Роман Граф Монте-Кристо и его экранизации

Впервые роман Александра Дюма «Граф Монте-Кристо» я прочитал  в 9 классе. Довольно потрепанный двухтомник был у наших соседей по квартире в деревянном доме в поселке на севере Хабаровского края. Сосед был директором поселкового клуба, а его жена – учительница русского языка и литературы в 5-8 классах. У них была небольшая библиотека, но из-за отсутствия в те 50-60-е годы возможностей купить мебель, часть этой библиотеки лежала на полке в холодной кладовке в сенях дома.  Когда соседи переехали в Хабаровск после получения льготной «северной» пенсии, часть своих книг забрали с собой, но большую часть оставили. После этого у нашей семьи появилась дополнительная площадь, и мне была выделена своя комната. Книги в нашей семье тоже покупались, лежали в тумбочках и далеко не всегда нужную книгу можно было найти. Поэтому вскоре после отъезда соседей мы с отцом сделали в моей комнате стеллаж для книг, куда поставили и те книги соседей, что хранились в кладовке.  Тогда я и увидел роман Дюма «Граф Монте-Кристо».  Но вначале её прочитали родители. Ведь незадолго до этого по экранам страны прошел фильм «Граф Монте-Кристо» с Жаном Маре в главной роли. Показывали его и в нашем поселковом клубе, но для взрослых.  В те годы далеко не все фильмы могли смотреть школьники.

Видимо, книги, доставшиеся нам в наследство, прошли до этого через руки многих читателей, ведь не играли же ими в футбол. Помню, изданы были книги еще до войны, но точной даты не помню. Поэтому, когда они попали мне в руки и я стал читать, иногда из порванной обложки выпадали страницы и надо было найти нужное место, куда их вставить.

При первом прочтении романа Дантес вызывал у меня исключительно положительные эмоции: симпатию, уважение, сопереживание и далее по списку. Да, действительно, в начале романа Эдмон Дантес - прекрасный человек, добрый, благородный, справедливый. Он совершенно заслуженно вызывает восхищение и уважение. Когда его, невиновного, приговаривают к пожизненному заключению в тюрьме, сердце болезненно сжимается от сострадания и переполняется праведным гневом. Героя подставили, оклеветали, его жизнь, которая могла стать настоящей сказкой, просто превратили в руины, в щепки. Как тут не сопереживать? Как тут не негодовать на мерзавцев, которые такое сотворили с человеческой жизнью?

Все это понятно и логично. Но что происходит дальше, в кого постепенно превращается главный герой? Об этом я стал задумываться при повторном прочтении романа, когда уже стал сам отцом троих детей, которые тоже заинтересовались романом, будучи школьниками старших классов. Тогда за чтение романа взялись уже они.

Вспомним эпизод, произошедший, когда Эдмон был в замке Иф и пытался вместе с аббатом Фариа разработать план побега. На что Дантес был готов ради того, чтобы получить свободу? Помните ли вы ответ на этот вопрос? Если нет, я отвечу: главный герой, благородный страдалец и незаслуженно осуждённый на кару мученик, готов был безо всяких раздумий и сожалений убить стражу в тюрьме - человека, который просто делал свою работу, охраняя заключённых. Не стража осудила Дантеса на заключение, не стража его подставила, не стража вынесла ему приговор - но Дантес готов был убить охранника просто потому, что тот мог помешать его побегу. И Дантес убил бы, если бы аббат Фариа не отговорил его. Фариа говорит Дантесу, что готов бежать только при условии, что из-за его побега не прольётся ничья кровь. Этот эпизод очень точно характеризует то, в кого превратился Дантес - в собственных врагов, которые точно также, без раздумий и сожалений, сломали ему жизнь, чтобы улучшить свои собственные. Парадоксально - но ведь так оно и есть.

