Субсущества - предвестники возможной судьбы

Психофизиологические «субсущества» - предвестники возможной Судьбы.
      О вычленении совокупностей свойств психической сферы человека, влияющих на
             потенции конкретной личности в разноплановых процессах(ситуациях)
       Данная статья входит под №3 в цикл материалов Как работают механизмы Эволюции. Этот цикл  является  составной частью, своеобразной «Дорожной картой» аналитического Проекта «Путь в Большой тукдам». Поскольку только максимально возможный охват различных, феноменальных(в том числе латентных) природных процессов и явлений позволит приблизиться к разгадке Мега-феномена тукдам. Соответственно, некоторые фиксации в данной статье, будущие фрагменты исследования Большого тукдама будут помечаться символом [Б.т.]
       В статье будут рассмотрены вариабельные психофизиологические и психо-когнитивные схемы взаимодействия и взаимовлияния, свойственные человеку и человеческим общностям. Причём, в одной и той же схеме взаимодействия возможны или «благо» или «негатив», в зависимости от соотношения разных обстоятельств в данном, конкретном процессе. Устойчивая самодостаточность в   разнообразных проявлениях некоторых значимых свойств психо-когнитивной сферы человека позволила автору обозначить их как психофизиологические «субсущества». Соответственно появляются новые ракурсы описания подобных процессов: «судьба»-биография для человека-личности и история для человеческих общностей.         
        Цикл опирается на гигантский массив верифицированной фактуры и кристаллизует в нём, по чётко фиксируемым характеристикам функционала(!), некие разнообразные «не формальные» структуры, пионерно обозначенные автором как «субсущества», дающие основания для гипотетического отнесения их «эксклюзивности» к итогам целеполагающего действия пока непознанных «механизмов эволюции».
                I. Воля – фундамент и «дирижёр» личностных качеств человека. [Б.т.]
      Воля – как одно из самых значимых свойств психофизиологии человека, постоянно в поле зрения исследователей. В том числе, как многогранный катализатор в процессах познания человеком себя, окружающего Мира и собственного жизнестроительства. В то же время ряд аспектов в проявлениях воли не «поддаётся» прогнозированию, оценкам и даже научному пониманию. [Б.т.] Именно эти сюжеты дают шанс на приоткрытие завесы над тайнами механизмов социумной эволюции.          В этих целях самые краткие определения понятия Воля из разных наук(словари, учебники) сведены воедино.
1. Воля, как человеческое качество — это способность делать выбор и совершать действия;  свойство сознания человека; способность управлять своими эмоциями и поступками, связанными с контролем поведения.
2. Слабость воли (слабохарактерность, слабоволие, безволие, мягкотелость) - черта  характера, тенденция подчиняться обстоятельствам, советам и приказаниям других людей, уклоняться от опасностей или других сложностей жизни.  Философы считают, что человек сам виноват в слабоволии, а врачи рассматривают безволие как болезнь восприятия, мышления, аффекта.
3. Сила воли, Самоконтроль — способность контролировать свои эмоции, мысли и поведение, достигать поставленных целей. Уровень самоконтроля определяется как врождёнными генетическими характеристиками, так и психологическими навыками человека. Самоконтроль противопоставляется импульсивности — неспособности противостоять сиюминутным соблазнам.
 4. Воля в психологии - способность человека к сознательной саморегуляции. Воля необходима как для совершения действия, так и для отказа от него. Основной элемент воли — это акт осознанного принятия решения. Волевые действия делятся на простые, где человек без колебания идет к намеченной цели. В сложном волевом акте выделяют четыре фазы: 1 Возникновение побуждения и предварительной постановки цели. 2 Обсуждение и борьба мотивов. 3 Принятие решений. 4 Исполнение решения.  Исполнение волевого акта связано с ощущением нервно-психического напряжения.
5.Воля в философии -  наиболее продуктивной деятельностью человека оказывается сочетание сильной воли с оптимальным уровнем эмоционального напряжения.
6. Воля в нейронауках - многозначный термин: воля как инициирование действия, воля как намерение, воля как принятие решений, воля как исполнительный контроль, воля как чувство (эмоциональное состояние)
7.  Воля в правовой сфере - способность лица руководить своими действиями
8. Свобода воли -  способность человека без принуждения делать выбор между возможными способами действий.  В этике существование свободы воли определяет моральную ответственность людей за свои действия.
9. Эмоционально-волевая сфера — это свойства человека, характеризующие содержание, качество и динамику его эмоций и чувств, в том числе способов их регуляции. Степень волевого владения человеком своими эмоциями.
10. Мотивация  - побуждение к действию; психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность,  активность и устойчивость; способность человека деятельно удовлетворять свои потребности.   Экспериментально установлено, что существует оптимальный уровень мотивации, при котором деятельность выполняется лучше всего (для данного человека, в конкретной ситуации). Существует определённая граница, за которой дальнейшее увеличение мотивации приводит к ухудшению результатов.
                II.  Неподвластные Воле, в зоне контроля сознания:
             Кураж, Страсти, Счастье
      Кураж – свойство психической сферы человека, спорадический акселератор потенций  психо-эмоционального состояния ментально-когнитивной и\или психофизиологической сфер человека.   Кураж чаще проявляется в творческой (актёры театра и кино, участники исполнительских конкурсов; поэты, композиторы); когнитивной (учёные-теоретики, исследователи-испытатели Природы); спортивно-состязательной сферах. Чётко фиксируется не только во внутреннем психо-эмоциональном состоянии данного человека, но и внешними наблюдателями: зрителями, болельщиками, участниками события(лекции, митинга, и т.п.)
     Высшая, результирующая фаза Куража в  творчестве – Вдохновение не требует допинговых стимуляций(алкоголь, наркотики и т.п.).        Опытные профессионалы говорят, что в состоянии Куража: «Их посетила Муза!», «Их нёс вверх на Парнас, к Музам, конь Пегас!» В итоге такого содействия их энергия (ментальная, психическая, физическая) воплощается в  шедевры.
              Резюме. Кураж соответствует основным признакам, свойствам психофизиологических «субсуществ»: автономен в своих проявлениях, практически не актуализируется целевыми усилиями воли «существа-хозяин». Анализ верифицируемых результатов конкретных проявлений Куража фиксирует содействие адаптивным(новичок в театральной труппе, исследовательской лаборатории и т.п.), конкурентным(спортсмен на международных соревнованиях; кандидат на предвыборных теле-дебатах и т.п.) преимуществам для «существа-хозяин» в разнообразных социумных процессах(ситуациях).
         Страсть - сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее  над другими побуждениями человека и приводящее к сосредоточению на предмете страсти всех его устремлений и сил. Объектом страсти выступают как люди, так и виды занятий, предметы, идеи и даже мысли.
