Глава 47. Проверка на вшивость

Фото: Антонида 1962 год.
Из домашнего фото архива.

В середине апреля 62-го года Тоня получила письмо от сестры. Оно было пронизано теплом и любовью — Раиса писать умела и любила. Прочитав его, Тоня ещё больше утвердилась в правильности своего решения переехать к матери и сестре — там её ждали, там она была нужна. Здесь она только мешала — причём мешала подруге с которой вместе столько пережили, с которой совсем недавно понимали друг друга, как никто другой. Но возник молодой человек  и всё ушло в прошлое, и это было обиднее всего.
После окончания четвёртой четверти Тоня вновь написала заявление и пошла в кабинет к директрисе.
-Не передумала?! - воскликнула та, увидев бумагу в руках Тони. - Жаль-жаль: а я надеялась что останешься. Уже и Виктор ушёл из нашей в новую школу и твоя добрая подруга радостно убежала туда же — теперь врагов в нашей школе у тебя не осталось — работай в своё удовольствие.
-Вы же знаете Вера Ильинична мою историю: дело не столько в Викторе и Людмиле — они для меня чужие люди и не столь важны в жизни — дело в моих родных людях — маме, сестре. Они скучают, хотят видеть, переживают обо мне.
Никогда не думала что вот так — вдруг вынуждена буду распрощаться с вами девчонки ведь вы обе — целый кусок моей жизни — нелёгкий но значимый, близкий и памятный — терять его тяжело тем более сейчас, когда мирное время когда мы т считая:олько начинаем снова жить. И тут такой неожиданный исход: Людмилу вынуждена добровольно отправить в другую школу и ты уезжаешь… Вы обе стали для меня родными людьми, и терять вас, признаюсь, больно. Надеюсь попрощаться перед отъездом не забудешь?
-Как же иначе, Вера Ильинична? - удивилась Тоня. - Вы для меня не просто коллега, не просто директор школы — вы старшая подруга, которая всегда готова и помочь, и дать добрый совет, и поддержать  в трудную минуту. Но жизнь идёт вперёд заставляя нас порой принимать трудные, болезненные решения.
Прощание было грустным: коллеги сожалели о том, что приходится прощаться, ведь они успели привыкнуть к этой честной, прямой девушке — добродушной, порядочной и честной, в отличие от её подруги Людмилы, с которой школа рассталась без особого сожаления. Было жаль терять добрую подругу. Тоне желали доброго пути и удачи на новом месте — просили написать, как устроилась на новом месте, как понравилось новое место, люди.
Тоня обещала непременно написать своей помощнице Оле а через неё и всем остальным коллегам и подругам.
В день отъезда Тоня за полчаса до отправления была уже на вокзале. Её провожала только Ольга, хотя Тоня и отговаривала подругу — не любила она проводы, считая: долгие проводы, — лишние слёзы. Она думала, что вполне достаточно того, что они простились в школе и произнесли все слова — зачем повторяться? Но девушка всё равно пришла — как видно прикипела душой к старшей подруге, как в своё время Тоня прикипела к Вере Ильиничне. По собственному опыту она знала, как сложно и больно рвать связи, налаживаемые годами и не хотела, чтобы Оля страдала, как страдает она.
Тоня заняла своё место определила вещи, как положено и бросила прощальный взгляд на город, который ей нравился, и расставаться с которым было непросто.
Прошептала себе под нос:
-Ну прощай город, прощай кусок моей жизни — не поминай меня лихом — я не рассчитывала на то, что мы вот так будем расставаться с вами. Человек предполагает, а жизнь — располагает совсем не считаясь с его мнением и желанием. Мне остаётся только пожелать, чтобы новое место и новая жизнь встретили так же благожелательно, как шесть лет назад встретил город Иваново — город невест и проститься с ним с добрым сердцем, не держа обид.
Раздался гудок отправления и поезд тронулся, увозя своих пассажиров в будущее — увозя в неизвестность. В последний раз подруга за окном взмахнула рукой и стремительно отдалилась в сторону уплывающего вокзала. Тоня улыбнулась ей в последний раз, показав рукой, чтобы девушка не вешала нос — всё у неё ещё будет: и новые подруги, и новые друзья. И вот уже добрая подруга скрылась за поворотом, а колёса отсчитывали: тук-тук, тук-тук...
 
