Братья Ткачёвы успешный творческий тандем

Редкий случай, когда картину подписывают сразу два художника. Об одном из таких случаев и пойдёт речь. Братья Ткачёвы — Алексей и Сергей — стали соавторами картины 1961 года «Матери». Рассказывают, что художники довольно долго собирали материал, желая создать полотно о судьбе русской женщины.

С конца 1950-х годов Ткачёвы проводили лето и осень в районе Верхневолжья на «Академической даче» художников СССР, потом в деревне Новые Котчищи на берегу реки Мсты. Именно там они нашли Алексей и Сергей натуру для картины «Матери».

Кажется, что её сюжет взят прямо из жизни. На зелёной лужайке на скамейке рядом сидят женщины разных возрастов. Моделями для них послужили родственники и соседи Ткачёвых. Слева изображена будущая мать Тося из соседней деревни Подол. Рядом с ней – пожилая женщина в тёмно-синем платье и чёрном платке, похожая на маму художников Марию Васильевну Ткачёву.

В этом образе братья Ткачёвы хотели показать старшее поколение русских женщин — свидетельниц двух эпох, на судьбу которых выпало немало испытаний и потерь.

В центре картины – мать с ребёнком на руках. Это коренная жительница деревни Новые Котчищи, мать 13 детей Вера Петровна Пакетова. В этой семье художники черпали вдохновение и часто изображали её членов на своих полотнах. Например, ими был написан групповой портрет «Семья Пакетовых». Становились моделями и дети — семь девочек и шесть мальчиков.

Справа, чуть поодаль от остальных, изображена горожанка, приехавшая навестить деревенскую родню. В её образе угадываются черты жены Алексея Ткачёва Лидии. Рядом — маленькая Леночка, их дочь.

Во время работы над картиной художники выносили холст из мастерской во двор, где стояла скамейка, ставшая связующей деталью, смотрели издали, желая утвердиться в пропорциях и деталях.

«Матери»
Картину завершили в 1961 году и впервые показали широкой публике на выставке в московском Манеже. Реакция зрителей была неоднозначной. Старшие коллеги по цеху — Сергей Герасимов, Павел Корин, Аркадия Пластов, поздравляли авторов с картиной. А вот представителям Министерства культуры СССР «Матери» не понравились из-за излишней мрачности и не оптимистичности.

По совету Гелия Коржева, чтобы снять напряжение, авторы изменили название полотна. На выставке в Манеже оно предстало под названием «На скамейке».

«Картина повисла, что называется, на волоске. Мы оказались как бы в эпицентре манежных событий и сражались за своё творение как могли», — вспоминают Ткачёвы.

После выставки по распределению Минкульта картину должны были отправить в Саратовский музей. Лишь благодаря инициативе научных сотрудников Третьяковской галереи она пополнила это крупнейшее собрание национального искусства.

За картиной надёжно укрепилось первоначальное название «Матери». Именно под этим названием картина поступила в собрание Третьяковской галереи в 1963 году.

Братья Ткачёвы
Сергей (род. 1922) и Алексей (род. 1925) Ткачёвы принадлежат к поколению, в судьбе которого неизгладимый след оставила война. Великая Отечественная стерла с лица земли деревню Чучуновку, где родились будущие художники. Не пощадила она и дом в Бежице (пригороде Брянска), куда семья Ткачёвых переехала в 1929 году.

Именно здесь в предвоенное десятилетие начался путь Ткачевых в искусстве. Вслед за старшим братом Виктором трое младших — Сергей, Алексей и Василий — начали посещать изокружок в городском Доме пионеров. В итоге, живопись стала главным делом жизни для двух средних братьев. Их творческое содружество впоследствии явилось одним из феноменов отечественного искусства.

Сергей Ткачёв в 1938-м поступил в Витебское художественное училище, известное своей историей и профессиональными традициями. Проучившись три года, он ушёл в армию, воевал, был ранен, после выздоровления вновь вернулся в строй. С тех лет чудом сохранился этюд «Фронтовой сапожник», написанный им в 1944 году. Этот набросок позже определил облик главного героя картины «В трудные годы» (1957, Харьковский государственный музей изобразительного искусства).

