва Толстого получил... 1.999.000 рублей.т. е "столько сколько великий Толстой не получил, конечно, при жизни за совокупность всех своих произведений".

Чтобы современный читатель понимал сколько это, сообщу что неплохая зарплата в то время была 850 рублей. После денежной реформы 1961 года, от вышеуказанных сумм нужно было отнять ноль. Отняли? Автомобиль "Волга" стоил 5500 р.
Вопросы поставил Полевой резонные, в данном случае, но принял ли ЦК меры по исправлению ситуации, мы не знаем. Творческая интеллигенция тщательно скрывала свои реальные доходы при советской власти. И завидовала более успешным коллегам. Жуть как завидовала. Да и сейчас так же.

Скончался Борис Полевой 12 июля 1981 года, в возрасте 73 лет. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.


Рецензии