Глава 2 продолжение Бабушка Ховронья

Бабушка Ховронья Яковлевна Подгорная (Кульшаева)

Бабушка Ховронья была волевой, энергичной, домовитой и в то же время сдержанной и спокойной женщиной. Мы, внуки, ласково звали бабушку – бабуля. Дедушка бабушку называл нежно «Хоря», а она его мягко по-украински «Батько».
 Бабуля хозяйство и семью содержала в строгом порядке, благодаря чему, в доме был  уют и достаток, который только был возможен в те скудные времена.  Она  могла одним  спокойным словом образумить и удержать от дурного поступка. Как она мастерски умела это делать, я  видел и слышал сам.
Бабуля обладала не только прекрасными качествами воспитателя, но и природным даром целительства: хорошо разбиралась в целебных свойствах трав. Травы она в определенные периоды года самостоятельно собирала, высушивала в теплом месте за печкой, где вместе с травами также сушились коржи и булочки из ржаной муки для кваса,  и использовала для приготовления лекарств: настоек, отваров.  Это помогало  поддерживать здоровье большого количества не только детей и внуков, но и односельчан. Мы, детвора, все свое время, в большинстве, проводили на улице, но я,  честно говоря, не помню, чтобы кто-то из моих братьев и сестер когда-то хворал, как сейчас принято говорить – сопливил, кашлял или еще как-то недомогал. При необходимости мы тут же получали необходимую порцию отвара или настойки, растирания и других незатейливых, на первый взгляд, но вполне эффективных домашних средств. Бабуля всегда была на страже нашего здоровья. Со временем, она привлекала к сбору трав старших внучек - детей сына Михаила, Свирида, Петра - Наталью, Екатерину, Матрену, Аксинью, Дарью, которые охотно получали от нее указания,  что да как в этом интересном занятии.
По субботам - всегда был банный день. Дедушка или кто-либо из взрослых детей готовили баню, находившуюся во дворе дедушкиного дома. Баня была большая и собирала много семей уже выросших детей: и нашу семью – Семена и Серафимы, и семьи других детей: Михаила, Алексея, Варвары, Петра. В жарком помещении нас ждали пять-шесть шаек (по-другому – тазиков), а каждый приходил, как было заведено со своим березовым веником. Зимой было весело  выскакивать  распаренным  на мороз и снова нырнуть на полок (деревянная полка в бане). После бани бабуля поила нас всех  квасом собственного приготовления на хмеле и ржаном хлебе. Мы все любили  эти банные дни. Как говорится, большая семья вместе, так и душа на месте.
Как я уже говорил, детей в семье было одиннадцать. Первой в 1902 году родилась дочь Татьяна, потом, через пять лет,  в 1907 году родился сын Михаил. Далее, дети рождались почти каждые два - три  года. В 1909 году родился Спиридон, в 1911году - Петр (старший),   в 1914 году – Семен,  в 1916 – Варвара, в 1918 – Алексей, в 1920 – Мария (дома мы звали ее Моря), в 1923 году – Петр (младший),  в 1925 – Илья и в 1927 году, одиннадцатым, родился Иван. 
В те пять лет, между рождением Татьяны и Михаила, дед Григорий служил в армии и участвовал в русско-японской войне 1904 года.  Возвращаясь с войны, он привез японское ружье 32 калибра. Ружье дед хранил  в подполе,  и изредка извлекал его и давал нам, мальчишкам почистить и пощелкать затвором.  А уж чистка ствола вообще была наградой. На охоту дедушка не ходил, но ружье всю жизнь никому не передавал,  только брал с собой «от лиха» при поездках на мельницу.
Дедушка и бабуля были простыми крестьянами, не имеющими образования. Их крепкая семья вырастила  и поставила на ноги одиннадцать  детей и более сорока внуков. Как возможно было  вырастить в те трудные годы  такое количество детей? 
Во-первых, в семье всегда царило взаимоуважение старших и младших, строгое, но не унижающее достоинство. Делая замечания детям, родители не повышали голоса, это и не требовалось, потому что авторитеты деда и отца, бабушки и матери были непререкаемы для детей и внуков. Что интересно, во время общих семейных застолий, для детворы, которой  на праздниках собиралось множество,  накрывали отдельный стол в другой комнате, тем самым ограждая от взрослых разговоров, не давая возможности малышам капризничать, сохраняя  их от повышенного внимания старших.  Это простое и нехитрое правило воспитывало детвору, с одной стороны учило самостоятельности и, в то же время приучало к соблюдению установленного в семье порядка, держаться в стороне от разговоров и дел старших. Эти правила взаимоотношений, дети, вырастая,  поддерживали и в своих семьях.
Во-вторых, в семье сочеталось домашнее и школьное обучение и воспитание. Те дети, которые ходили в школу, дома помогали малышам освоить грамоту самостоятельно, читали вслух книги. Такое  чтение было одним из самых любимых семейных занятий.
Также, с самых ранних лет все дети привлекались к посильному труду. Старшие дети присматривали за младшими, помогая тем самым матери, также вместе с родителями участвовали в работах на огороде, сажали картошку, ездили в лес за дровами,  мыли полы, посуду, помогали косить и убирать сено – в большом хозяйстве всегда находилось занятие для каждого. Между детьми, а потом и внуками было не принято отлынивать от порученной работы или перекладывать ее на  кого-то другого.
Дети воспитывались не только в труде. Получали развитие и их художественные и музыкальные способности. Все они обучались  игре на музыкальных инструментах: балалайке, гитаре, мандолине, гармошке, с удовольствием принимали участие в хоровом пении. Это сближало всю семью, поднимало настроение и помогало в нелегком быту.  Ни телевидения, ни радио в то время не было, поэтому музыкальное сопровождение сельских вечеринок   песнями и танцами ценилось и вызывало уважение у односельчан.
Дедушка Григорий Николаевич прожил 81 год и похоронен на кладбище в Лосевке рядом с сыновьями Михаилом, Свиридом, Семеном и дочерью Татьяной.
Бабуля Ховронья Яковлевна прожила  86 лет и похоронена рядом с сыном Ильей на кладбище в Темиртау, где прожила последние годы перед кончиной. Там же ей поставлен  памятник. За могилой ухаживает ее внучка Вера Ильинична Жила (Подгорная) и другие внучки и внуки.