         Имманентная причина возникновения страсти - комбинации биохимических процессов в организме.  Это чувство, вызывающее очень сильные эмоции из-за мощного выброса в кровь адреналина, нейротрофинов, которые действуют как наркотик.        Основным признаком позитивной страсти является её побуждение человека к действию, слиянию волевых и эмоциональных моментов. Объединение страсти и нравственного, разумного начала в человеке зачастую выступает движущей силой значимых дел, подвигов, открытий. Широко известны слова Гегеля о том, что «ничто великое в мире не совершалось без страсти».
       Страсть к острым ощущениям. Она присуща людям, увлекающимся экстримом или принимающим наркотические вещества. В этой же категории - страсть к игре на деньги: карты, казино, тотализаторы, лотереи. Страстный охотник, рыбак - отзвуки эйфории успешного палео-добытчика пропитания для своего рода. 
      Страсть к познанию. Сложно представить, какой была бы цивилизация XXI века без страстного желания людей познать мир вокруг себя. И одновременно, сегодняшние, побочные версии естественной тяги к получению информации, съедающие время подрастающего поколения: компомании, игромании, гаджето-ходьба и т.д. и т.п
      Резюме. Сопоставление изложенной в данной главке фактуры, в ракурсе «Как работают механизмы эволюции», чётко фиксирует доминирование страстей, катализирующих витальные потребности человека(размножения, питания, тяги к новой информации) над регулирующими потенциями воли, как эволюционно приобретённого свойства.
       Счастье - психо-эмоциональное    состояние человека, которое соответствует наибольшей внутренней удовлетворённости условиями своего бытия, полноте и осмысленности жизни, осуществлению своего призвания, самореализации. Изучается многими науками.
       Счастье не зависит от внешних условий, оно регулируется нашим психологическим настроем. Счастье – это твоя внутренняя природа. Оно не нуждается ни в каких внешних условиях; оно просто есть. Многократно установлено: успех и материальное благосостояние влияют на уровень счастья индивида, но до определенной степени. Успех не во всем делает нас счастливее, все зависит от целей.
           С точки зрения йоги счастье — естественное состояние человека, свойство его природы. Однако в повседневной жизни истинное «Я» человека бывает скрыто под слоями привычного беспокойства. Это беспокойство можно преодолеть с помощью медитации, и тогда человеку откроется его истинное Я, и он сможет испытать чувство глубокого счастья.
   Резюме: Появление состояния счастья не вызывается волей по желанию, так как оно каждый раз по-новому формируется рядом внутренних психофизиологических взаимовлияний и мысленно-эмоциональных балансов.
         То есть, вопрос о природе счастья не самодостаточен, и выводит анализ темы на гораздо более ёмкий, мировоззренческий вопрос: в чем смысл жизни? Если искать в жизни смысл, то сделается очевидной ошибочность современного взгляда на счастье как просто сумму ощущений.  И приобретёт смысл отнесение понятия Счастья к категории психофизиологических «субсуществ», содействующих выстраиванию личностных судеб, полезных, в том числе, и данному социуму.
         
            III. Неподвластные Воле, вне зоны контроля сознания:
               Гипноз.          Сон\сновидения\,    фаза пред-сна(«блуждание разума»)
              Амнезии «самодостаточные».
         Гипноз - что это?      
        В координатах темы раздела будут рассмотрены две отдельные фазы данного многопланового  ментально-физиологического процесса. Другие особенности гипноза будут рассмотрены в других разделах и следующих статьях. [Б.т.] Вначале нарезка из  энциклопедических цитат 2021г.
       Гипноз (др.-греч. - сон) — вызванное  воздействием гипнотизёра временное состояние сознания, характеризующееся резкой фокусировкой внимания и высокой подверженностью внушению. Вопреки распространённым заблуждениям, состояние гипноза не похоже на сон,  не помогает в восстановлении воспоминаний, а напротив, увеличивает вероятность появления ложных; успешность введения в гипноз определяется не навыком гипнотизёра, а внушаемостью испытуемого; загипнотизированные люди сохраняют память, способны лгать, сопротивляться внушениям, гипноз не может заставить людей проявлять несвойственную им физическую силу или делать нехарактерные или неприемлемые для них вещи. Вопрос о том, относится ли гипноз к изменённым состояниям сознания остаётся открытым.
      Факты свидетельствуют, что вмешательство в психо-физиологическую деятельность человека при гипнозе очень глубокое. Достаточно упомянуть лишь, что в гипнозе возможны серьёзные телесные повреждения(ожоги и другие), всего лишь от внешнего внушения.
          Постгипнотическое внушение[Б.т.]
      Данный тип внушений касается изменений, которые должны произойти либо сразу после выхода из транса, либо отсроченно во времени. Изменение может произойти на уровне поведения, улучшения эмоционального состояния или укрепления внутренних ресурсов, необходимых для изменения поведения в дальнейшем. Постгипнотическое внушение производится гипнотизёром в состоянии транса, когда сознание пациента освобождено от влияния прошлого негативного опыта, что облегчает принятие внушения, нацеленного на изменение. Постгипнотическое внушение также будет эффективным, если оно сделано в момент выхода из транса. Пример постгипнотического внушения: «как только вам захочется поднести сигарету ко рту, ваша рука станет тяжёлой, она опустится, и вы ощутите глубокий покой». Иногда постгипнотическое внушение создает феномен амнезии, то есть забвения того, что происходило в процессе сеанса гипноза. Это уменьшает влияние сознания и облегчает работу бессознательного для произведения желаемого изменения после сеанса гипноза.
          Poupard G., Martin V.S., Bilheran A. Manuel pratique d'hypnoth;rapie - D;marche, m;thodes et techniques d'intervention  — Paris: Armand Colin, 2015. — 320 с.
       Постгипнотическое внушение вполне возможно, но чем менее причудливым будет задание, тем больше вероятность того, что оно будет выполнено. «Через час после окончания сеанса взять с полки определенную книгу, открыть на заданной странице и прочитать вслух отрывок» — пожалуйста! Почему его потянуло сделать это, испытуемый объяснить не сможет или выдумает что-нибудь правдоподобное. А на напоминание «а не хочется ли вам, батенька, залезть под стол и прокукарекать три раза» даже идеально гипнабельный испытуемый скорее всего признается, что да, эта дурацкая мысль только что пришла ему в голову, но он ее тут же отбросил.
        22.11.21г.       
      Постгипнотическая амнезия - неспособность человека вспомнить реально происходившие события, имевшие место тогда, когда он находился под действием гипноза.
        Постгипнотическая амнезия является формой постгипнотического внушения, которая умышленно достигается гипнотизёром путём целенаправленного внушения физическим лицам (субъектам гипнотического воздействия) с целью дальнейшего забвения определённой информации, полученной до или во время сеанса гипноза (обычно специально говорится, что субъект после пробуждения не будет помнить определённые факты или события). Таким образом лица, которые подвержены постгипнотической амнезии, не способны самостоятельно восстановить последовательность событий, которые имели место до или во время сеанса гипноза. Тем не менее, по предварительной договорённости с гипнотизёром воспоминания могут вернуться через какое-либо время после сеанса гипноза.