А вспомните, с каким равнодушием Дантес наблюдал казнь одного преступника - в Риме, насколько помню. Его сердце покрылось коркой льда - Дантес сам об этом неоднократно говорил.
Вспомните, как к одному из своих слуг Дантес относился, как к рабу.
Вспомните, что Дантес готов был идти на дуэль с Альбером де Морсер - сыном женщины, которую безумно любил на протяжении многих лет. Поддается ли эта его готовность хоть какому-то объяснению и оправданию? Для меня ответ очевиден - нет.

Самое худшее и ужасное в мести Дантеса - то, что мстил он с непоколебимой уверенностью в собственной правоте, в том, что Сам Бог сделал его Своим орудием возмездия. Человек, творящий зло с убежденностью в том, что делает благо - опаснейшее из существ на Земле.

О нет, не подумайте, что я помню про главного героя лишь плохое - прекрасно помню и хорошее. Он помог Моррелю, его семье и сделал ещё много других хороших дел. Дантес сохранил в себе человечность, умение сострадать и быть милосердным. Я не говорю, что он стал исключительно плохим - в нем много и света тоже. Но то, что Дантес был ослеплен жаждой мщения и сотворил из-за этого много зла - тоже факт.

Чем ближе финал истории, тем чаще Дантеса одолевают сомнения в правильности его идеи и поступков, тем чаще он задаётся вопросом - а точно ли его месть - благородна, а сам он - орудие Небес на Земле? И то, что бывший моряк задаёт эти вопросы и сомневается, говорит о том, что он не безнадежен, что он ещё может сохранить свою душу.
Так ведь он мстил за дело, мстил негодяям - скажут многие. Да, так и есть. Его враги - мерзавцы. Они поступили подло, они поступили омерзительно, и этому не может быть оправдания. Но это не делает месть праведным делом. Дантес верит в Бога. И он должен был понимать, что ни один человеческий волос не может упасть с головы просто так. Каждый человеческий выбор, каждый поступок, каждое дело - праведное или плохое - будут иметь последствия. За все придется держать ответ. Но человеку не дано право распоряжаться чужими жизнями, ломать чужие судьбы. А именно этим Дантес и занимался. Он взял на себя слишком многое.
К тому же, месть иссушает душу - Дантес понял это в конце истории.

А что же его враги? По-моему, меньше всех пострадал в истории Данглар - тот, кто был более всех остальных виновен в трагедии Эдмона. Ведь именно Данглару пришла в голову мысль подставить его, он эту идею подал Фернану, тот никогда не решился бы на подобное без подсказки извне. Данглар - пример такого эгоизма, такой злобы в человеке, когда кажется, что это уже и не человек вовсе, а машина для счёта выгоды и неудач. Вместо сердца у Данглара явно был калькулятор.

Но можем ли мы что-то подобное сказать и про других врагов Дантеса? Был ли Фернан таким же законченным мерзавцем? А Вильфор? Вне всякого сомнения, оба были людьми плохими. Но настолько ли, чтобы закончить жизнь так, как они в итоге закончили - не сказать, что исключительно по вине Дантеса (всё-таки он лишь косвенно влиял на некоторые из событий), но всё-таки с активным его участием?

Нельзя требовать от Дантеса, чтобы он хорошо относился к Фернану - последний не просто донес на него, он отобрал у него единственную любовь, можно даже сказать, отобрал жизнь, которая могла бы быть у самого Эдмона. Да, чисто по-человечески ненависть Дантеса к Фернану можно понять. Но давайте подумаем - что увидел Дантес, столкнувшись с семьёй де Морсер? Он увидел, что Мерседес - живая, здоровая - замужем, у нее есть сын, дом, благополучие. Эдмону больно, несомненно, очень больно видеть, что некогда любимая женщина более не принадлежит ему, что она отдала свою руку другому мужчине, что она научилась жить без Дантеса. Но ведь, если последний действительно любил Мерседес, он мог отступить ради нее, ради памяти об их былой любви - отступить, чтобы не ломать жизнь этой женщине, чтобы не рушить то, что она сумела построить, пройдя сквозь тоску, боль и отчаяние. Дантес мог подумать о том, что у Мерседес есть сын, и она его любит больше жизни. А удар по Фернану придется не только по нему самому, но и по его семье тоже. В итоге так и получилось. Было ли благородно со стороны Дантеса так поступить по отношению к семье женщины, имя которой он носил в своем сердце не одно десятилетие?