Родня бабушки Ховроньи Подгорной (Кульшаевой)
У бабушки Ховроньи был родной брат Кульшаев Иннокентий. Как было сказано ранее, вместе с ними в Казахстан прибыл еще один  родственник  Кульшаев Павел. Судя по разнице в возрасте – около двадцати лет, он приходился им либо двоюродным братом, либо дядей. Я в своем самом раннем детстве застал его уже в преклонных годах. Он, будучи стареньким, и немощным жил у бабушки Ховроньи и проводил, в основном, свое время на теплой печи. Тем не менее, прожил он около девяносто лет и скончался в начале 1941 года. Когда Иннокентий женился и в его семье родился сын, его тоже назвали Павлом.  Возможно, старший Павел заменил Ховронье и Иннокентию родителей, и поэтому они его почитали, дали его имя сыну Иннокентия  и ухаживали за ним,   как за близким родственником,  до его глубокой старости.
Иннокентий женился на девушке из села Красиловка. Как ее имя, я не помню, и про Иннокентия тоже не могу ничего рассказать. Знаю только, что у них было двое детей, с которыми я в свое время общался: дочь Дарья (прим 1924 г.р.), сын Павел (прим 1928 г.р.). А получилось так: в 1945-46 г.г. я учился  во втором классе Лосевской начальной школы, а Дарья Иннокентьевна была нашей учительницей и классным руководителем. Это была обаятельная, стройная, с приятным голосом женщина. К нам, ученикам, она была добра и внимательна, мы ее любили и старались не огорчать.
В 1946 году все Кульшаевы, Дарья Иннокентьевна, ее мать, брат Павел перебрались на родину матери, в село Красиловку. После этого их след  для меня пропал.
Но вернемся к родственникам дедушки Григория и бабушки Ховроньи.


Рецензии