Любовь Дмитриевна Раиса и Танечка были рады приезду Тони — каждая по своему: мать что дочка теперь будет у неё на глазах и не нужно будет думать о том как она там — в чужом краю? Рая радовалась тому что теперь у матери будет больше забот и внимание будет рассредоточено теперь на троих: на ней, Тоне и Танечке А значит этого внимания будет меньше. Раиса была рада тому что они теперь вместе с Тоней смогут воздействовать на мать чтобы она позволяла им встречаться с друзьями — К Раисе Любовь Дмитриевна была слишком строга и не позволяла ей многое из того что могли себе позволить её ровесники.
Танечка была рада тому что тётя Тоня сшила ей красивое летнее платьице и сарафанчик — таких у её подружек не было и они завидовали девочке.
Жаль что продержались они недолго — только до первой стирки, а потом козочки Римка и Райка сорвали их с верёвки и сжевали почти целиком. Танечка плакала и впервые хотела даже побить хворостиной некогда любимых козочек. Тётушка едва отговорила племянницу, пообещав ей сшить взамен новые платьица и сарафанчики. Но как оказалось времени у неё было не так много: пришлось искать работу — сидеть дома Тоня не могла.
Девушку благодаря её стажу работы старшей пионервожатой приняли в райком ВЛКСМ в качестве помощника инструктора по работе с пионерией двух самых крупных школ района.
Опыт работы был как никогда кстати: она быстро наладила работу в школах и добилась уважения не только у руководства, но и у комсомольцев, с которыми должна была налаживать работу,и с пионерами, увлекая и тех и других за собой.
Работы было много: различные мероприятия — сбор металлолома, макулатуры, спортивные мероприятия, художественная самодеятельность, наведение чистоты в станице и наведение порядка, поэтому она в помощь привлекала старшую сестру, которая с радостью откликалась на любую просьбу Тони — это давало Раисе возможность уходить от круговой опеки матери и встречаться с тем с кем хочет.
Любовь Дмитриевна поняла уловку дочерей и поэтому попросила Тоню наблюдать с кем встречается её сестра, чтобы не случилось чего худого, а Раису просила понаблюдать за кавалерами Тони.
Сёстры поняли уловку матери и про себя посмеивались над ней даже не думая наблюдать друг за другом.
Мать посматривала на них думая своё:
-Хорошо смеётся тот кто смеётся последним - -мои дорогие доченьки!
Расчёт матери оказался верным: когда какой-нибудь молодой человек возникал на горизонте одной из сестёр — появлялась вторая сестра и  он невольно начинал сравнивать их, не зная какую из них выбрать и не всегда находил ответа,  а в результате отставал от обеих.
Так было до того, как на горизонте сестёр появился местный красавчик — Анатолий Кретов.
Парень и действительно был хорош собой: мужественный на вид, рослый, спортивный, с огненной копной волос на голове, которые казалось пылали пожаром, зажигая ответный огонь в женских сердцах, любимец и любитель девушек и женщин — первые мечтали познакомиться с ним поближе, другие — владеть им единолично.
Поначалу увидев сестёр он тоже растерялся, не зная которую предпочесть: Тоня — красивая, стройная, при должности, свободная но такая правильная, прямая, что от скуки скулы начинает сводить — ни в какую сторону не поддаётся, Раечка — не столь красива, хотя и  не лишена привлекательности,  да и фигура ничего себе — всё при ней, а когда начинает говорить забываешь обо всём — становится просто прекрасной: глаза горят зелёным огнём, на щеках лёгкий, очаровательный румянец, и, слушая её, начинаешь невольно терять голову. Одно плохо: У Раи маленькая дочь, а ему к чему чужой ребёнок? Он и своих пока не желает заводить — рановато хомут на шею вешать — не нагулялся ещё.
Так и сказал своему другу Виктор,у,а тот Раисе проболтался, может и специально сказал — кто знает?
Услышав такое Рая очень расстроилась: она и раньше подозревала,что дочь будет мешать ей устроить свою жизнь,а теперь это возникло воочию,и она не могла ради дочери отказаться от Анатолия,потому что решила,что влюбилась в него окончательно и бесповоротно.
Когда она познакомилась с семьёй Ивановых — Николаем и Марией,у которых было семеро девочек,начиная с двенадцатилетнего возраста и заканчивая  ровесницей Тани -семья ей очень понравилась: дружные,работящие,заботливые,друг за друга горой,и она решила,что это самое правильное воспитание: в большой семье дети вырастают настоящими людьми,потому что получают самое правильное воспитание,а единственный ребёнок,по её мнению,вырастает эгоистом и единоличником, что грозит и её Танечке.
Когда зашёл разговор на эту тему и друзья намекнули,что они не против взять в свою семью Танечку,Раиса поняла — это её шанс и ухватилась за него обеими руками,заявив матери,что где семь — там и восемь.
Любовь Дмитриевна была просто ошарашена желанием Раисы избавиться от ребёнка, ради появления которого шла на всё. Сказала твёрдо,  не терпя возражения:
-Ты что — с ума сошла?! Никуда я Танечку не отдам — даже не думай! Если она не нужна тебе и твоему рыжему кавалеру,  то мне она дороже тебя — я её воспитывала с самого рождения — поэтому скорее это я её мать, а не ты, и скорее я от тебя откажусь, чем от Тани.
Любовь Дмитриевна имела такой твёрдый, уверенный вид, что Раиса поняла: мать от своего не отступит. А значит Толечку она потеряла, ведь с дочерью она ему не нужна — у такого парня выбор огромен — девочки начиная от 16-17 лет и до бесконечности, а она — с довеском.
Но Рая никак не могла отказаться от любимого и каждый раз когда Толик приглашал куда то Тоню старалась пойти с ними: кино, театр, пляж, бассейн, где парень занимался прыжками в воду и неоднократно выигрывал соревнования получая наивысшие награды, делала всё чтобы и её пригласили с собой.

