Тематика летнего отдыха детей

Тематика летнего отдыха детей

“Приключения в жизни
начинаются с книг
о приключениях”
Жюль Верн,
французский писатель 19-20 век.
 

Организованный коллективный летний или всесезонный отдых детей в РФ может иметь несколько вариантов названий:
- ДЕЛО: ДЕтские Лагеря Отдыха;
- КЛОД: Коллективный Летний Отдых Детей;
- ЛОЛ: Летние Оздоровительные Лагеря;
- ПОЗЛ: всесезонные ПОЗнавательные Лагеря;
-ДОО: Детские Организованные Образования.

Целью данных детских организованных образований (ДОО) является  воспитать в детях чувство коллективизма при решении текущих задач организации, учёт мнений всех членов коллектива, демократический подход, чувство патриотизма, антистрессовая устойчивость, соревновательность коллективов, широкий кругозор. И ещё за время каникул отдохнуть и приготовиться к новому периоду интенсивного учебного процесса. Т.е. отдохнуть, но не потерять что изучили в предыдущий учебный период. Считаю, что это возможно при комфортном слабой интенсивности обучения (повторения) и такой же комфортной (или развлечения в) процедуре оценки знаний. Т.е. игрового безопасного приключения в приобретении знаний и такого же безопасного приключения в соревновании при оценке уровня знаний.
   
Для чего предлагается:
1. Выбирается для каждого отряда несколько направлений участия в соревнованиях. Каждый отряд выбирает столько направлений для соревнований чтобы все дни прибывания в лагере кроме двух были днями соревновательными.
2. Соревновательными днями являются все дни прибывания в лагере кроме дня заезда и выезда. В конце каждого дня не позднее получаса до  отбоя подводятся итоги дня по каждому виду соревнований.
3. Виды соревнований между отрядами:
- настольные игры (как личные, так и командные соревнования): шахматы, шашки, игра ГО, нарды, морской бой;
- лёгкая атлетика (как личные, так и командные соревнования : бег на короткую дистанцию, эстафета и бег на длинную дистанцию, прыжки в длину, отжимание сумма всей команды, подтягивание на турнике сумма всей команды;
- командные игры футбол, волейбол, гандбол, городки (по сокращённому количеству фигур и детскими битами (1 кг.));
- интересные вопросы по истории нашей страны по примеру телепередачи умники и умницы, без специальной предварительной подготовки детей, по отдельным непонятным и спорным вопросам  истории могут требоваться лекции, которые готовят вожатые или воспитатели. Необходимо разъяснять, что непонятно детям;
- знакомство с историей местного края, замечательные люди края;
- знакомство с местными растениями (травами и деревьями) без вырывания из среды обитания, с последующими командными соревнованиями по ботанике местных растений по фото и видео;
- знакомство с местными птицами (в пределах допустимого расстояния от лагеря фотоохота) с последующими командными соревнованиями по биологии по фото птиц;
- командные соревнования по навыкам выживания в лесу, горах,  лугах или пустыне. Установка палатки, разжигание костра, поиск воды, приготовление еды, первичная медицинская помощь;
- командные соревнования по иностранным языкам (английский, немецкий, французский, китайский др.);
- командные соревнования по русскому языку;
- командные соревнования по математике;
- командные соревнования по физике;
- командные соревнования по химии;
- командные соревнования по экономике;
- командные соревнования по Правилам Дорожного Движения;
- командные соревнования по механике автомобиля, велосипеда и др. транспорта;
- командные соревнования по компьютерной грамотности;
- командные соревнования по грамотному использованию смартфонов;
- личные соревнования по творческим специальностям (рисунки, стихи, сценарий, рассказ, музыка, вокал, танцы, анекдот);
- личные или командные соревнования по приготовлению еды;
- командные соревнования умников и умниц на сообразительность;
 