Barnier, A. … (2001). Posthypnotic amnesia for material learned before or during hypnosis: Explicit and implicit memory effects. International Journal of Clinical and Experimental Hypnosis, 49(4), 286–304
      PS. Данные, экзотические для традиционного миропонимания, сюжеты приведены в соответствии с заголовком статьи. Наведенные кем-то внешне, вне контроля сознания человека, они, в зависимости от конкретного содержания, вполне способны доставить много проблем, вплоть до влияния на судьбу данного человека.
          Сон, сновидения.
         В координатах темы раздела будет рассмотрена общая ситуация по данным жизненно важным  ментально-физиологическим процессам. Фиксируемые в последние десятилетия, и считавшиеся фантастическими в недавнем прошлом, «особенные сны»(осознаваемые, управляемые, сно-путешествия и другие)  будут рассмотрены в следующих статьях.
       Сон – значительная часть нашей жизни, не только временная, но и многофункциональная – физиологическая и ментальная. Типов функций множество: и компенсационно-восстановительные и гомеостатические и адаптационные(одеяло сползло и т.п.) и обучающие и «архивариусные» и другие. Все они(в разных комбинациях) легли в основу многочисленных гипотез о природе сна. Соответственно все эти гипотезы адекватны, в равной охвату проблемы степени. Общей гипотезы сна человека, судя по всему, выстроить не удастся никогда, так как невозможно втиснуть в одну схему ночное желание «сходить по-маленькому» и ночные инсайты поэта-лирика или учёного-космолога. 
      Тем более, что в понимании эмпирики сна также пока сплошная «каша»! Быстрый сон маркируется сегодня учёными-сомнологами как загадка(*), с не предсказуемыми пока сроком и вариантом решения.  Этот сон всё чаще именуется как парадоксальный и трактуется как особое состояние психосомы, сочетающее мышечную обездвиженность с гиперактивностью(*) некоторых зон мозга и переживанием сновидений, иногда сопровождающихся учащённым дыханием и пульсом.  В фазе быстрого сна просыпаются(*) зоны коры, отвечающие за зрение (мы видим картинку) и эмоции (мы активно переживаем радость, грусть, азарт, разочарование и т.д.).  Этот вид сна запускается из чётко очерченной зоны - «центра сна» в задней части мозга. В этой фазе сна приборы фиксируют чрезвычайную активность клеток мозга, и движений глазного яблока(при закрытых веках)(*). Около 85 процентов людей, разбуженных через 4 минуты после начала фазы быстрого сна, заявляют, что видели красочные сны.  При этом любые экспериментальные замеры дают ноль сигналов от органов чувств к мозгу человека и ноль сигналов от мозга к системе телодвижений. То есть мозг как бы замыкается сам на себя(*) и «просматривает» эмоционально окрашенные сновидения. Некоторым сны вспоминаются тусклыми и обесцвеченными, другим, напротив — яркими и насыщенными. Утверждения о том, что люди видят чёрно-белые сны, связано с тем, что во сне они не воспринимают цветов вообще, в том числе чёрных и белых, а лишь образы предметов(*). Красочные сны свойственны детям и людям с развитым воображением.   
         Во время сна со сновидениями мозг активен так, как бывает активен в период эмоционального стресса. Но эта активация странная(*) и отличается от эмоциональной активности в состоянии бодрствования. Когда мы видим сны, не работают никакие сенсорные системы, потому что мы наблюдаем их не глазами(*), а внутренним взором. При этом очень сильно активируются эмоциональные механизмы, причём у взрослых они чаще связаны с негативной эмоциональной окраской. Активируются и механизмы памяти, и процесс этот направлен на извлечение воспоминаний. Пережитый опыт причудливо комбинируется, но обратно в память не поступает(*).
         Главным направлением исследований сна, по мнению автора, должны стать не очередные попытки найти ответ на  вопрос «почему, зачем мы видим сны?», а аналитически- экспериментальное моделирование когнитивных схем «сценирования и проживания сновидений», которое даст верифицированную фактуру для понимания проблемы сна в целом.  В целом, то есть не только философско-любопытствующее – «почему-зачем…», но и  фундаментально-исследовательское – ведь это для чего-то(кого-то) нужно было сделать столько тончайших «парадоксов» в десятке ментально-физиологических процессов сна(отмечены (*) в соседних абзацах). Никакому «естественному и любому другому» отбору ЭТО не под силу.
        В рамках логики наиболее адекватной представляется моя(как телесценариста с 1969г.) схема, изложенная в двух книгах(2017 и 2018 годов опубликования). В которой определённая зона головного мозга сценирует-режиссирует предстоящий сон а другая зона мозга(расположенная в противоположном полушарии) выполняет роль зрителя, эмоционально переживающего увиденное. В эту личностную схему полностью вписываются сны-воспоминания о пережитом(собственная жизнь плюс воспринятая из текстов, кино-видео-сюжетов, устных рассказов и т.п.); сны-фэнтези из фрагментов тех же источников информации. Всё это хранится в памяти данного человека и эпизодически извлекается, по необходимости. Вне традиционной логики приходится разгадывать как сценируются сны с абсолютно новыми(*) для жизненного опыта (и прежнего мыслительного фонда) человека сюжетами. Более того, иногда, с персонажами и коллизиями, не вписывающимися(*) в его представления о возможном в земных условиях.
                https://science.sciencemag.org/content/340/6132/639
       В заключение данной темы, в координатах[Б.т.] серии статей «Как работают механизмы Эволюции», хочу предложить читателю ещё раз пробежаться по отметкам(*) выше. Предполагаю, что у многих появится предощущение целеполаганий Эволюции человека, направленных на то, чтобы сделать нас после сна, в ментальном плане, более адаптивными, уравновешенными и так далее. 
           Фаза пред-сна («блуждание разума»). [Б.т.]
       Данная тема по распространённым психо-когнитивным процессам, имеет\в том числе\ прикладное значение в популяризации различных практик медитации и будет рассмотрена в следующих статьях цикла. 
          Амнезии «самодостаточные». [Б.т.]