Кстати, Фернана, каким бы подонком он ни был, мне искренне жаль. Нет, я ни в коем случае не оправдываю его - на его совести немало плохого. А жаль мне его потому, что человеком он был глубоко несчастным. Донос на Дантеса подарил Фернану возможность быть с любимой женщиной, но не подарил ее любовь.

Раз уж заговорили про Дантеса в связи с Мерседес… Я вырос на романтических историях французских романов про мушкетеров, когда главные герои до смерти любят друг друга, но вот их разлучают/предают/обманывают (вставьте свой вариант), они вынуждены пройти через миллион одну преграду, страдать, плакать и мучиться на протяжении всей истории, но в конце концов они обязательно будут вместе, чтобы жить долго и счастливо. В "Графе Монте-Кристо" такого нет - в этой истории вообще нет ничего сахарно-ванильного. Сначала мне было тяжело принять финал, в котором Эдмон и Мерседес, взаимно друг друга простив и поклявшись в вечной любви, не воссоединяются. Как же так? - думал я. Ведь они же всю жизнь друг друга любили. Ведь Эдмон столько лет в тюрьме ждал момента, когда сможет увидеть ее. Ведь должна же была их возвышенная любовь победить. И прочее в таком духе.

Теперь я понимаю, что финал Дюма логичнее, чем тот финал, который наверняка рисовали в своем воображении множество других, приблизительно так же настроенных, как и я, читателей (женская половина читателей, по крайней мере). Столько лет прошло - и Эдмон, и Мерседес уже не те, что были в юности, когда собирались пожениться. Дантес просидел во мраке замка Иф четырнадцать лет, его душа насквозь пропиталась ненавистью и отчаянием. Мерседес вышла замуж за другого человека, дала ему клятву в верности. Мог ли Дантес заново принять женщину, которая, не удостоверившись в том, что действительно потеряла его навсегда, выбрала другого мужчину?

Могла ли Мерседес признать в жестоком и беспощадном графе Монте-Кристо, едва не погубившем ее сына, того доброго и наивного моряка Эдмона, в которого она влюбилась, будучи юной девушкой? Долгие годы, въевшееся в их сердца одиночество, тоска, боль, обиды, сомнения - все это не могло пройти бесследно для этих двоих людей, это не могло не сказаться на их чувствах. Так что да - теперь я понимаю, что Эдмон и Мерседес вполне объяснимо и логично не воссоединились - призраков прошлого не оживить, растоптанные цветы не взрастить заново. Только вот сюжетная линия Монте-Кристо и Гайде мне тоже не нравится - не нравится и все тут. И логики в этом нет, просто мне обидно за Мерседес. Да, признаю, что обрыв их линии с Дантесом совершенно логичен, но вот все равно обидно. За то, что она будет умирать в полном одиночестве, окружённая руинами собственной жизни, в то время как Дантес получил шанс на новую жизнь и на возрожденное счастье. И это замечательно - то, что он наконец сумеет обрести покой и радость. Но Мерседес очень жаль - несчастная женщина, вина которой лишь в том, что она не дождалась человека, в смерти которого была уверена. Вот почему я считаю совершеннейшей подлостью то, что Дантес разоблачил перед всем Парижем Фернана. Последний должен был получить по заслугам, явить свое истинное лицо людям - да, можно так сказать. Но вовсе не обязательно было заставлять всю его семью переживать этот позор прилюдно. Можно было просто поговорить с Фернаном, не открывая правды перед его семьёй - а уж дальше Фернан сам решил бы, как ему поступить, и это было бы уже на его совести.