Алексей Ткачёв в 1939 году стал победителем всесоюзного конкурса, проводимого журналом «Юный художник». Благодаря этому был без экзаменов принят в Московскую среднюю художественную школу, куда отбирали талантливых детей со всего СССР. Начало войны Алексей встретил в Бежице, где проводил летние каникулы. Когда немецкие части подступили к Брянску, семья эвакуировалась в Свердловск.

Более полугода он проработал на заводе Уралмаш. Трудился на разметке танковых моторов. Как потом вспоминал Алексей Ткачёв, особенно тяжёлыми были ночные смены, когда «неодолимо хотелось спать, а уж голод был постоянным спутником».

Разыскав адрес художественной школы в эвакуации, Алексей Ткачев отправил письмо одному из преподавателей. Вскоре он получил вызов, позволивший присоединиться к соученикам и продолжить занятия любимым делом.

Многие воспитанники МСХШ, ставшие впоследствии известными художниками, вспоминают тот период как один из самых ярких и плодотворных. Под руководством замечательных педагогов они постигали основы живописного мастерства, росли творчески, добивались первых успехов в искусстве.

По возвращении в Москву лучшие работы учеников показали на выставке, организованной в 1943 году в залах Третьяковской галереи. В числе отобранных на выставку оказались и работы Алексея.

После войны
В 1944-м из эвакуации вернули коллекции Третьяковки. Это событие воспринималось как настоящий праздник. Вместе с другими учениками МСХШ Алексей Ткачёв помогал разносить картины по залам постоянной экспозиции. «Помню небольшие произведения Врубеля: “Венеция”, “Офелия и Гамлет”. Но особенное впечатление на меня произвели живописные работы Сурикова. Портреты и этюды, которые мы носили в своих руках, были ещё без рам <…> Для нас это была больше чем школа», — позже вспоминал он.

В 1945 году Алексей стал студентом Московского художественного института (тогда ещё не носившего имени В.И. Сурикова). Годом позже вслед за братом на живописный факультет поступил Сергей, за плечами которого была суровая школа жизни и страстное желание вернуться к прерванным войной занятиям искусством.

Вот так вспоминает годы учёбы Сергей Ткачёв: «Только что закончилась война, и мы, исстрадавшиеся по мирной жизни, старательно штудировали натуру в мастерских, слушали лекции по искусству <…> В институте первых послевоенных лет преподавали крупные художники: И.Э. Грабарь, С.В. Герасимов, Г.Г. Ряжский, А.А. Осмеркин, А.Т. Матвеев. Приглашены были и молодые: В.Г. Цыплаков, Ю.П. Кугач, В.К. Нечитайло, К.М. Максимов. На первых курсах в лице Дмитрия Константиновича Мочальского обрели учителя и друга. С ним, можно сказать, прошли рядом всю жизнь».

Творческий дуэт
Совместную творческую деятельность художники начали в начале 1950 годов. Однажды Алексей нарисовал эскиз, а Сергей раскрасил его акварелью. Это был этюд к их первой картине.

Однако каждый из них является крупной творческой личностью со своей индивидуальностью. Сергей — художник острой живописной манеры, тяготеющий к масштабным полотнам, к созданию сюжетно развёрнутых работ. Алексей более лиричен, он тонкий живописец и рисовальщик. В совместно написанных картинах эти качества соединяются и представляют художнический феномен, который включает в себя редкое мастерство в создании «большой картины» с досконально проработанной внутренней драматургией и живым языком пленэрной живописи. Чаще всего в центр их внимания попадает русская деревня. Не удивительно, ведь они родились и выросли в селе.

Братья Ткачёвы — народные художники РСФСР, действительные члены Академии художеств СССР, лауреаты Государственной премии СССР и Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина. Сергей Петрович многие годы был председателем правления Союза художников РФ, а Алексей Петрович входил в состав нескольких творческих комиссий и советов. Сергея не стало в 2022 году, Алексей здравствует и работает по сей день.


Рецензии
"на выставке, организованной в 1943 году в залах Третьяковской галереи."
1943 год - Курская битва. А художники выдают полотна фронту.

Наталья, у вас талант расследователя.

Владимир Иноземцев   13.09.2023 16:47     Заявить о нарушении