       Инфантильная амнезия — один из типов  непатологической амнезии, характеризующийся отсутствием воспоминаний у взрослого человека о раннем периоде детства. Детская амнезия объясняется беспомощностью ребёнка, зависимостью от складывающихся обстоятельств и окружения, обеспечивающего выживание. В таких условиях риск гибели ребёнка чрезвычайно высок, т.к. не возможно осознание запредельного риска собственной гибели. Предполагается, что инфантильная амнезия несёт охранную функцию психики раннего периода развития, и невысокими шансами выживания в достаточно агрессивной среде, особенно в палео- и архео- эпохи. Режим иного уровня, то есть сознательного восприятия реальности, запускается примерно в тот момент, когда шансы на выживание повышаются до определённого уровня. Таким образом, феномен инфантильной амнезии носит эволюционно запрограммированный характер и связан с охранной функцией психики человека, не допуская полного осознания своей уязвимости в раннем периоде развития, так как это может нанести непоправимый урон психике человека в более зрелом возрасте.
  Грищенко Д.Ю. Некоторые аспекты инфантильной амнезии // Журнал практической психологии…- 2001. - Вып. 3.
      Большинство из нас совершенно не помнит первые несколько лет своей жизни: с самого ответственного момента - появления на свет - до первых шагов, первых слов, а то и до детского сада.  Это явление вдвойне загадочно, поскольку во всем остальном младенцы впитывают новую информацию как губка, ежесекундно формируя по 700 новых нейронных связей и пуская в ход навыки изучения языков, которым мог бы позавидовать любой полиглот. Судя по данным последних исследований, ребенок начинает тренировать мозг еще в утробе матери.
        Редко кто может вспомнить события первых трех-четырех лет собственной жизни. Дело не в том, что мы не можем сформировать долгосрочные воспоминания в раннем возрасте (трехлетние дети, например, прекрасно помнят, что было с ними раньше), но эти воспоминания каким-то образом стираются по мере перехода от детства к отрочеству, а от него к юности.
      Любопытно и то, что детская амнезия до известной степени подвержена влиянию той или иной культуры. Например, в Новой Зеландии первые воспоминания появляются раньше у представителей коренного народа маори, чем у жителей страны европейского или азиатского происхождения. Возможно, это связано с тем, что культура маори уделяет так много внимания рассказам о прошлом.
Кристиан Джарретт, Без памяти. Люди, затерянные во времени /BBC Future. 12.05.2015
      Постгипнотическая амнезия - неспособность вспомнить, что происходило во время гипноза была рассмотрена в предыдущем разделе.
     PS. Все эти, экзотические для обыденного понимания, девиации не имеют органической основы и возникают в результате действия защитных механизмов психики человека. Но, если они стохастически случаются у разных людей,  значит были записаны в их генетической памяти. И, соответственно, являются верифицированной фиксацией «работы» механизмов Эволюции.
           IV. «Рождающиеся» вместе с нами психо-когнитивные «субсущества»,
                заставляющие считаться с собой.
              Самопознание. Импринтинг, запечатление.
       Самопознание. [Б.т.]
      Самопознание — это изучение личностью собственных психических и физических особенностей, осмысление самого себя. Оно начинается в младенчестве и продолжается всю жизнь. Знание о себе формируется постепенно по мере познания внешнего мира и самого себя.
     Судя по всему, это имманентное, когнитивное свойство личности нАчало формироваться «на заре» становления человеческих общностей. В некоторые эпохи самые мудрые и проницательные люди придавали этому собственному свойству сакральный смысл.    Так по сведениям античных авторов, на стене храма Аполлона в Дельфах  было сделано несколько надписей. Одна из таких надписей гласила: «Познай самого себя». В диалоге Платона «Протагор» утверждалось, что семь знаменитых мудрецов Древней Греции, собравшись вместе, преподнесли эту фразу, как квинтэссенцию мудрости, в дар богу Апполону. Одному из этих мудрецов, Хилону приписывался и расширенный вариант высказывания: «Познай самого себя, и ты познаешь богов и вселенную».
     Смысл фразы оставался загадочным для современников и вызывал множество толкований. Так, в платоновском диалоге «Хармид» афинянин Критий высказывает мысль, что фраза «Познай самого себя», обращённая богом к посетителям храма, должна заменять собой обычное приветствие «Здравствуй»; бог, таким образом, считает самопознание более важной вещью, чем здоровье
Диоген Лаэртский   О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов М.: «Мысль», 1986.
      Младенцы вначале не разграничивают себя и окружающий мир. По мере роста начинает развиваться телесное «я», с осознанием которого приходит понимание не идентичности внутреннего и внешнего миров.        В отрочестве и юности самооценка принимает более отвлеченный характер, и у подростков появляется заметная озабоченность тем, как их воспринимают окружающие. Именно в этот период их интеллект достигает такого уровня развития, который позволяет им задумываться над тем, что представляет собой окружающий мир и каким ему следует быть.
         В психологии и педагогике гуманистического направления утверждается, что только с помощью самопознания и самоактуализации человек может реализовать себя, обрести смысл своего существования, стать тем, кем он способен стать, «а не тем, кем ему навязывают быть окружающие». 
   Бёрнс Р. Б. Развитие Я-концепции и воспитание : пер. с англ. — М. : Прогресс, 1986. — С. 30-66.
     Резюме.   Самопознание не всегда «подотчётно» Воле. Воля может интенсифицировать этот процесс, вплоть до доминантного, беспрерывного «самокопания». Но усилием Воли не возможно полностью прекратить, даже на время, процесс самопознания, так как он – имманентен и имеет свою генетическую программу, вариабельную по возрастам человека. Поскольку процесс самопознание происходит и в сфере бессознательного, в том числе в сновидениях, он не полностью может быть осознан(продублирован в памяти и т.п.).
                Импринтинг, запечатление.
        Импринтинг (от англ. imprint — оставлять след, запечатлевать, отмечать) – это специфическая форма обучения(происходящая, в том числе, и бессознательно); закрепление в памяти признаков объектов. Это важный ментально-психофизиологический механизм, благодаря которому мозг способен надолго сохранять зрительные, слуховые и прочие образы(даже мимолётные и без целевых усилий воли).
        Импринтинг имеет общие черты, как у людей, так и у высших животных:
1. Он появляется строго в определенное время, когда наступает какой-либо критический период, в процессе которого живой организм проявляет чувственную способность и восприимчивость к чему-то неизвестному и новому.
2. Достаточно лишь одного контакта с объектом для того, чтобы надолго запечатлеть его в памяти. Необратимость результатов, то есть они с большим трудом поддаются коррекции.
3. Для появления импринтинга, существо не нуждается в каком-либо дополнительном подкреплении (эмоциональном, речевом или любом другом)
4. Действие импринтинга очень эффективно, а его результат способен оставаться в памяти на всю оставшуюся жизнь.
             Г.Хорн. Память, импринтинг и мозг, М: «Мир», 1988       
       Ребенок особенно восприимчив к импринтингу в возрасте до 5 лет. Недаром считается, что характер и поведение ребенка формируются именно в этот период, а потом изменить его практически невозможно.
