Лучший советский боевик
– Сценарий не обещал ничего выдающегося. Здесь нет геополитического конфликта с НАТО и эпоса о «настоящем советском человеке». Танкер «Нежин», везущий опиум для промышленных нужд страны, захватывают пираты, коим одинаково чужды русские и американцы, как и вся эта политика. Экипаж, застигнутый врасплох, не демонстрирует чудеса доблести – часть команды гибнет, остальные заперты в трюме и освобождение под завесой дыма гарантирует им только шлюпку, скитания по морю без воды, еды и компаса, а в случае возвращения домой, избежав медленной смерти, точно не участь героев. Кто-то растерян, кому-то откровенно страшно (персонаж Бориса Клюева). Похоже на реальность, а не сказку.
– Как и весь дальнейший ход этой шахматной партии, когда течение прибивает их к острову вдали от торговых путей, где базируются пираты. При незнании местности, численном меньшинстве, двух женщинах и отсутствии оружия результат предрешён. И единственная удача – найденный на суше источник с питьевой водой, а затем укромная пещера.
– Объясняя феномен проката (120 миллионов проданных билетов за три года показа), критики упускают именно реалистичность картины. Пираты вовсе не глупцы, коих обратит в бегство один праведный взгляд или метафизическая правота выживших советских моряков. Если добавить к реализму кастинг, который процентов на 90 безупречен, взлёт картины становится чуть более объясним.
– Но именно что – «чуть более». Помимо романтики не приветствовавшихся в СССР единоборств, «Пираты» являют вполне чеховскую истину: судьбы маленьких людей зрителю интересней, чем любой эпос. Капитан (Пётр Вельяминов), старший механик (Николай Ерёменко) и женщины экипажа (Наталья Хорохорина, Майя Эглите) не оставляют шанса на отсутствие эмпатии и проживания каждого эпизода рядом с ними.
– Прекрасно, что «Пиратов» не экранизировал Голливуд, хотя в 90-е такие планы у них были. Это было бы идеальное кино о разнице менталитетов: Том Круз или Харрисон Форд – герои без тени сомнений, библиотекарша судна (например, Кэмерон Диас) спокойно разбирается с двумя пиратами без оружия, звучат реплики «ты молодец!» и «мы сделали это!». Отличная комедия, но их и так предостаточно у Фабрики Грёз.
– Борис Дуров, впрочем, демонстрирует более тонкий юмор, понятный в том СССР немногим: Love you till I die Baccara на пиратском судне перед его штурмом и Lady Madonna в разгар схватки. Успешный захват, как мы знаем, ничего не гарантирует: выход в море предусмотрительно заминирован пиратами, и они знают, как подсунуть при сделке бот, чей мотор заглохнет через полчаса. Здесь самый драматичный момент картины: капитан произносит механику «Серёжа», и слова не нужны. Как и демонстрация любовной истории механика с библиотекаршей: коротенькая сцена в начале, и в финале всё понятно по её взгляду.
– Фильм совершенно предсказуемо был отвергнут советским худсоветом за отсутствие масштаба повествования, чуждую музыку и единоборства. И вообще атрибуты буржуазного Запада – джинсы, иностранные крепкие напитки. Спасло то, что каким-то чудом фильм с пометкой «на полку в архив» попал в домашний кинотеатр «дорогого Леонида Ильича». Брежнев пришёл в восторг и немедленно распорядился о начале проката (июль 1980 года).
– «Пираты ХХ века» не устарели и сегодня. В конце 80-х я иронизировал: после Николая Ерёменко-мл. нам не нужны Чак Норрис или Брюс Уиллис. Огромный кассовый успех фильма побудил советских режиссёров снимать новые боевики – «Случай в квадрате 36-80», «Перехват», «В зоне особого внимания». В них было прописано всё – конфликт с Америкой, герои, характеры, диалоги, но сейчас об этих картинах вспомнят разве что киноманы, специализирующиеся на жанре советского экшна, говоря современным языком. Той магии кадров и химии актёрского состава в этих добротных фильмах нет и близко, при всех стараниях создателей и актёров.
– Как нет и эффекта твоего присутствия в кадре рядом с героями, что под силу считанным картинам. Потому что в сцене спасения механиком женщин из затопленной библиотеки я сжал ручку кресла и чуть не заорал в советском кинотеатре: «умоляю, не дыши ещё секунд 30!». Думаю, никто из зрителей меня бы не осудил, а дал вслух ещё несколько советов героям.
Свидетельство о публикации №223081901572