Если бы Дантес не подвёл своими действиями Фернана к самоубийству - его некогда любимая женщина до самой смерти могла бы быть рядом со своей семьёй, она не была бы одинока, она не была бы настолько несчастной, как в финале истории. В конце концов, пусть она не любила Фернана, как любила Дантеса, но и сказать, что она была абсолютно равнодушна к мужу, тоже нельзя. Ведь говорит же Мерседес в начале книги, что любит Фернана, как брата, как лучшего друга - значит, он всё-таки хоть на капельку был дорог для героини. Лишить ее этой единственной капли покоя (не говорю счастья, но ведь покоя вместе с Фернаном Мерседес вполне могла достичь) - вот что сделал Дантес для женщины, которую когда-то хотел сделать своей женой. У Мерседес, конечно, остался сын, единственный человек, ради которого она видит смысл продолжать жить - но Альбер взрослый мужчина, у которого своя жизнь, свои заботы и цели, он не будет рядом с матерью всегда.

Но более всего меня шокировал эпизод, в котором Вильфор приходит к себе домой и находит там мертвые тела жены и маленького сына. Вильфор - человек, чья совесть существенно запятнана. Но тот конец, который его постиг в этой истории - такого конца не пожелаешь никому. Когда я читал этот фрагмент, я чувствовал, как все холодеет внутри от ужаса. На мой взгляд - это самая жуткая и самая сильная по накалу эмоций сцена во всей истории.

В моем отрочестве граф Монте-Кристо казался идеальным романтическим героем (и, кстати, таким он предстаёт в экранизации с Жаном Маре), и все его действия воспринимались как оправданные. А сейчас бросается в глаза, что у романтического героя явно поехала крыша: ладно непроработанная травма заключения - тогда и психологов ни было, и психические травмы лечить не умели; но ведь у него явно начинается мания величия. Все эти монологи о том, что он рука провидения, что Бог его избрал красноречиво намекают на полноценный диагноз. Возможно, психические нарушения стимулировало употребление наркотиков: ведь граф плотно сидит на гашише. Самое интересное, что в те времена употребление гашиша не воспринималось как нечто плохое, и Дюма применил этот штрих к образу Эдмона Дантеса для того, чтобы подчеркнуть его увлечение Востоком и необычность. Но внезапно получилась очень достоверная картинка: человек увлекся наркотиками, и чем дальше, тем сильнее теряет ощущение реальности. Отрезвила его только гибель почти всей семьи Вильфора, и то не до конца: за его издевательства над несчастным Моррелем, которого он мариновал целый месяц, прежде чем вернуть ему невесту, благородному мстителю хочется заехать «лопаткой по сопатке».

По-иному воспринимается и Мерседес. Прежде её было очень жаль, а сейчас понимаешь, что она во многом получила по заслугам. О нет, речь не о её браке с Фернаном, который я вообще не считаю чем-то ужасным, потому что сам автор пишет, что в те годы юг пылал огнем междусобиц, людей убивали просто на улице, как убили брата Бертуччо, и можно представить, как себя в такой обстановке чувствовала красивая шестнадцатилетняя девочка, которая жила одна и за которую некому было заступиться. У Мерседес, по большому счёту, не было особого выбора: или сидеть и ждать, когда в дом ворвется банда пьяных мародеров и изнасилует, или выйти замуж за человека, которого она давно знала и который ее действительно любил. Но вот то, как она в итоге поступила с этим человеком... Мерседес прожила с Фернаном 23 года, и нигде не написано, что это были плохие годы, что он ей изменял, издевался над ней и так далее. Любая нормальная женщина, положив на чашу весов эти 23 года счастливой супружеской жизни, а на другую - ту давнюю подлость, как минимум попыталась бы поговорить с мужем, понять, дать ему шанс объясниться. Но не Мерседес: та сразу отбросила Фернана, как изношенный башмак, и пожалела о нем только тогда, когда поняла, что она никому нафиг не нужна в свои 39 лет, и что Дантес смотрит на неё даже не как на человека, а как на неодушевлённый предмет (там есть очень показательная ремарка Дюма: он поцеловал ее руку, как целуют руку статуи). Но это не всё: именно Мерседес повлияла на поведение сына, и вовсе не имеющее оправдания.