      Наиболее запоминаемым считается возраст от 5 до 10 лет, когда ребенок буквально впитывает информацию, как губка воду. Причем впечатывание образов происходит целыми блоками без его анализа. Отложенная в памяти до 10 лет информация самая стойкая и сохраняющаяся практически на всю жизнь. В дальнейшем импринтинг ослабевает и вызвать его к жизни в зрелом возрасте можно лишь при переживании сильного эмоционального стресса.
  Чудновский В. Э. Актуальные проблемы психологии становления убеждений // Вопросы психологии. 1990. № 5. С. 40-48.
     Социальный импринтинг представляет собой разные типы запечатлений, во время которых фиксация происходит на основе базовых ценностей, межполовых, этнических и других стереотипах.     Представление, усвоенное в ходе общения с другими людьми или в процессе подражания им, может быть как положительным, так и отрицательным.
      В любом случае человек настолько впитывает информацию об этом представлении, что вольно или невольно в своем поведении или деятельности следует ему. Такие импринты имеют глобальное жизнестроительное значение в плане того, что обуславливают отношение к семье, к религии, к выбору спутника жизни и т. д. [Б.т.]
   Эффект первого впечатления — мнение о человеке, которое сформировалось у субъекта в первые минуты при первой встрече. Влияет на дальнейшую оценку деятельности и личности этого человека.      Только импринтинговым типом памяти можно объяснить упорное отстаивание некоторыми до старости своих явных детских заблуждений. Подобное можно отнести и к в детстве запечатлённым вариантам миропонимания, затем распределяющим «навечно» людей по разным Клубам по интересам(цветоводов, филателистов, альпинистов и т. д.).
Смирнов М.Ю., Трофимов М.Ю. — Импринтинг как механизм формирования нравственного поведения человека // Психология и Психотехника. – 2017. – № 2. – С. 33 - 44.    
          V. Человек нравственный(целостный) – как это(кто это). [Б.т.]
        Для чёткости в понимании авторского толкования генезиса одного из краеугольных блоков в «вылепленном» ко-Эволюцией человека и общности людей  феномене «человек нравственный» здесь аналитически совмещены в одной главе сразу два знАчимых когнитивно-психофизиологических «субсущества»(Смысл жизни, Совесть-стыд); один нейро-когнитивный механизм(Детектор ошибок) и вариабельный социумный нравственный кодекс(Мораль).
       Вначале краткие справки (энциклопедические и другие источники).
        Смысл жизни - высшая ценность человеческого существования, то, ради чего проживается человеком его индивидуальная жизнь, мотив жизни человека. Смысл жизни у каждого свой. Смысл жизни заключается в достижении индивидуумом конечной цели своего существования.
      Вопрос о смысле жизни может пониматься и как субъективная оценка уже прожитой части жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни. В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:  «Зачем (для чего, ради кого) жить? В чём состоят жизненные ценности?»
      Вопросы о смысле жизни сформировали множество соперничающих гипотез, в рамках философии и теологии. Многие философы исходят из признания некой неизменной «человеческой природы», конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривается смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности. Психологические аспекты подобных вопросов исследуются в психологии.
              Смысл жизни. // Словарь по этике/ Под ред. И.С.Кона, 1981 
         Человеку свойственно целеполагание, то есть постановка определённых целей в своей деятельности. Цели ставятся в зависимости от потребностей, от того, какой себе человек представляет свою жизнь. Зачем я живу, каков смысл моей жизни? Над этими вопросами люди задумывались испокон веков. И ответы на них у каждого человека различные. Много факторов, влияющих  на это: воспитание, образование, окружение, семья,  эпоха, в которую живет  человек, даже возраст  и многое другое.
        Цель жизни – это некий ориентир, к которому стремится человек в своей жизни.
        Смысл жизни – осознанное восприятие человеком направленности своей жизни, стремление реализовать свои возможности в соответствии с теми ценностями, которые он считает важными для себя.
     Исторически сложились несколько концепций смысла жизни, имевших разные количества последователей  в разные эпохи, в разных социальных слоях социумов.
Гедонизм (от греч. наслаждение): Смысл жизни – в наслаждении, нужно уметь радоваться всему, получать от жизни удовольствия.
Прагматизм (от греч. действие, дело): Относиться к жизни с расчётом, добиваться цели любым средствами
Альтруизм (от лат. другой, другие): Жизнь – это самопожертвование во имя служения идеалу, людям, обществу
          Стремление к поиску и реализации человеком смысла своей жизни в современном понимании — это врождённая мотивационная тенденция, присущая всем людям и являющаяся основным двигателем поведения и развития личности. По В.Франклу, смысл для каждого человека в каждый конкретный период времени уникален и единствен. Отсутствие смысла  выступает причиной многих психических заболеваний, в том числе специфических «логоневрозов», и разных видов отклоняющегося поведения.
        Виктор Франкл. Воля к смыслу. Альпина Нон-фикшн, 2018. — 228 p
      Смысл жизни, в норме, претерпевает некоторое влияние меняющихся возрастных векторов приоритетов: в юности – романтико-реформаторский максимализм; в зрелом возрасте – объективизм; на склоне лет – гуманистический консерватизм.
       Ряд новейших исследований показал: люди, старающиеся жить со смыслом, чаще сохраняют живость ума в старости, здоровее психически и даже живут дольше, чем те, чья цель — получение удовольствий.
http://www.inopressa.ru/article/15mar2happiness011/wsj/
      Совесть -  способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать свое несоответствие должному(в т.ч. не исполненный долг) как собственное несовершенство. Это чувство личной ответственности за совершенные поступки
     Категория этики, характеризующая способность личности осуществлять нравственный самоконтроль, самостоятельно формулировать для себя нравственные обязанности, требовать от себя их выполнения и производить самооценку совершаемых поступков; одно из выражений нравственного самосознания личности.
      Совесть позволяет оставаться человеку порядочным, отзывчивым, справедливым. Когда человек совершает плохой поступок, его начинают мучить стыд. Тогда он переживает за содеянное зло и может даже исправить его.
   Апресян Р.Г. Совесть.Этика: Энциклопед. словарь  М.: Гардарики, 2001. С. 449—451.
     Подобно тому, как мы не можем себя убедить, что мы сыты, когда мы голодны, или что мы - отдохнувшие, когда мы усталые, так мы не можем себя убедить в том, что мы поступили хорошо, когда совесть говорит нам, что мы поступили плохо.
     Общепринятые светские или научные взгляды рассматривают способность к совести как, вероятно, генетически детерминированную, а её формирование у субъекта — как воздействие на него окружающей культуры. Понятие совести играет центральную роль в любом обществе, нравственные установки передаются из поколения в поколение.
      Люди с высоким уровнем совести обычно имеют «высшую цель в жизни»; им свойственна «проницательность, вдохновляющая других людей», они стремятся «помогать другим» или всему человечеству. Результатом именно такого процесса является появление нового качества совести, заставляющей жертвовать собственными интересами ради общего блага.
