Мастер и его дело. К юбилею В. М. Шукшина

        Василий Макарович Шукшин - наш земляк, тоже родом с Алтая. Он жил и творил во второй половине 20 века. Любимый литературный жанр писателя – рассказ. За свою жизнь он написал 125 произведений малой формы. Перелистывая в очередной раз сборник "Осенью", в этот раз я решила перечитать рассказ «Мастер" потому,  что в его название вынесено применимое к любой профессии слово, указывающее на принадлежность человека к высшему профессиональному разряду. Показалось интересным проследить, какой смысл вкладывал Шукшин в это слово, что общее и что отличает героев, к которым оно относилось.
        Мой читательский опыт ставит под сомнение распространённый вывод, который делают некоторые исследователи в отношении главного героя рассказа о том, что Сёмка Рысь и есть тот творец, созидатель, который создает красоту своими руками, что душа его чиста и прекрасна, о чём и свидетельствует название рассказа. Мне показалось, что нравственная оценка писателем образа гораздо сложнее. В своём мнении я опиралась на принцип, сформулированный самим Шукшиным в статье «Нравственность есть Правда»: «…как художник я не могу обманывать свой народ — показывать жизнь только счастливой, например. Правда бывает и горькой…»
Так кого же Шукшин считает мастером: безымянного зодчего, который задумал и выстроил талицкую церковь, или «забулдыгу, непревзойдённого столяра» Сёмку Рыся, который задумал восстановить церковь и продолжить её строительство до полного завершения замысла древнего архитектора? 
        Друг Василия Макаровича Шукшина, заслуженный артист РСФСР, Георгий Бурков в статье «Живой Шукшин» писал: «Как ни громко это звучит, но, по моему твёрдому убеждению, Шукшин был рождён духовником. Быть может, оттого так полемично его творчество... Он переламывал то представление о жизни, которое существовало до него».
        Рассказ «Мастер» впервые был опубликован в четвёртом номере журнала «Литературный Киргизстан» за 1971 год. Сюжет рассказа не совсем обычен для советской литературы, которой вменялось описывать героические трудовые будни советских людей. Сельский столяр заинтересовался полуразрушенной церковью и, разгадав замысел древнего мастера, решает восстановить её. Он обращается за разрешением и помощью сначала к представителям церкви, потом к  местному начальству, но они отказывают ему. Первые потому, что понимают: власти не разрешат им открыть ещё один действующий приход, местные чиновники потому, что  церковь исторической ценности не представляет, являясь копией владимирских храмов 12 века. Но не этот сюжет, как нам представляется, взволновал писателя, а живой человеческий характер.
        Главный герой произведения – Сёмка Рысь, «непревзойдённый столяр» и «забулдыга», - так представляет читателям автор его в начале повествования. Имя персонажа выбрано, думается, не случайно. Имя Семён произошло от древнего иудейского имени Симеон и значит «слушающий» или «услышанный Богом». Интернет предлагает нам много статей о значении этого имени, из которых, в частности, мы узнаём, что "...в работе Семену помогает его богатое воображение. Отлично развитое еще в детстве, у взрослого Семена оно становится профессией. Он может быть великолепным иллюстратором, дизайнером, модельером. Однако нередко Семен выбирает обычную профессию рабочего, где тоже добивается определенного успеха". Ну просто, что называется, смотри по тексту рассказа.
        Необычность, чудаковатость героя, его неспособность и нежелание жить по общепринятым правилам («у тебя же золотые руки… ты бы как сыр в масле катался…») автор подчёркивает выбором варианта имени: его герой не Семён всё-таки, а Сёмка, вроде как пацан-переросток, не усвоивший ещё законы взрослого мира.
        Вот и Рысь – фамилия или прозвище? Из текста неясно, но оно отлично оттеняет своеобразие натуры героя. Рысь - независимый, не прирученный человеком зверь, то есть не приспособленный жить по общим правилам. У Шукшина творческая личность всегда «чудик», всегда оказывается непонятым, непризнанным, иногда смешным. Персонаж по фамилии-прозвищу Рысь скорее агрессивен, напорист, чем добродушен и смешон: «…когда он, поигрывая топориком, весело лается с бригадиром, тогда-то видна вся устрашающая сила и мощь Сёмки».
        Семья, работа, достаток, - всё это у героя есть, но ему, по его собственному определению, «остолбенело всё на свете», и он тратит свои богатырские силы на хулиганство и выпивку. Когда у него односельчане спрашивали, зачем он пьёт, он отвечал: «Затем, что так – хоть какой-то смысл есть». Душа героя ищет смысла жизни, смысла высокого, настоящего, а не мелочного, приземлённого. Когда Сёмка был у батюшки в райгородке, тот прямо спросил его: «Ты веруешь ли?» Сёмка ответил: «Да не в этом дело. Я, как все, а то и похуже – пью». А дело оказалось как раз в этом, то есть в том, где черпает силы душа человека, в чём? Одно дело – в водке, и совсем другое – в вере. Он чувствует в себе небывалые, богатырские силы, но не знает, куда их приложить. Известный критик Лев Аннинский в статье «Шукшинская жизнь» писал: «Корнем чудачества и бунтовства  героев рассказов В.Шукшина можно считать  обиженную душу - тело обеспечено, в безопасности человек, а душа… обделена».