Понятно, что Альбер - юный мажор, не битый жизнью, у которого в силу возраста есть только чёрное и белое. У него отец - или великий человек, за честь которого он готов застрелить лучшего друга, или подлец, не достойный даже слов прощания. Но мать должна была ему объяснить, что жизнь устроена несколько сложнее, и что какой бы поступок не совершил отец, нельзя вести себя с ним так, чтобы он пустил себе пулю в лоб. Тем более, что Фернан был очень хорошим отцом, он предоставил Альберу всю возможную свободу, что крайне нетипично для семей военных, и вообще жил ради сына и жены. Его поступок с Дантесом, разумеется, отвратителен, тут двух мнений быть не может, но дальнейшая биография отнюдь не одного черного цвета. Меньше всего, если честно, впечатляет его предательство Али Тебелина - обыкновенного азиатского деспота, у которого руки в крови были не то, что по локоть, а по плечи. И чем, по большому счёту, поведение Фернана - колониального офицера, или, точнее, военного инструктора, отличается от поведения Монте-Кристо - участника коррупционных схем в Италии и на Ближнем Востоке (помните, как он выкупил у папского суда разбойника, дав грандиозную взятку)? Разве что тем, что Фернан не считает себя рукой провидения.

А вот восприятие деда Нуартье ничуть не изменилось. Как с самого первого прочтения меня привел в восхищение этот старик, так и продолжает восхищать. Странно даже, что такого сильного и энергичного человека загадочным образом родилась такая амебная внучка, как Валентина. Слушайте, её разговоры с Моррелем в саду - это какой-то сплошной римейк анекдота про уточку: "Тебе хорошо... ты такой сильный... а у меня лапки...". И то, что Моррель терпел это блеяние, говорит о том, что он действительно её любил.

Самое любопытное, что Дюма - внезапно - в своём романе показывает: любить деньги куда безопаснее и выгоднее, чем любить людей. Я имею в виду семейство Данглар, в котором только одна мамаша любила своего Дебрэ, и то не сильно, а папаша и дочка любили только себя и бабло. В итоге все трое отделались легким испугом. Такой прожженный финансист, как Данглар, имея 50 тыс., быстро раскрутится снова, Эжени будет наслаждаться музыкой и гражданским браком со своей любовницей в Италии, а мадам Данглар осталась с разбитым сердцем и миллионом. Кстати, ее любовник, Дебрэ, при всех минусах, показал себя честным человеком: он отдал мадам Данглар все, что ей причиталось, а мог и зажать, и она никуда не пошла бы жаловаться.

В целом "Граф Монте-Кристо" для меня - психологически очень тяжелое произведение. В нескольких местах книги я откладывал чтение, потому что становилось эмоционально тяжело читать. Я очень рад, что перечитал роман и заново осмыслил его. Мое восприятие истории в целом, персонажей, их поступков изменилось, конечно, потому что мы растем - растут и наши взгляды. Но одно в моем восприятии осталось неизменным: Дюма гениальный писатель, а его "Граф Монте-Кристо" - шедевр, который достоин того, чтобы его читали и о нем говорили на протяжении всего существования человечества.

Естественно, такое гениальное произведение много раз экранизировалось. Я лично видел шесть экранизаций. Классической экранизацией, которую многие видели неоднократно и хорошо помнят, является франко-итальянский фильм режиссёра Робера Верне, снятый в 1953 году. В фильме снялись звёзды европейского кино: Лиа Аманда (Мерседес), Ноэль Роквер (Нуартье, отец Вильфора), Паоло Стоппа (Бертуччо), Роже Пиго (Фернан) и др. В главной роли — блистательный французский актёр Жан Маре.