         Peter Winch. Moral Integrity. Basil Blackwell. Oxford. 1968
       Стыд - болезненная эмоция, возникающая как следствие осознания чего-то бесчестного, нелепого или неприличного в собственном поведении или обстоятельствах жизни или же в результате попадания в ситуацию, оскорбляющую собственную скромность или приличие индивида. Стыд связан с ощущением социальной неприемлемости того, за что стыдно. Для возникновения чувства стыда нужны реальные или предполагаемые свидетели того, за что стыдно — те, перед кем стыдно. В отсутствие свидетелей чувство стыда не возникает, но возникает чувство вины. Если отрицательные последствия касаются лишь самого «виновника», возникает чувство досады.
  Нэш, Дэвид. К вопросу о дальнейшем изучении стыда\Сборник статей\ - СПб:2011. с. 40.
      В рамках психоанализа стыд рассматривается как результат действия «… высшей инстанции в структуре душевной жизни… выполняет функцию внутреннего цензора», действующего бессознательно и регулирующего поведение индивида в целом, и представляющего собой моральные нормы и установки, формирующиеся в раннем детстве и сопровождающие человека в течение всей жизни.
       З.Фрейд. «Психология бессознательного». М., «Просвещение», 1990. с. 448   
     Детектор ошибок — популяции нейронов, реагирующие селективно на ошибочное выполнение задания. Данная реакция была названа детекцией ошибок, а зоны головного мозга, где это явление было обнаружено, — «детекторами ошибок».
    Детектор ошибок работает на бессознательном уровне, обеспечивая устойчивое функциональное состояние головного мозга, и, тем самым, поддерживая «правильное» поведение человека. Физиологический механизм его работы заключается в постоянном мониторинге и сравнении информации о текущем состоянии с моделью, находящейся в краткосрочной или долгосрочной матрице памяти. Активация детектора ошибок происходит при рассогласовании деятельности с ее планом, точнее, с хранящейся в мозгу матрицей. При этом у человека возникает чувство дискомфорта, ощущение, что он что-то забыл, или определенная реакция на неверное поведение. Таким образом, бессознательный механизм детекции ошибок повышает качество выполнения рутинных действий и поддерживает верную модель поведения у человека.
            https://rg.ru/2004/04/07/detektor.html   «Российская газета», 07.04.2004
      В ходе последних исследований впервые было установлено, что на работу мозгового «детектора ошибок» не действует сознание. Сознательная ложь, то есть сознательное совершение «неправильного» действия, приводит к активации системы «детекции ошибок». «Детектор ошибок» реагирует уже на уровне принятия решения солгать, т.е. до совершения самого действия. Физиологически это проявляется в том, что мы не верим в собственную ложь.
        В то же время выяснилось, что даже небольшое количество алкоголя существенно меняет реакцию мозга на ложь, фактически инвертируя ее (делает ее обратной). Другими словами, алкоголь, изменяет режим работы мозгового «детектора ошибок», ослабляет бессознательный самоконтроль.(*)
        https://www.nkj.ru/news/14704/ «Наука и жизнь», 20.11.2008
     Эта неожиданная фиксация делает понятными(научно обоснованными!) причины-мотивы «ухода в блиц-запой», чтобы «заглушить голос совести», грызущий «Я» за какие-либо значительные отступления от канонов Морали. Каковые «уходы…» неожиданно случаются даже у внешне благопристойных чиновников, политиков, правоохранителей и традиционны у «широких народных масс». Побочные следствия фиксируются в житейских наблюдениях: «Что у трезвого на уме, то у пьяного на языке»; «Утопил совесть в вине» и тому подобных.
      Возможно эволюционные механизмы, имеющие, по мнению большинства исследователей, гуманистический тренд, такими «загогулинами» подстраховывают многих, изначально неплохих, людей  от впадения в глубокие депрессии, укорачивающие жизнь и грозящие суицидом. Но, изначально плохие, «с червоточиной» люди, получают шанс на антигуманное(для социума) процветание. См. ниже символ(*)
     По авторской версии, именно «детектор ошибок» человека контролирует соответствие ценностей его личностного Смысла жизни этическим параметрам того или иного поступка, знАчимого для других людей(затрагивающего их интересы). При явном несоответствии «включаются» угрызения совести, проявления стыда и так далее.
     К предъявленным выше личностным имманентным «субсуществам» и нейро-когнитивному механизму, во многом заданным генетически, тесно примыкает, в деятельностно-адаптационном плане, вариабельный социумный, нравственный кодекс - мораль.  Он формируется в «общественном сознании» любого социума, частично фиксируется на различных носителях информации, и ментально дублируется, в ходе жизненной практики(начиная с раннего детства), в сознании-памяти конкретного человека. 
      Мораль – (от лат. mores «общепринятые традиции») принятые в обществе представления о хорошем и плохом, правильном и неправильном, добре и зле, а также совокупность норм поведения, вытекающих из этих представлений. Мораль, принятая и преобладающая в том или ином обществе, называется общественная мораль     Иногда термин употребляется по отношению не ко всему обществу, а к его части, например: христианская мораль, буржуазная мораль и так далее.
    В то же время некоторые нравственные  ценности превалируют в большинстве вариантов морали.  Главными такими ценностями являются:  мудрость/знание; храбрость; человечность; справедливость; сдержанность и широта взглядов. Каждая из них в свою очередь делится на другие части, например, человечность включает любовь, доброту и ум. Во всех культурах есть и единые представления о морали, например, «не поступай с другими так, как не хотел бы, чтоб поступали с тобой»; «почитай родителей» и тому подобные.
      Мораль в большей степени обозначает взгляды, основанные на практике или обучении тому, как человеку вести себя в личных отношениях или в обществе. В светских обществах выбор жизненного пути, представляющий понимание человека о правильной жизни, часто является предметом обсуждения в терминах морали. Случается, что определённый выбор стиля жизни и принятые правила поведения в определённом узком сообществе кажутся человеку более справедливыми, чем моральные нормы общества в целом.
       Биологи-этологи считают, что все социальные животные, от муравьёв до слонов, меняют свои линии поведения в сторону сдерживания эгоизма для повышения приспособленности к требованиям эволюции. Человеческая мораль, хотя и на порядки(!) более сложная и изощрённая по сравнению с другими животными, все же является вполне естественным явлением, выработанным эволюцией для обуздания неумеренного индивидуализма, способного разрушить единство в группе, снизив тем самым шансы на успех.