Вот и этот раз Тонечку, её молодой человек, как Анатолий теперь представлял младшую сестру Раисы, пригласил в бассейн под предлогом, что там можно неплохо провести время, часок-другой, да к тому же — поплавать. Девушка прекрасно понимала, что парень  просто хочет  слегка покрасоваться перед ней, но не отказалась — она и сама неплохо плавала хотя прыгать в воду с высоты побаивалась всегда.
-Можешь и сестру с племянницей прихватить, - бросил парень небрежно. - В субботу часам к девяти зайду за вами. Не рано будет? Проснётесь к тому времени, всё-таки выходной?
-Танюшка разбудит! - улыбнулась Тоня в ответ. - Для неё всё равно: рабочий день или нет. Привыкла в садик вставать в семь часов — теперь, как штык,  рано поднимается.

 Наконец, пришла долгожданная суббота. Сёстры поднялись около восьми, точнее их подняла Танюшка, которой не терпелось отправиться в бассейн и от души там поплескаться, потому что ей надоело корыто,  наполненное водой и стоящее под яблонькой, где она в жаркие летние дни плескалась, как утка.
Девчушка, которой совсем недавно исполнилось три года, сновала между матерью и тётей с сияющими глазами и от нетерпения теребила то одну, то другую, обращаясь к каждой по имени:
-Тоня-я-я, - тянула она, - ну скоро мы уже пойдём купаться?!
-Погоди немного,  торопыга! - увещевала её  молоденькая тётушка, - Подойдёт Анатолий, и сразу же пойдём.
-Раиса, ну что ты копаешься? -  взрослым тоном интересовалась  девочка у матери, подражая бабушке. - Сейчас придёт Анатолий, а ты ещё не готова!