 
4. Бальная система подведения итогов соревновательного дня. Баллы по каждому виду соревнований устанавливают судейские команды. Каждый вид соревнований должен иметь свою шкалу баллов. Если все виды соревнований имеют одинаковую шкалу (например, 10 бальную), то это как бы уравнивает все виды  направлений соревнований, что полезно для подведения итогов, но не всегда бывает справедливо. 
5. Каждый вид соревнований имеет свою судейскую команду из трёх человек. Решение в судейской команде принимается простым большинством.
6. По результату сезона по каждому виду соревнования подводятся итоги в баллах (0 баллов, если отряд не участвовал в каком-то соревновании).
7. Каждый отряд в последний день сезона, на  прощальном костре, получает поздравление в связи с итоговым суммарным местом в соревновательном сезоне. Каждый член отряда получает значок, с именем ДОО и номером места итогов соревнования между отрядами. Данные значки, это результат коллективного участия в соревнованиях. Тоже может быть отмечено значками на спортивных сборах детских команд. Это событие, подтверждённое значками,  останется в памяти человека навсегда, это любовь к команде, детскому лагерю, малой родине и вообще к стране. Особыми значками могут отмечаться первые места в личных соревнованиях, например, чемпион ДОО по виду соревнования.  Эти соревнования не требуют особого напряжения как экзамены в школе или какие – то соревнования или чемпионаты. Это вид отдыха для детей и память о счастливом детстве. Идеально для этого подходят помимо значков сформированные электронные или бумажные персональные фотоальбомы.

Безопасность, питание, сон, оздоровительные процедуры, зарядка и плавание всё – это  обязательно и не обсуждается, должны иметь стандарты РФ, и ни в коем случае не региональные нормативы. Перед страной все дети равны.
Бюджет РФ должен обеспечить, как минимум, один сезон отдыха летом каждому ребёнку, школьнику даже выпускного класса (это конечно под ?) по нормативам РФ. Для школьников с заболеванием сезон отдыха должен быть обеспечен в санаторно - курортных учреждениях, как дополнение к необходимому лечебному процессу.
В ДОО должен вестись календарь текущих замечательных и выдающихся дат нашей страны как бы она не называлась: Россия, Российская империя, СССР, РФ. Желательно, чтобы календарь вели старшие отряды каждого ДОО. Краткое сообщение о истории даты можно заслушать на церемонии поднятия флага или другого удобного для отрядов.
Ещё одним хорошим примером и даже замечательной процедурой считаю  должно быть чтение книг перед сном, ни телефона, а выборочных  глав и даже полностью, приключенческих книг. Если дети готовы сами читать, то читают сами, если нет, то читают вслух в спальной комнате  вожатые, воспитатели или представители старших отрядов. Чтение – это основа настроения завтрашнего соревновательного дня отряда.   
Мои литературные предпочтения для вечернего чтения (или чтения во время непогоды ) в ДОО в зависимости от возраста членов отрядов и возраста, ограниченного издателем используемого варианта книги, можно представить в виде следующего списка:
1. Д. Дефо. Робинзон Крузо.
2. А. Гайдар, Тимур и его команда. Рассказы.
3. А. Дюма, Три мушкетёра.
4. Д. Свифт, Путешествия Лемюэля Гулливера.
5. Ж. Верн. Дети капитана Гранта. Пятнадцатилетний капитал. Таинственный остров.
6. А.Н. Толстой, Гиперболоид инженера Гарина. Аэлита.
7. И. Ефремов, На краю Ойкумены. Звездные корабли.
8. В. Каверин. Два капитана.
9. В.А. Обручев. Плутония. Земля Санникова.
10. А. Рыбаков. Кортик. Бронзовая птица.
11. М. Твен. Приключения Тома Сойера. Приключения Гекльберри Финна.
12. Э. Успенский. Большая книга о Простоквашино.
13. Н. Носов. Приключения Незнайки и его друзей. Витя Малеев в школе и дома. Приключения Толи Клюквина. Мишкина каша и др. рассказы.
14. В.  Драгунский. Денискины рассказы.
15. А. Алексин. В стране вечных каникул.
16. В. Аленников. Приключения Петрова и Васечкина, обыкновенные и невероятные.
17. Л. Гераскина. В стране невыученных уроков.
18. И.А. Крылов. Басни.
19. В. Маяковский. Поэмы. Стихотворения.
20. А, Фадеев. Молодая гвардия.
21. А. Некрасов. Приключения капитана Врунгеля.
22.  А, Грин. Алые паруса.
23. А. Беляев. Человек амфибия.
24. Гр. Адамов. Тайна двух океанов.
25. А. Пушкин. Поэмы и Стихотворения.
26. А. Твардовский. Василий Тёркин.
27. А. Линдгрен. Малыш и Карсон.
28. Р. Джованьоли. Спартак.
29. Р. Сабатини. Одиссея капитана Блада.
30. В. Арсеньев.  Дерсу Узала.
31. Конан Дойл. Затерянный мир. Шерлок Хомс.
32. Э,. Александрова. В. Левшин. Искатели необычных автографов. Стол находок утеренных чисел.
33. В. Лёвшин. Э, Александрова.  Путешествие по карликании и Аль-джебре. В. Лёвшин. Новые рассказы рассеянного магистра.
34. Л.А. Левинова. Г.В. Сапгир. Приключения Кубарика и Томатика или Весёлая Математика.
35. Стивенсон Р.Л. Остров сокровищ. Черная стрела.
36. Примеры весёлой математики, головоломки, занимательные задачи в интернете..
37. Буссенар Л. Похитители бриллиантов.
38. Скотт В. Квентин Дорвард.
39.Дж. Лондон. Сердца трёх.
40. Купер Д.Ф. Последний из Могикан. Зверобой. Следопыт.
41. Рид М. Оцеола, вождь семинолов.
42. Коллинз У. Лунный камень.
43.Г. Уэлс. Человек невидимка.
44.А.А. Милн. Вини-пух и все-все-все.
45.Р. Киплинг. Маугли.
46. Н. Островский. Как закалялась сталь.
47.Б. Полевой. Повесть о настоящем человеке.
48.М.Д. Сервантес Дон Кихот.
49.Б. Шоу. Пигмалион.
50. Э. Распе. Приключения барона Мюнхгаузена.   
и т.д. подобных книг, которые можно использовать в работе с детьми очень много. Важно, чтобы тот кто преподносит знания из данных книг, был энтузиаст этой книги.
 
