Размышления о побеге Толстого
Он не мог ограничиваться своими прежними идеями, не мог не понимать, что многоплановая жизнь куда разбообразнее теории.
Жене Толстой пишет, что покидает мирскую жизнь, "чтобы жить в уединении и тиши последние дни своей жизни". Кто поверит в то, что такой титан, как Толсотй, будет жить в уединении и тиши? Он уходил для совершенствования, хотя нам следует избегать одиночества с целью улучшения нашей нравственности - на самом деле, следует проверять себя в обществе. Одиночество, монашество не могут проявить всю многогранность человеческой натуры.
Побег был попыткой перерождения и обновления - не случайно на пороге смерти Толстой произносит слово "истина". Поиск истины - вот в чем призвание рода человеческого от древних времен до наших дней. Но люди, как метко замечает Феофан Затворник, лишь успевают "заглушить, заморить на время духовный инстинкт".
Пишут, что у покидающего Ясную Поляну Толстого не было плана действий. Какой план действий может быть у смертного человека, который находится в поисках сокровенного знания?
Умиравший на станции Астапово хотел поверить веру знанием.
Все мы родом из детства - Толстой родом из той "зеленой палочки", на которой - рецепт всеобщего счастья.
Кто знает, может старик желал, наконец, обрести эту тайну всеобщего благоденствия (хотя тайны в этом нет - любовь друг к другу, единственное, что может удержать человека от превращения в животное), может - полагал, что в пути ему откроется нечто большее, чем секрет "зеленой палочки".
Впрочем, не пребывали в любви оппоненты Толстого. Так, упомянутый уже Феофан Затворник именует автора "Войны и мира" "бесовым сыном". Но, в отличие от Фауста, Толстой так и не дожил до того момента, когда мог воскликнуть: "Остановись, мгновенье, ты прекрасно!"
Свидетельство о публикации №223081800663