       Michael Shermer. Transcendent Morality // The Science of Good and Evil. ISBN 0-8050-7520-8
       В объяснениях генезиса стратегически-значимых когнитивно-психофизиологических «субсуществ» смысл жизни и совесть-стыд  мнения исследователей (различных профилей) диаметрально расходятся - от полностью врождённых, до полностью привнесённых воспитанием среды.  По итогам многофакторного анализа, автор статьи считает оба типа версий имеющими свою адекватную долю. Во втором типе анализ(на детско-подростковом этапе жизни)  выявляет две ветви: воспитание активное – школа, семья; улица и воспитание косвенное – суммой зрительного и слухового бликового контроля текущей жизни социума(фрагменты теле-радионовостей и жанровых передач; обрывки житейских споров и бытовых ссор и т.п.)
        В калейдоскопе сотен описаний функционала рассматриваемых «субсуществ» автор статьи нашёл не более половины адекватных реально происходящему. И то, объясняющих лишь фрагменты трёхходовой цепочки: практических действий человека,  нейро- когнитивных оценок и эмоционально-психофизиологических реализаций этих оценок(вплоть до очень болезненных и длительных).
             Как ЭТО работает. [Б.т.]
    1. Любой план действий и варианты его реализации ментально выстраиваются в оперативном сознании человека, степень выполнения плана и качество реализации во многом зависят от волевых усилий. Моральная сторона плана и предстоящих действий также учитываются сознанием, которое взвешивает риски возможного перехода «красных линий», степень легальных наказаний за это и так далее. Смысл жизни и критерии личностной морали на этом этапе не осознаваемо табуируют запредельные(для данного человека) варианты аморальности планов и последующего.
    2.  Действие осуществлено под контролем сознания, в памяти запечатлён его «след». Детектор ошибок, на неосознаваемом уровне, производит  сравнение информации о действии   с гаммой его последствий для других людей, их интересов и т.д. и т.п., находящейся в  долгосрочной памяти. Активация детектора ошибок происходит при фиксации негативных последствий, тем более при рассогласовании замысла действия и его результата с  хранящимся в памяти  Смыслом жизни.
  3. Детектор ошибок далее активирует Совесть – внутренний(ментальный) этический кодекс данного человека. Которая бессознательно производит отбор адекватной реакции на произошедшее. В зависимости от обстоятельств(перечислены выше) вызывает когнитивно-эмоциональные чувства вины или «неисполненного долга». В знАчимых коллизиях вызывает чувство  стыда – комплекс болезненных эмоций, «угрызений совести», фиксирующий в сознании(и далее - в памяти) те или иные действия данного человека, не соответствовавшие критериям его совести. Стыд - неприятная эмоция самосознания, связанная с негативной оценкой себя, он сопровождается острым и болезненным переживанием. Афористически: «Стыд – гнев, обращённый на самого себя!»
        Педантичный читатель может спросить: «Зачем нарушать заповеди Оккама и плодить трёхтактные кадрили на ровном месте?» Ответ даёт многообразная, в том числе парадоксальная практика.
        В последнее время всё чаще случаются  метаморфозы целостности человека, как цепочки диаметральных изменений в жизнестроительных схемах и жизненной практике. Когда  неожиданно, в кардинально изменившейся социумной «архитектуре»: революции, путчи, поражения в войнах(в т.ч. современных, гибридно-информационных) и т.п., у человека меняется внешний(!) базис миропонимания. Многие при этом начинают страдать логоневрозом – болезнью потери смысла жизни. А у некоторых, при изменении его образа жизни, появляются шансы на: обогащение, приобщение к власти, получение толики популярности(славы) у отдельных групп населения. Эти соблазны, умноженные неподвластными Воле страстями(психофизиологическими «субсуществами»), но находящимися в зоне контроля сознания, деформируют текущее миропонимание – ситуационный «Смысл жизни». Как следствие, его совесть, не получая побуждений к стыду, в т.ч. из-за сбоев алкоголем(!) «детектора ошибок», деградирует.(*)  Место  мучительных угрызений совести в психо-эмоциональной сфере занимают эйфории от количества денег, удовольствий власти, славы и т.д.
       В этих случаях контроль добра-зла осуществляют только сознание  и воля. И если зло было плановое, то совесть молчит, работают стандартные эмоции успеха. При многолетнем житии во зле другим, бессознательное выдавливает совесть из «Я» данного человека.  Защитная функция  психики аннулирует эмпатию и награждает сому свойством «рыбьих глаз само-капсулирования» на публичных мероприятиях. В 90-е годы в России эта метаморфоза очень и очень многих фиксировалась по их мантрам: «Это – ваши проблемы!», «А кому сейчас легко!!!» Данное суждение, по мнению автора, ставит ещё одну точку в спорах об адекватности афоризма «Бытие определяет сознание».
       Резюме.  Целостность в человеке ЭТО что?  По мнению автора статьи, это - наличие: 1. собственного, осознаваемого понимания «смысла жизни», имеющего гуманистический базис;  2. действующего в этическом(моральном) диапазоне «детектора ошибок»; 3 включения, после совершения этически неприемлемых действий, реакции совести – стыда, того, что Ф.М.Достоевский называл «болезнью сознавать». Это – как бы Эволюционный «сторож-кнут» для человека нравственного. Его «пряник-эйфория» наступает ощущением Счастья, обязательно и длительно(!),  при осознании текущей реализации Смысла жизни и  отсутствием сигналов к стыду.
          Иммануил Кант восхищался окружающим миром, и весь мир помнит его знаменитую фразу: "Звездное небо над головой и моральный закон внутри нас наполняют ум все новым и возрастающим восхищением и трепетом, тем больше, чем чаще и упорнее мы над этим размышляем". Применительно к теме статьи, вторая часть фразы даёт, отшлифованную почти четвертью тысячелетия, фиксацию комплементарной работы двух полушарий головного мозга хомо сапиенса: одним размышляем над совершенством морального закона, другим восхищаемся его мощью – хотел бы иногда нарушить(хоть чуть-чуть) каноны, но страж закона - совесть не позволяет.
   VI. Истинный альтруизм. Истинный трудоголизм. Эволюционное подвижничество[Б.т.]
           Альтруизм (с лат. Alter — другой) — бескорыстное побуждение человека, влекущее за собой поступки во благо других людей, в зависимости от мотивов участников, выделяют четыре вида альтруизма.
        Родственный альтруизм - альтруистическое поведение, которое объясняется наличием общих генов между оказывающим и принимающим помощь.
      Взаимный альтруизм - оказание помощи, направленное на ответные альтруистические действия в будущем. Иными словами, это взаимовыгодный обмен между двумя и более людьми.
      Эмпатийный альтруизм. Эмпатия — это способность понимать и чувствовать переживания другого человека, а также сопереживать ему. Согласно последним исследованиям люди с высоким уровнем эмпатии помогают страдающему человеку, потому что склонны ставить себя на его место и испытывать те же эмоции, что и он.
          Ильин Е.П. Психология помощи. Альтруизм, эгоизм, эмпатия. — СПб.: Питер, 2013.
