Бульдоги под ковром

Бульдоги под ковром

Во властных коридорах происходят кадровые перестановки.
Отодвинули Гейдара Алиева.
Сменили генпрокурора.

"На заседании Политбюро 11 марта 1985 года, обсуждавшего вопрос об избрании нового генерального секретаря, Алиев высказался в поддержку Михаила Горбачёва. Однако с приходом к власти Горбачёва Гейдар Алиев попал в опалу. Помощник Горбачёва А. С. Черняев в своём дневнике за 9 октября 1987 года записал: "Потом напомнил о деле Алиева. Копаем, говорит, и дело вроде образуется почище рашидовского".
  Управляющий Делами Совета Министров СССР Михаил Смиртюков вспоминал, что в правительство и ЦК шёл поток писем из Азербайджана, в которых говорилось о злоупотреблениях и роли в них Алиева:
  "Много было всяких писем на него - и анонимных, и подписанных. Сначала я рассказывал о них Тихонову, а он говорит: "Слушай, делай что хочешь с ними, я не хочу этим делом заниматься". В ЦК сказали, что у них у самих много этих писем. Тогда я сам пошёл к Гейдару Алиевичу. Дал ему почитать эти письма. Он читал письмо и говорил: "Правильно, этого я посадил. Этого мы посадили. Этот вот жулик. Этот вот такой. А этого вот прогнали. А этого вот сняли. Всё правильно". Я говорю, что тогда я вам оставлю письма. Он говорит, что нет, не надо, забери эти письма, они мне не нужны. Меня это подкупало. Другой, может, взял бы и уничтожил, а он мне их возвращал и говорил: 'Что хочешь, то с ними и делай". А потом, как он мне сам говорил, позвал его Горбачёв и сказал, что много всяких идёт писем: "Мы создадим комиссию по их проверке или ты сам уйдешь в отставку?" Алиев посопротивлялся, но его дожали".
  Алиев позднее рассказывал, что в кремлёвской больнице врачи внушали ему, что жить осталось недолго:
  "Три месяца меня продержали на койке, потом ещё было полтора месяца реабилитации. Закончилось всё консилиумом, который взялся доказывать, будто я не могу продолжать работать в Совмине по состоянию здоровья. Я прямо спросил: "Чего вы добиваетесь?" Но мне же не могли честно сказать, что поступило указание Горбачёва: любой ценой получить заявление Алиева о добровольной отставке. Поэтому меня уговаривали, запугивали. Однажды даже сказали, что жить мне лет пять, не больше".
  Дочь Гейдара - Севиль в одном из интервью рассказала:
  "Да, когда Горбачев был простым секретарем ЦК, у них были довольно тёплые отношения. Они всегда сидели рядом, общались. Отец горячо его поддержал во время выборов генеральным секретарём. А потом все изменилось. Главная причина - зависть. Понимаете, когда стоял вопрос о том, кто будет после Черненко генеральным секретарём, западная пресса много писала об Алиеве. Они писали: "Единственное, что ему может помешать, - это то, что он не русский". Вообще пресса о нём очень высоко отзывалась. А Горбачев по природе своей завистливый и очень подлый. У него это на лице написано. Когда Горбачев потребовал от него уйти в отставку, Папа решил с нами посоветоваться. "Что мне делать? Сейчас по своему состоянию здоровья я от них завишу". Так как Папа был в то время ещё зависим от врачей, он был вынужден уйти по-хорошему. Он нам рассказывал: "Когда я принёс заявление Горбачеву, он так обрадовался! Обнял меня, поцеловал. И сказал спасибо".
 

