Золотое кольцо - 2023

Золотое кольцо – 2023
В один из летних месяцев этого года я совершила путешествие на туристическом автобусе по городам Золотого кольца, и в подобной поездке я уже была в январе 2018 года.
Мы проехали девять городов – Владимир, Суздаль, Иваново, Кострома, Ярославль, Ростов Великий, Переславль-Залесский, Сергиев Посад и Москва.
Везде было очень много туристов, потому что это очень популярный маршрут, тем более, летом! И мы никак не могли ни в одном городе никуда опоздать, например, к приему пищи, потому что для нашей группы в этих заведениях был лишь конкретный промежуток времени, и когда мы выходили, то вместо нас сразу же заходили другие туристы. То же самое было и в музеях, которые мы посещали. Все было минута в минуту!
А так в этот раз в автобусе ехали жители Башкирии, Татарии и Чувашии, а в тот - еще и из Удмуртии, но тогда я как-то не задумывалась, почему так, а сейчас это стало явным – многим людям из этих республик однозначно не хватает русской культуры в национальных республиках.
Но они все в душе знают, что они русские, поэтому и едут в такую поездку, и везут с собой своих детей и внуков, чтобы в древних городах Руси, которые туристы посещают, побольше узнать о русской истории и, может быть, дотронуться до старинных сооружений, чтобы в прямом, а не в переносном смысле, понять, что такое пыль веков...
И самое главное открытие, к которому я пришла уже после поездки... Мы посетили за эти дни Успенский собор во Владимире, восстановленный Успенский собор в Ярославле, Успенский собор на реконструкции в Ростове Великом и ремонтируемый Успенский собор в Троице-Сергиевой Лавре. И я еще там подумала, почему они все так называются, но только дома выяснила, что храмы в честь Успения Божией Матери - самые распространенные в России, но отчего именно так, никто точно не знает.
Еще мне очень понравилось, что в Ростове Великом и в Переславле-Залесском какие-то сооружения передали церкви и их там начали, наконец, восстанавливать и ремонтировать! Потому что в прошлые мои поездки эти храмы были в совершенно заброшенном и плачевном состоянии.
А так в автобусе было намного больше женщин, чем мужчин, впрочем, как всегда, в таких поездках. Представителей мужского пола было вообще где-то меньше десяти, и почти все, естественно, в парах. Одинокий мужчина был только один, но и у него в автобусе тоже была какая-то тайная спутница, романтичные отношения с которой он не афишировал. Зато, как только мы заселялись в гостиницы, он сразу шел в ближайший магазин и возвращался оттуда с полным пакетом понятно уж чего. И за этим было так интересно наблюдать! В частности, мне…
Теперь о детях. В автобусе было два мальчика и в два раза больше девочек, ну, не маленьких уж, а лет 12-15. Так вот мальчишки прекрасно в наши экскурсии вписались, потому что один из них любил историю и без конца задавал вопросы экскурсоводам. А второй фотографировал все, что мог, то есть, как я поняла, это было его увлечение, и он постоянно искал разные виды, чтобы сделать удачные кадры.
Девочки же все свое время проводили наедине с телефонами, но, как я поняла, не выкладывали свои снимки в интернет, потому что считали, что выглядят не ахти, то же, что находилось вокруг, их совершенно не занимало.
Словом, девочкам было в поездке откровенно скучно, и их глаза зажигались только тогда, когда мы подходили с торговым рядам или заходили в сувенирные магазины, где мамаши и бабушки покупали своим дочкам-внучкам все подряд, чтобы только те были в хорошем настроении и не мешали бы им наслаждаться поездкой.
То же самое было в ресторанах и кафе, где мы завтракали и обедали. Девочкам абсолютно все было невкусным, тогда как мальчишки ели все подряд и всем были довольны, тем более, что почти везде был шведский стол. Из чего я сделала вывод, что никуда с внучкой в ближайшее время не поеду, как ни грустно это писать.
Теперь о быте! В этот раз я везде ночевала в отдельных одноместных номерах, и это было не самом плохим решением для такой поездки! Потому что после интенсивной экскурсионной программы где-то к девяти часам вечера я очень уставала. Поэтому заселялась, принимала душ, валилась на кровать и сразу засыпала, чтобы следующим утром снова быть готовой к ярким впечатлениям.
Впрочем, у многих туристов из нашей группы оставалось еще достаточно сил, чтобы идти ужинать в рестораны при гостиницах, о чем они на следующий день всем и сообщали.
Также меня несколько удивило, что во всех номерах было только белоснежное белье! Может быть, потому что они были одноместными, а, может, теперь есть такой стандарт.
И о завтраках! Везде в отелях был шведский стол, где, кроме всего изобилия, был и ржаной хлеб, а не только пшеничный, их пекли там же. В прошлой поездке было совсем не так, а в этот раз что-то уже изменилось, что было приятно, потому что все-таки мы в России живем…
Ну, и в заключении хочется сказать, что в Суздале так и не появился памятник в честь Золотого кольца, хотя закладной камень с соответствующей надписью, как и 5 лет назад, стоит у Спасо-Евфимиева монастыря.
И владимирцы все так же продолжают ворчать на Ярославль, который ни с того ни с сего объявил себя столицей Золотого кольца. Мол, чем мы хуже? Тем более, что журналист, в пяти статьях которого впервые появился этот термин, писал только о Суздале, Иваново и усадьбе Островского в Костромской области.
Для меня же главным городом Золотого кольца является Москва, потому что без него и не было бы и такого маршрута! И вот цитата, это объясняющая.
«Впав в задумчивость, бродил по Москве. Погода стояла контрастная пяти солнечным дням недавнего путешествия — небо заволокло серой пеленой. Поднял глаза ввысь, и взгляд мой встретил тающий в призрачной вышине, золотящийся сквозь завесу мороси медленно опускающейся с небес дождевой пыли купол колокольни Ивана Великого. Как током ударило: «Золотое!» Тотчас связалось это «золотое» с дорогой. Выходило — «Золотое кольцо». Юрий Бычков
И если бы после стольких дней поездки всех нас, очень уставших туристов в автобусе, когда мы уже приехали обратно в своей родной город, спросили, поедете ли вы еще раз по Золотому кольцу, большинство сразу воскликнуло бы, конечно, да! Ведь это так здорово!


Рецензии