        Истинный альтруизм - просоциальное поведение, не основанное на непосредственной внешней выгоде. Существует масса случаев, когда альтруистические действия, предполагающие огромный риск и самопожертвование (например, укрывательство евреев от нацистских властей в Германии), не могут быть объяснены при помощи собственных интересов альтруистов, и, таким образом, являются проявлениями чего-то, что остается за рамками биологического и экономического анализа поведения.
         Наука до сих пор точно не определила причины истинного альтруизма и лишь предполагает, что это могут быть социальные нормы и отдельные черты характера  некоторых людей, оказывающих «самопожертвенную» помощь. Вслед за моральными философами, многие ученые, вместе с тем, полагают, что безусловный, «истинный» альтруизм является фундаментальным, эксклюзивным свойством человеческой природы.
       Самопожертвование — готовность отказаться от удовольствий, от личных жизненных целей, от собственной жизни ради защиты интересов других людей; крайняя форма альтруизма.
                Истинный трудоголизм.
       Трудоголизм — термин, обозначающий стремление человека чрезмерно трудиться, выходящее за рамки естественного трудолюбия. Людей, проявляющих данное качество, называют трудоголиками.
              В ракурсе цикла материалов «Как «работает» Эволюция» автору удалось смоделировать эволюционный функционал трудоголизма. Чтобы быть правильно этически и исследовательски понятым, вначале приведу сводку базовой информации.
          Полный перечень обособленных(!) признаков трудоголизма включает 19 позиций. Разные комбинации группировок этих признаков дают несколько типов трудоголизма, в т.ч., по аналогии с типологией альтруизма, вычленяется и вариант «истинный трудоголизм». Просто суммируя эти признаки, можно сделать вывод, что дисциплинированный, ответственный и организованный человек, обладающий базовыми невротическими чертами (неуверенность, страх неудачи, страх успеха и следование строгой трудовой этике), действительно имеет все шансы стать трудоголиком. Подобный взгляд на трудоголизм является наиболее пессимистичным, поскольку если трудоголизм детерминирован стабильными личностными качествами, то от него практически невозможно избавиться.
       В то же время, Илона ван Бек  с коллегами, на основе многопланового, целевого исследования, утверждают, что трудоголизм имеет генетические корни и иногда не содержит  искреннего желания внести свой вклад в достижение целей организации. Трудоголики много и интенсивно работают, потому что чувствуют, что должны это делать, как будто  что-то изнутри  подталкивает их. Они одержимы работой и испытывают сильное, неконтролируемое стремление много и интенсивно работать.
            Резюме.    Обобщая вышеизложенное, имеем - трудоголизм генетически обусловлен и доминантен в своих проявлениях. Не подвластен воле и аскетичен, то есть не вовлечён в различные житейские радости и соблазны. Он совмещён с мощной энергетически-деятельностной конституцией данного человека и гормонально подстёгивает неутомимость  работы поощрительными эмоциями. То есть, имея собственную автономную генетическую программу трудоголизм подпадает под основные критерии психофизиологического «субсущества».
       Действительно, есть люди, живущие, чтобы работать. И не просто отдельные индивидуумы. Без малого пять веков назад Кальвином были провозглашены императивы, о сакральной ценности труда как такового, на основе которых сформировалась ветвь христианства, своеобразная религиозная цивилизация живущих ради труда.
             Эволюционное подвижничество.
      Подвижник (в высоком смысле) - человек, способный  на самоотверженный многолетний труд, на самопожертвование ради достижения высокой цели. К примеру – «Подвижник науки"
     Подвижничество - самоотверженная деятельность, свойственная подвижнику
      Подвижник делает общественно полезное дело, отдавая ему все свои ресурсы (силы, время и т.д.) и не нуждаясь в какой-либо внешней мотивации; он обладает мощной внутренней мотивацией и уверенностью в необходимости и правильности своих действий.  Подвижник - это человек, чья логика действий выходит за рамки, которых придерживается большинство.   
       Подвижничество в Эволюционном аспекте, как неожиданно(для автора) выяснилось, изучено достаточно скромно, в фундаментально-теоретическом и отчасти философском плане. И эта исследовательская «скромность» уменьшается до грана(ячмен. зерно) в сопоставлении с Монбланом беллетристики, мемуаристики и исторических хроник(в т.ч. жизнеописаний) на данную тему.  Когда я осознал эту неожиданную пустоту, в памяти возникла аналогия с циничной позицией в лаковом коуч-журнале начала 00-х: «Что делать с трудоголиками? А – ничего! Хотят работать, пусть работают!» Так и здесь, отозвалось реальным, напечатанным эхом: «хотят подвижничать?  пусть подвижничают, хотя это и непонятно»      Для посвящённых в религиозную тематику, где подвижничество является одним из столпов Миропонимания, отмечу – данная сфера сущего будет рассматриваться в следующих статьях.    
       В ряде случаев линия поведения (поступки) отдельных людей противоречит основам Законов Природы (на самосохранение, продолжение рода и другое) и не поддается адекватному анализу обыденного сознания стороннего наблюдателя, исходящего из оптимальных (традиционных) вариантов поведения человека.
     Резюме.       На вопрос, зачем живут люди, можно упрощённо ответить, что каждый человек живет для чего-то своего. Но объяснить, почему именно этот человек живет ради поиска истины,  именно этот - ради накопления богатства, а третий - ради власти над себе подобным, этого  не удастся сделать никому, поскольку это – сфера Эволюционной «компетенции»(функционала).
            Заключение. 
       Некоторые целостные линии поведения человека и фиксируемые варианты жизнестроительства: подвижничество;  альтруистическая мотивация; «не коммерческий» трудоголизм и другие, подпадающие под критерии психофизиологических «субсуществ», имеют значительные социумные воздействия-коррективы на свой генезис и конкретные проявления в той или иной ситуации.
      Это подводит автора к  убеждённости в успехе целевого аналитического поиска у «механизмов личностно-социумной ко-Эволюции» неких целеполагающих факторов, сформировавших такие парадоксальные психофизиологические «субсущества».  Поскольку, никакие действующие в природе, фиксируемые и конструируемые современной наукой «естественные отборы» не могут, только по биологическим «лекалам», произвести подобные результаты. В то же время эти личностно-общностные «субсущества» в определённой степени(в некоторых обстоятельствах) оказывают влияние на исторические события.
   Некоторые из этой когорты психофизиологических «субсуществ» играют значительную роль в достижении состояния тукдам, что будет показано в следующих статьях цикла.
        Статья №1 цикла,  об Эволюционной причине[Б.т.]  массовых самоубийств китовых и леммингов, является демонстрационной, опубликована 22.2.22г. в журнале «Экология и жизнь». http://www.ecolife.ru/zhurnal/articles/53324/
                Жданов Владимир Степанович


Рецензии