А сколько раз граф Монте-Кристо был источником вдохновения для многих других авторов и для многих других произведений.
Не всегда удачных, что уж говорить. И такой вот "неудачный шедевр" вышел в 1961 году под руководством режиссера Клода Отан-Лара.
Хотя нет... это одна из самых бездарных экранизаций. Больше всего меня задело вольная переделка сюжета. Часть героев выброшены за ненадобностью. Диалоги перековерканы, сцены переделаны на новый лад.
Второе, что меня возмутило, это то, что вместо Эдмона - расчетливого, умного стратега, умело играющего на страхах и низменностях своих противников сделали Эдмона - злобного и алчного мстителя.
Вообще сложилось впечатление, что весь фильм сделали ради одного актера - Луи Журдана, сыгравшего Дантеса. Можно допустить, что "тюремную часть", линию аббата Фариа, линию аббата Бузони обрезали, выкинули Данглара ради необходимости запихать роман в сжатые рамки кинокартины. Многие режиссеры грешат подобным.
Но зачем эти нелепая дуэль графа Монте-Кристо с Кадрусом? Зачем эта напускная "маскулинность"?
В общем из драмы о чести, мести и справедливости вышел одноразовый боевичок. Примитивный в диалогах, корявый в сюжете. Плоский и шаблонный.

В 1975 году британцы представили свою версию графа Монте-Кристо. Странно, но в фильм продолжительностью чуть более полутора часов попытались уместить огромный роман на 1200 страниц. Большую часть экранного времени занимает история Эдмона Дантеса до момента его побега из замка Иф. Далее в оставшиеся полчаса режиссёр пытается уместить всю вторую часть романа, касающуюся мести. Здесь герои появляются только для того, чтобы быть обозначенными, как фигуры на шахматной доске, которым даже не дали сделать свой ход. Характеры персонажей не раскрываются.

Что касается костюмов, то герои похожи в них на театральных персонажей, которых хорошо должно быть видно с галёрки. А Вильфор напоминает Министра-администратора из «Обыкновенного чуда» Марка Захарова.

Хотя в фильме много звёзд, например, Тони Кёртис (Фернан), Дональд Плезенс (Данглар), Тревор Ховард (Фариа) и даже Луи Журден, игравший за 15 лет до этого роль Монте-Кристо в другой французской версии 1961 года. Здесь же он сыграл прокурора Вильфора.

Единственной отечественной экранизацией романа стал фильм «Узник замка Иф», снятый режиссёром Георгием Юнгвальд-Хилькевичем, который удачно экранизировал другой роман Дюма «Три мушкетёра». Трёхсерийная советско-французская версия снималась на Одесской киностудии, и вышла в свет в 1988 году. Сюжет трёх серий фильма больше соответствует первоисточнику, хотя и здесь немало расхождений.

Фильм «Узник замка Иф» - экранная версия романа, где молодого Эдмона Дантеса и графа Монте-Кристо играют два актёра — Евгений Дворжецкий и Виктор Авилов. Кроме того, Дворжецкий играет и Альбера де Морсера.

В нашей экранизации тоже кое-что изменили. Например, Кадрусс погибает гораздо раньше своего срока, и от руки Карконты, а вовсе не от руки Бенедетто при попытке ограбления особняка Монте-Кристо на Елисейских Полях. Полностью отсутствует сюжетная линия Вильфора, Валентина де Вильфор и Максимилиан Моррель появляются только в эпизодах. Бенедетто появляется только для того, чтобы совершить убийство Бертуччо и на суде выложить правду о Вильфоре.