 Сменили генпрокурора Рекункова.
  Чем он был известен?
  "А.М. Рекункову пришлось руководить органами прокуратуры после принятия очень важного для нее закона "О прокуратуре СССР", который значительно расширил функции и полномочия прокуроров. Заканчивалось так называемое застойное время - время взяточничества и коррупции. После смерти Генерального секретаря ЦК КПСС Л.И. Брежнева появилась возможность возбудить и провести расследования по целому ряду дел, вызвавших большой общественный резонанс, например, таких как "краснодарское дело". За время руководства Рекунковым органами прокуратуры были проведены глобальные проверки во всех ведущих союзных министерствах, комплексно изучена работа прокуратур всех союзных республик, многих автономных республик. А.М. Рекунков неоднократно выступал с сообщениями на сессиях Верховного Совета СССР и отчитывался о проделанной работе перед его Президиумом. Он контролировал все "громкие" дела.
  Александр Михайлович с большим энтузиазмом воспринял идеи перестройки. На расширенном заседании коллегии Прокуратуры СССР в июле 1987 года он, например, говорил: "Демократизация общества, гласность обнажили наши прорехи. Состояние растерянности, чуть ли не страха, у многих прокуроров особенно проявилось после того, как на страницах печати стали появляться критические статьи, острые отклики людей, в которых гневно обличаются допускаемые в правоохранительных органах беззакония. Оказалось, что критика и самокритика среди работников прокуратуры настолько были принижены, что утрачивалась объективная оценка собственной работы. Так постепенно укоренился бюрократический стиль, который сводил дело к одному - как бы получше выглядеть за счет количества проведенных мероприятий".
  Александр Рекунков оставался Генеральным прокурором до 26 мая 1988 года. После отставки А.М. Рекунков не прерывал связи с органами прокуратуры. Через несколько лет он стал работать простым прокурором в отделе по реабилитации жертв политических репрессий Прокуратуры Союза ССР (с октября 1992 по сентябрь 1994 года), а затем стал помощником Генерального прокурора РФ по особым поручениям.
  Александр Михайлович Рекунков был исключительно эрудированным, очень требовательным, иногда резковатым, но справедливым человеком. Высокий, красивый, со строевой выправкой, - он получил дружеское и доброжелательное прозвище "Монумент". А.М. Рекунков скончался 2 мая 1996 года и похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве".
  ("Судебно-юридическая газета" )

Начался суд на брежневским зятем Чурбановым.


"Бывший зять Брежнева на скамье подсудимых.
Военная коллегия Верховного суда СССР начинает процесс в отношении арестованных в связи с "узбекским делом" бывшего министра внутренних дел Узбекской ССР Хайдара Яхъяева, заместителей министра внутренних дел Узбекской ССР Петра Бегельмана и Таштемира Кахрамова, начальников областных УВД Узбекской ССР Хушвакта Норбутаева, Муина Норова, Сашима Сабирова, первого зам. министра внутренних дел СССР Юрия Чурбанова, бывшего зятя Леонида Брежнева, и др. Им инкриминируется получение и дача взяток, злоупотребление служебным положением и др. Из 107 томов уголовного дела 17 посвящены деятельности Чурбанова. Это первый открытый процесс по делу о коррупции в высших эшелонах власти и самый громкий из доведенных до суда группой Гдляна - Иванова. В ходе судебного разбирательства адвокату Чурбанова, Андрею Макарову, удается отвести большую часть обвинений. Происходит это не только благодаря мастерству защиты и ошибкам следствия. Группа Гдляна уже вышла на "московский след" в "узбекском деле", и наверху не собираются способствовать дальнейшему продвижению следователей в высшие эшелоны власти. 30 декабря суд вынесет приговор: Бегельман, Джамалов, Махамаджаев, Норбутаев, Норов, Сабиров получат от 8 до 10 лет. Чурбанов будет осужден на самый большой срок - 12 лет в колонии усиленного режима с конфискацией имущества. Официальная пресса назовет приговор справедливым".
 
   В Москве Горби и Рейган о чем-то толкуют.

Объявлено, что правительство СРВ собирается вывести из Камбоджи 50 тысяч вьетнамских "добровольцев". Поступок достойный 'младшего брата'. Мы из Афгана, они из Камбоджи...


Рецензии