-Не Анатолий, а дядя Толя, - поправила её мать.
-Тоня зовёт его Анатолием, а не дядей Толей, - возразила дочь. - И я его буду так звать!
-Как хочешь! - махнула в ответ рукой Рая, зная  её настырность.
 Когда  Анатолий пришёл к Зибровым около девяти часов, «прекрасное семейство», как он называл сестёр и их Танечку, было уже в полной боевой готовности. Парень поздоровался ещё с порога,  вид у него был слегка смущённый. Танюшка  неспешно подошла к нему, протянула ручонку  и сказала:
-Здорово, Анатолий! Наконец-то ты пришёл, а то я тебя жду, жду... Уже ждать устала.

      Анатолий улыбнулся в ответ, осторожно взял маленькую ладошку девочки  своей большой пятернёй, слегка потряс её и поинтересовался:
-Что, не терпится поплавать?
-Я ещё плавать не умею, - заявила в ответ Танечка, глядя во все глаза на незнакомого дяденьку. - Я умею только барахтаться в корыте.
-Ну, ничего, - успокоил её дяденька, - я научу тебя плавать.
-Правда? - обрадовалась девочка. - А то  Раисе и Антонине некогда учить: они вечно все в трудах и все в заботах!
Сестры сначала переглянулись между собой, потом посмотрели на бабушку Тани.
-Твои слова, мама, -  сказала Раиса с лёгким недовольством.
- Прямо маленькая старушка какая-то, а не девочка.
-Ничего удивительного, - вступилась за мать Тоня. - Нам же заниматься с Танюшкой некогда: всё  бабушка, и  бабушка. Вот  она и копирует то, что у неё перед глазами каждый день.

      До бассейна от домика Зибровых было всего пара кварталов, поэтому компания решила отправиться  туда пешочком.
-Не отставай, Танечка! - сказала Раиса дочери, замешкавшейся у калитки, и та вприпрыжку пустилась вперёд. Отбежав метров десять, она остановилась, уперев ручки в бока, и сказала недовольным тоном:
-Ну, что плетётесь, как  дохлые клячи?! Так мы и до вечера не дойдём!
      Сёстры брызнули дружным смехом, а Анатолий, улыбаясь во весь рот, восхищённо воскликнул:
-Ну и девчонка!
В эту минуту он был очень рад, что рядом с ним находиться это «прекрасное семейство».  Уже сейчас, когда они шли по улице, многие мужчины и женщины поворачивали головы в их сторону. И не мудрено: обе сестры  выгодно отличались изящной стройностью, да и лицом  их Бог не обидел. Особенно выделялась младшая — Тоня: чёрные, почти цвета вороньего крыла волосы, большие, тёмно-карие глаза, точёный носик, немного пухлые алые губы. Впрочем, и Рая была неплоха: в отличие от сестрёнки имела волосы  намного светлее, носик её был слегка вздёрнут, а глаза у неё были зелёного цвета, которые она называла иногда в шутку кошачьими.
Но Рая от младшей сестры отличалась умением общаться с людьми, найти к любому подход, общий язык. Она знала множество интересных историй, поговорок, пословиц, прибауток,  шуточных песенок и стишков, поэтому интерес у противоположенного пола вызывала не меньший, чем её красавица сестрёнка.
Анатолий гордо шествовал  рядом с сёстрами, предвкушая их появление в бассейне и зависть  парней, тренирующимися вместе с ним. И действительно, с их приходом в бассейне началось некоторое оживление: поздороваться к нему подходили даже то, кто ранее его просто игнорировал. Каждый из парней просил его при этом познакомить со своими спутницами.

     Представляя Тонечку, Анатолий  говорил с гордостью:
-Моя девушка: Тоня. А это её старшая сестра Раиса и Танюша — её дочь.
Тане надоело это чрезмерное внимание незнакомых дяденек с обнажёнными торсами и она медленно начала перемещаться к тому месту, где плескались ребятишки, но её тут же одёрнули:
-Подожди, торопыга,  сначала нужно  раздеться!