Для актрис Анны Самохиной (Мерседес) и Нодиры Мирзаевой (Гайде) появление в картине стало удачным дебютом в кино. Кстати, актрису на роль Гайде искали долго, и нашли в Ташкенте в балетной школе. У режиссёра на съёмках случился роман с Нодирой, хотя он уже был женат. А в 1995 году Нодира Мирзаева и Георгий Юнгвальд-Хилькевич поженились.

В 1998 году на экраны вышел французский восьмисерийный телевизионный сериал женщины-режиссёра Жозе Дайан с мегазвездами европейского кино Жераром Депардье, Орнеллой Мути, Жаном Рошфором и др.

Казалось бы, восемь серий экранного времени, наконец, должны приблизить зрителя к первоисточнику. Но не тут-то было. Начало романа полностью выброшено, лишь момент ареста Эдмона Дантеса, да несколько воспоминаний графа — вот и всё, что мы увидели. Вторая часть, посвящённая мести Дантеса рассказана довольно подробно. До того подробно, что даже впервые возникает несуществующий в романе персонаж — некая Камилла де ля Ришарде, любовница Монте-Кристо. Гайде же задвинута на задворки, правда, чтобы совсем уж не быть брошенной, её выдают замуж за Франца д'Эпине — типично женский финал. Бенедетто в сериале зовётся Туссеном, и не выходит в свет под именем виконта Андреа де Кавальканти. Многое другое тоже изрядно переврали. Финал фильма женщина решила сделать оптимистическим: граф Монте-Кристо, пристроив Гайде Францу, оставляет свои сокровища монахам, а сам возвращается к Мерседес. В романе же свою пещеру на острове Монте-Кристо, дом на Елисейских Полях, виллу в Италии и много другого имущества Монте-Кристо оставляет Максимилиану Моррелю и Валентине де Вильфор.

Как и в нашей версии «Узник замка Иф», молодого Дантеса играет другой актёр — здесь это делает сын Жерара Депардье, Гийом Депардье. Дочь актёра, Жюли Депардье, тоже снимается в сериале в роли Валентины де Вильфор.

Очередную киноверсию романа представила нам голливудская компания «Touchstone Pictures» в 2002 году. Совместная постановка США, Великобритании и Ирландии обошлась создателям в 35 миллионов долларов. Главную роль сыграл известный американский актёр Джеймс Кевизел, тот самый который двумя годами позже сыграет роль Иисуса Христа в фильме Мела Гибсона «Страсти Христовы» (2004).

Фильм снят в духе Голливуда, дорого, зрелищно, и главное, ничего не имеющее общего с первоисточником. Здесь же получилось просто издевательство над романом. Начало трагическое и масштабное, влепили в сюжет даже перестрелку, в духе американцев. Вместо «Мсье» - обращение «Сэр». Одним словом, плохо, хоть и дорого. От Монте-Кристо взято только название.

Вся сюжетная линия строится на противостоянии Дантеса и Фернана. Остальные герои — статисты. Нелепостям нет счета. Отец Дантеса повесился, а не умер с голоду, Мерседес, оказывается, родила сына от Эдмона (когда это она успела?), и Альбер де Морсер встаёт на защиту приёмного отца — графа де Морсера. Потом после гибели Фернана Альбер оплакивает приёмного отца, но всё-таки принимает Эдмона. В финале Дантес выкупает замок Иф и приезжает туда жить со своей семьёй.

Этот американский бред принёс солидные сборы — более 97, 5 миллионов долларов, а фильм посмотрели только в США около 10 миллионов зрителей.

Самый нелепый граф Монте-Кристо. Джеймс Кевизел совершенно, на мой взгляд, не тянет на эту роль. Он хуже всех представленных выше вместе взятых актёров. Может, роль Христа ему и удалась, но Монте-Кристо... Несмотря на то, что внешне он похож на описываемый персонаж, но по моему глубокому убеждению, Голливуд любой сюжет снимет по-голливудски: дорого, гламурно и до бездарности глупо.

Окончание следует.


Рецензии