 Можно предложить, что самые интересные места книги читаются , а некоторые пересказываются кратко теми, кто читал из членов отрядов, вожатым и др.  Вообще чтение со сцены, например стихов, поэм или рассказов это хороший метод подготовить будущего публичного человека, руководителя, депутата, артиста.

 Для того, чтобы отдых детей был эффективный и качественный, чтобы вожатые и воспитатели были подготовлены и знали, кто в каких соревнованиях может участвовать и кто что читал и что готов читать, должны иметь несколько месяцев (например, 3 мес.) чтобы подготовиться ко всем сезонам.
Ещё один важный момент в период ДОО являются коллективное исполнение песен у костра, со сцены или на построении отрядов. Это  могут быть как открытие, так и закрытие сезона, или какие-то тематические  праздничные и памятные даты и события. Не зная достойных современных песен, могу предложить для примера песни недалекого прошлого:
1. Гимн РФ.
2. С чего начинается Родина.
3. Летят перелётные птицы.
4. Широка страна моя родная.
5. Поле.
6. Пусть всегда будет Солнце.
7. Катюша.
8. Спой нам, ветер. ( из кинофильма “Дети капитана Гранта”).
9. Марш ( из кинофильма “Весёлые ребята”).
10. Я люблю тебя, жизнь.
11. Четырнадцать минут до старта.
12. Я шагаю по Москве (из кинофильма “Я шагаю по Москве”).
13. Песня остаётся с человеком.
14. Голубые города (из кинофильма “Два воскресенья”).
15. Мальчишки.
16. Глобус.
17. Подмосковные вечера ( из кинофильма “В дни спартакиады”)
18. Школьный вальс.
19. Родина.
20. А у нас во дворе есть девчонка одна.
и т.д.
Конечно, необходимы современные песни о семье, стране, приключениях и достижениях в труде и науке.

   


Рецензии