      Толик тут же взялся учить девчушку плаванью, и та старательно била по воде ногами и руками, изображая пловца. Но как только парень отпускал её, она сразу же погружалась в воду, и ему приходилось каждый раз вылавливать девчонку, объясняя и показывая всё сначала.
Через полчаса это занятие Анатолию надоело, он с трудом вытащил Танечку из воды, говоря внушительно:
-Ты покуда отдохни немного, а я пойду пару раз с вышки прыгну.

      Глаза девчушки загорелись непреодолимым желанием:
-Я с тобой!
       Анатолий улыбнулся, глядя в умоляющие глаза девочки:
-Нельзя:  ты  ещё слишком мала, детка. Сиди здесь и смотри, как дядя Толя будет прыгать.
      Слегка покрасовавшись перед сёстрами,  парень направился на противоположенный конец бассейна, где находились две вышки для прыжков в воду: трёхметровая и пятиметровая. Чувствуя на себе заинтересованные взгляды, Толик старался вовсю, выделывая пируэты сначала на первой из них, потом  перешёл на вторую.

      Танечка меж тем, видя, что про неё все забыли, потихоньку перебралась ближе к вышкам, потом незаметно вскарабкалась по ступенькам на первую, и с разбега, как это делал дядя Толик, прыгнула вниз.
      Раздался отчаянный крик незнакомой  девушки, и Рая, лишь краем глаза успела заметить, как её девочка в пёстром купальничке, летит с трамплина. Едва она успела судорожно ухватилась за плечо Тони, понимая, что ничего не успеет сделать, чтобы прервать этот полёт, как следом за девочкой  полетело загорелое тело какого-то подростка.

      Таня даже не успела нахлебаться воды, как цепкие руки мальчишки выдернули её на поверхность. Девчонка обхватила его за шею и сказала восхищённо:
-Ты видел,  как я  прыгнула!
-Видел, видел, - ответил парнишка. - Прыгнула. Теперь тебе от Антонины Лукъяновны достанется на орехи! Да и мама тебя за это по головке не погладит...
-Почему? - удивилась девочка.
-Потому что ты могла утонуть, глупая! - ответил мальчишка, подплывая к краю бассейна и передавая девочку в руки подбежавших сестёр.

-Ваша племянница, Антонина Лукъяновна, в целостности и сохранности.
-Громов? - удивилась Тоня, узнавая в мальчике их соседа. - Ты  что тут делаешь?
-Как что? - удивился Мишка в ответ, - Я здесь тренируюсь. Прыгаю вот, с вышки.
-Спасибо тебе, мальчик! - благодарно  трясла его руку Раечка. - Если бы не ты, я даже не знаю, что было бы...
-Ничего бы  не было! - засмущался от чрезмерного внимания  мальчишка, отводя глаза в сторону, - Сама бы всплыла... Наверное.

      Сёстры ещё раз поблагодарили парнишку за спасение девочки и стали спешно собираться домой. Анатолий к ним так и не подошёл: видимо стало неудобно от того, что был слишком увлечён собственной персоной, и не заметил, как Таня, по его примеру,  сиганула  с вышки.

      После этого случая он больше у Зибровых не появился, да  и вообще исчез из поля зрения сестёр: не выдержал испытания прыжком, как сказала  бабушка Танечки. В дальнейшем выражение  «испытание прыжком» стало в семье Зибровых нарицательным. Сейчас в народе это явление определяют более категоричным понятием: "проверка на вшивость".
      
      
 
      Продолжение следует:


Рецензии
Рая, конечно расстраивает, из-за мужчин думать избавиться от ребёнка, да как так можно? Тем более если бы какой принял с дочкой и заботился, то вот он настоящий мужчина:—((И ох трудно сёстрам соперничать. Хорошо хоть Анатолий ушёл и не стал больше жизнь портить. С уважением. Удачи в творчестве

Александр Михельман   19.08.2023 21:16     Заявить о нарушении
Спасибо Александр.
Да уж тут и женщина и мужчина повели себя
не по человечески. Хорошо что бабушка оказалась на высоте...
Со взаимностью -

Тамара Злобина   20.08.2023 14:45   Заявить о нарушении