Справедливый приговор предателям

Ни для кого не секрет, что во время Великой Отечественной войны предателей было немало. Одни переходили на сторону врага вынужденно, пытаясь таким образом спасти свою жизнь. Другие воевали за Гитлера из идейных соображений, так как ненавидели советский строй. Были среди них и те, кого Родина превозносила и считала героями. Ниже речь пойдёт о двух Героях Советского Союза, которые добровольно перешли на сторону врага – летчиках Семёне Бычкове и Брониславе Антилевском.

Начать стоит с Антилевского. Родился он в 1916 г. в селе Марковцы Минской губернии (Беларусь). Окончив в 1938 г. Монинское училище, был отправлен в полк дальнебомбардировочной авиации стрелком-радистом. Боевое крещение получил во время советско-финляндской войны (1939–1940). В одном из боёв Бронислав сбил два финских самолёта. 7 апреля 1940 г. младшему комвзвода Антилевскому было присвоено звание Героя Советского Союза. А вместе со званием к нему пришла и слава. О Брониславе писали в газетах, его приглашали на разные мероприятия, а поклонницы засыпали письмами…

В сентябре того же года Бронислав поступает в Качинскую авиашколу. Там его и застала война. Получив звание лейтенанта, тов. Антилевский в 1942 г. оправляется на фронт. Служил он в 20-м истребительном полку, в задачи которого входило сопровождение штурмовиков и бомбардировщиков. Заслуги молодого лётчика были достаточно весомыми, чтобы в июле 1943 г. ему «дали» старшего лейтенанта, а также вручили орден Красного знамени. Впрочем, по воспоминаниям сослуживцев, Бронислав считал это недостойной наградой для Героя Советского Союза.

Будучи человеком амбициозным, Антилевский продолжил стремиться ко второй высшей награде. В августе 43-го старший лейтенант записал на свой счёт три сбитых вражеских самолёта. Однако 28 числа этого месяца в небе над Смоленской областью его самого сбили. Антилевский успел покинуть горящую машину, но после приземления был взят в плен.

Боевой путь тов. Бычкова Семёна Трофимовича складывался несколько по-другому. Родился он в Воронежской губернии в 1918 г. В конце 1939 г. окончил Борисоглебскую лётную школу, а в январе 1940 г., получил звание младшего лейтенанта. Войну Семён встретил, проходя службу в 42-м истребительно-авиационном полку (ИАП). Затем был переведён в 287-й ИАП, где уже летом 1942 г. в звании старшего лейтенанта был назначен заместителем командира эскадрильи.

Любопытно, что назначение Бычков получил 20 июля 1942 г., и в этом же месяце был отдан под трибунал, который признал его виновным в «совершении аварии, повлекшей поломку самолёта». Как позднее вспоминали сослуживцы Семёна, замкомэска вылетел на задание пьяным и при посадке разбил истребитель Ла-5. Легко предположить, что старший лейтенант просто слишком активно отметил своё новое назначение.
Трибунал дал Бычкову 5 лет, но ввиду сложной обстановки на фронте, заменил лагеря на условный срок и отправил в полк. Воевал опальный лётчик не жалея себя. Уже 1 октября 1942 г. с Бычкова сняли судимость, а 23-го его наградили орденом Красного знамени.

28 мая следующего года Семён получает звание капитана, а чуть позже новое назначение – замкомандира 482-го ИАП. 2 сентября 1943 г. Бычков удостаивается звания Герой Советского Союза за 15 сбитых вражеских самолётов. Спустя 3 месяца – 10 декабря 1943 г., советский ас был сбит в районе Орши (Витебская обл., Беларусь). Бычков выжил, но в бессознательном состоянии попал в руки фашистов.
Сначала раненого лётчика отправили в госпиталь для военнопленных в Сувалки (современная Польша), а затем в лагерь Морицфельд, располагавшийся рядом с Инстербургом (сейчас Черняховск, Калининградская обл., РФ). Там судьба и свела Бычкова с Антилевским.
Одной из функций Морицфельда являлась вербовка пленных советских лётчиков. Занимался «обработкой» заключенных полковник Виктор Мальцев – ярый антисоветчик, перешедший на сторону гитлеровцев ещё в 1941 г. Помогал же ему старлей Антилевский.

О причинах предательства Бронислава можно только догадываться. Считается, что он был обижен на командование за тот самый орден Красного знамени. Однако более правдоподобно звучит версия о шантаже в купе с посулами, в стиле: «сдался в плен – Сталин поставит к стенке, а тут деньги, бабы, дача в Берлине, глядишь – до генерала дослужишься…».
Кстати, примерно так Мальцев завербовал Бычкова. Впрочем, сам Семён на суде утверждал, что не выдержал избие;ний и пыто;к, которым его подвергал… Антилевский. Однако другие военнопленные утверждают, что все это выдумки, так как Семён с Брониславом были очень дружны.
В дальнейшем оба лётчика-предателя активно участвовали в боевых действиях, не стремясь вернуться на родину. Сначала им доверяли только перегонять отремонтированные и новые боевые машины из тыла к линии фронта. Но уже в июне 1944 г. они оба принимали участие в операциях против партизан под Даугавпилсом (Латвия).

Бычков геройствовать не стремился. Антилевский же хотел славы. В декабре 1944 г. он был назначен командиром эскадрильи, а в феврале 1945 г. получил звание капитана. Тогда генерал Власов лично вручил ему орден и золотые часы.

Кроме боевых задач Бычков и Антилевский принимали участие в вербовке бойцов для Третьего рейха из числа военнопленных. Власов справедливо полагал, что переход на сторону Германии Героев Советского Союза – отличный пример для подражания. Как следствие оба лётчика разъезжали по местам содержания пленных, выступали на радио, давали интервью для газет.

Даже в 44-м, когда Красная армия громила гитлеровцев по всем фронтам, оба перебежчика продолжали верить в победу гитлеровцев. Так в своих речах перед пленными Бычков любил говорить примерно следующее:
«Смотрите, Гитлер дошёл до Москвы, сталинские войска не пали духом, и сейчас ситуация поменялась. Так снова случится, будьте уверены. Дойдём до Германии, и потом погонят нас обратно. Немец совсем не дурак, лучше с ним дружить»

Вряд ли предатели были настолько глупы, чтобы искренне в это верить. Скорее они уже планировали, как выкрутиться, чтобы продолжить сытое и безбедное существование. Впрочем, обоим это не удалось.

Бычков в апреле сдался американцам. Он полагал, что Герой Советского Союза, критикующий власть Советов и боровшийся с большевиками будет полезен в США. Но просчитался. Желающих поливать грязью СССР и без него было предостаточно. В сентябре 1945 г. Бычков был выдан советским властям. Через год состоялся суд, приговоривший бывшего героя к расстрелу. Приговор был приведён в исполнение 4 ноября 1946 г.

Антилевский действовал хитрее. Оказавшись в советской зоне оккупации, Борислав сумел раздобыть документы на имя гражданина Березовского, сражавшегося в партизанском отряде на территории Чехословакии. Он посчитал разумным вернуться в СССР новым человеком. Однако план провалился. Во время проверки сотрудниками НКВД в каблуке сапога тов. Березовского была обнаружена медаль - Золотая звезда Героя. По её номеру вычислили настоящую фамилию «партизана». Бронислав не отпирался. Слишком много свидетелей могли опознать в нём власовского приспешника. Его тоже приговорили к высшей мере и 29 ноября 1946 г. поставили к стенке.


Рецензии