         Но вот внимание героя привлекает давно заброшенная талицкая церковь. Завораживает она душу героя той подлинной красотой, над которой не властно время.
Позже в рассказе говорится, что талицкая церковь похожа на знаменитую владимирскую Церковь Покрова на Нерли 12 века. Это удивительное здание: легкое, женственное, изящное, какое-то просветленное… Очарование его – в благородной простоте и безупречности пропорций, в мягкости линий: ничего лишнего, броского, никаких дополнительных украшений.
        Именно такая неброская, одухотворенная красота и поразила Семку Рыся в талицкой церкви: «Каменная, небольшая, она открывалась взору – вдруг, сразу за откосом, который огибала дорога в Талицу… По каким-то соображениям те давние люди не поставили ее на возвышение, как принято, а поставили внизу, под откосом.
        Почему Шукшин всё-таки назвал рассказ не по имени главного героя, как это часто бывает, а «Мастер». Кто этот мастер, кого имел в виду Шукшин: Семку или неизвестного древнерусского зодчего?
        Сёмка, рассуждая о церкви и её строителях, называет древнего зодчего сначала «умной головой» и только затем, исследовав церковь и  разгадав его задумку, величает мастером. Отметим, что, древний строитель для Сёмки – именно не архитектор, а мастер, «особенно сведущий или искусный в своём деле», как указывается в словаре Даля, то есть одарённый, самобытный художник.
        В разговоре с митрополитом Сёмка не только рассказывает о старинном мастере и его тайне, но и делится своим замыслом, то есть становится соавтором древнего зодчего, надеясь довести до конца его замысел. Успех дела зависел, на наш взгляд, от внешних обстоятельств и от внутренней, духовной крепости человека. 70-ые годы – страна строила развитой социализм, в котором религиозным предрассудкам не могло быть места. Эти внешние обстоятельства были против восстановления храма, но немаловажную роль сыграли в данном случае, и внутренние обстоятельства: сам Сёмка сдался, предал свою мечту.
        Не найдя внешней поддержки осуществления своего замысла, Семка опять начинает пить, чтобы уйти от злобы: злобы на людей и самого себя, бессильного довести задуманное дело до конца. Следует отметить, что у героя не было помощника, он не имеет опоры ни в семье, ни среди односельчан. Слаба и беззащитна перед внешними обстоятельствами и душа Сёмки, так и не познавшая Божьего тепла.
        Шукшину принципиально важно, что герой идет, помимо священника, ещё и к представителям светской власти: писателю, председателю облисполкома – и не получает от них поддержки. Ведь все они – тоже своего рода пастыри народа. И эти пастыри оказываются не в силах спасти разрушающиеся духовные ценности, доверенные им. В небрежении находится храм, а храм – это душа народа, опора его нравственности.
        Сёмка мог бы стать настоящим мастером, Мастером с большой буквы, если бы осуществился его замысел. Мог бы, да не стал: душевной силы не хватило, которую даёт человеку вера. Не зря ведь говорится в народе, что дорога в ад вымощена бывает и благими намерениями. Ничего стоящего Сёмка не создал пока, чтобы называться Мастером.
        Возможно, название рассказа говорит о единстве, слиянии душ Семки и безымянного создателя церкви, общности их идеалов, нравственных и эстетических, которой не мешает разделённость во времени и подчеркивает в какой – то степени обобщающий смысл слова «мастер» как созидательного начала в человеке. Однако анализ текста убеждает нас в том, что главный герой рассказа Сёмка Рысь не дотягивает до высокого звания Мастер. И в этом  - не только его вина, но и вина времени, в котором он жил. Ведь и сам Шукшин не мог откровенно заявить о своём отношении к религии, к церкви. Героям таких его рассказов, как «Мастер», "Осенью", «Верую!» душно, тесно в рамках атеистической морали, она не отвечает их нравственным запросам и идеалам и не замечать этого такой Мастер, как Василий Макарович Шукшин, не мог.
        Можно допустить, что в название рассказа вложена надежда: жизнь идёт, меняются обстоятельства, и, может быть, когда-нибудь в будущем Семён смог бы воплотить замысел древнего зодчего. Тогда почётное звание Мастер можно будет отнести и к нему. Не в рассказе, а в реальной жизни ведь всё так и происходило: спустя десятилетия церкви стали открываться, разрушенные храмы восстанавливаться.  Шукшин, как истинный художник, почувствовал необходимость этого процесса.
        По всей стране активно реставрируются, восстанавливаются  полуразрушенные храмы, строятся новые. В моём родном городе Камень-на-Оби на Алтае  купол прекрасной церкви Богоявления Господня, которая была построена на возвышении по  левому берегу реки Обь в начале двадцатого века, уже венчает крест и собираются средства на реставрацию всего сооружения.
        Наш земляк В.М. Шукшин – писатель, актёр, кинорежиссёр, человек необыкновенно одарённый, смог реализовать данные ему свыше таланты, хоть и родился в далёком алтайском селе. Всем известна история о том, как Мария Сергеевна, мать Василия Макаровича, продала корову, чтобы на вырученные деньги отправить сына в Москву. В отличие от героя рассказа, Шукшина не остановили ни трудности, ни насмешки односельчан. Он чувствовал своё призвание и стал настоящим Мастером, оставив свой след в искусстве.


Рецензии