Обучение и воспитание

Как коротки декабрьские дни! Не успеешь глаза разуть, а на улице опять темно и дома приходится включать искусственное освещение. Работать в это время совсем не охота. Телевизор. Да сколько же его можно смотреть?

Я оделся и вышел на улицу, маленько подышать. Темно. Уличные фонари слегка освещают придомовую территорию. Вижу, стоит, курит сосед.
– Добрый вечер, Анатолий Иванович.
– Добрый. Чувствуете, какая сегодня погода? Тепло. А воздух, как легко дышится!

Анатолий Иванович в девяностых годах окончил педагогический институт, несколько дней работал в школе учителем физики. Затем год служил в армии, а, демобилизовавшись, занялся бизнесом, организовав предприятие с друзьями единомышленниками по выпуску интеллектуального продукта. В годы кризиса его предприятие обанкротилось, и друзья потеряли работу с непогашенными в банке кредитами. В школу идти работать не хотел, так уж прикипел к частному предпринимательству. Но учитель в нем жил.

Мимо нас проходила женщина с мальчиком, которая громко ругала своего ребенка.
– Видать провинился. Так она его воспитывает, – тихо и осуждающе промолвил мой собеседник.
– В последнее время наблюдается общее снижение культурного уровня людей. Духовные ценности черпаются из Интернета и телевидения, – осторожно заметил я.
– Да. Сейчас раздаются голоса, что школа должна только учить, а воспитание перекладывается на семью. В законодательном плане учитель не имеет никаких прав поучать подростка. Даже, если тот грубит! Представляете, в каких условиях приходится работать в школе!
– Почему же только учить? Ведь школа дает среднее образование. А образование по определению есть целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Любой человек, даже не учитель, имеет жизненный опыт, на основании которого у него сформировалась жизненная позиция. Расскажу вам одну историю, продолжил я, – как-то я был на кафедре и ко мне пришел мужчина, у него я был руководителем дипломного проекта. Разговорились. Работал он начальником лесопильного цеха в небольшом поселке. Рассказывая о людях, он заявил так:
– Лохи!
– Это как? – не понял я.
– Пришел как-то ко мне мужик и попросил продать ему горбыль для обустройства забора у дома. Я ему назвал цену за кубометр и предложил, чтобы он сам выбирал нужный горбыль из кучи и сложил в пакет. Когда он это сделал, мы вместе с ним рулеткой измерили длину, ширину и высоту пакета и определили его объем. Он пошел в бухгалтерию и оплатил за этот объем. Человек не знал, что объем надо еще помножить на коэффициент, чтобы получить объем плотной древесины, которую покупает. Я не стал ему подсказывать, потому что он лох.

– Мне было неприятно слушать этот рассказ, продолжал я беседу с Анатолием Ивановичем. Я убедился, что у начальника цеха сложилась жизненная позиция обманщика. Думаю, что его подчиненные об этом знают. Зато, когда я рассказываю на занятиях студентам как измерять объем пиломатериалов, я всегда вспоминают этот пример и показываю свое отношение к поступку начальника. Пример позволяет легче запомнить изучаемую методику и носит воспитательный характер. Так что обучение и воспитание неразделимы.


Рецензии