Кто свободнее?

Кто свободнее?


Что есть свобода человека?

Если задуматься, то свобода человека связана прямым образом с возможностью выбора им варианта своего поведения.
Как инициативного, так и реактивного взаимодействия с внешней средой и (или) с собственным организмом.
Чем больше возможных вариантов поведения, тем больше свободы.
Чем меньше возможных вариантов, тем меньше свободы.
Вплоть до единственно возможного варианта поведения, то есть полного отсутствия свободы.



Есть ли в человеке нечто противоположенное стремлению к свободе?


Ответ -Да.

Человек существо социальное и поэтому столкновение с интересами сосуществующих с ним других людей, требует способности ограничивать собственную свободу в интересах социума.




Есть еще такая способность у человека — возлагать на себя ответственность за те или иные события, связанные с его жизнедеятельностью.

Эта способность тесно связана со свободой.

Действительно, трудно не связать с собственным поведением  результат, если решение действовать ты принимал самостоятельно.

Справедливости ради нужно отметить, что и тут имеются ограничители, так как человеческое Эго всегда ищет возможность перевести ответственность за неудачные действия на некие внешние обстоятельства.



Мои скромные знания в области социологии, да и просто наблюдение за людьми (в течение не короткой уже жизни) позволяют довольно уверенно говорить о том, что люди делятся на активное (сравнительно!) меньшинство и пассивное (относительно!) большинство.

Понятно, что четкой границы между двумя этими частями социума нет. Активным и пассивным в своем поведении бывает каждый человек. В этом (как впрочем и в иных) варианте разделения людей речь идет о преобладающих поведенческих стереотипах.

Понятно также, что склонности к активности или пассивности закладываются в человеке случайным образом, генетически.

Но, не следует недооценивать и влияние культурного кода конкретного социума.
Под культурным кодом я понимаю преобладающие в социуме поведенческие и ценностные стереотипы, закрепившиеся на подсознательном уровне.

Предполагаю, что пропорции между активной и пассивной частью социума существенно зависят от культурного кода.

Протестантская этика (или условно Западная культура) предусматривающая ответственность каждого человека за то, что изменится в жизни в результате его деятельности — увеличивает долю активных людей.

Условно Восточная культура (склонность ждать, когда труп поверженного кем-то тигра проплывет мимо по реке) скорее снижает долю активных людей в социуме.


Если вернуться к стремлению к свободе, то уверенно предполагаю, что такое стремление сильнее выражено у активной части социума.


 


Результаты развития человечества  в наше время позволяют  говорить о том, что уровень свободы людей есть важнейший фактор экономического благополучия. Как следствие экономического благополучия свобода формирует, в конечном итоге, и другие проявления благополучия — здоровье, образование, безопасность, экология и прочее.

Практически не сомневаюсь в том, что в современной истории ключевое значение фактора свободы человека, связано с  увеличением  влияния  человеческого ресурса по сравнению с природными ресурсами в сумме производимых благ по мере развития человечества.



Какими устремлениями, интересами живет человек?

Для анализа распределения свойства желать и быть свободным среди людей в социуме, решил разделить мотивацию людей на три направления.

Первое (условно -мотив Потребителя)— это генерируемое в основном эмоциями стремление удовлетворить текущие первичные потребности в еде, одежде, жилище, в общении как способе налаживания социальных связей, в краткосрочном успехе и удаче.

Второе (условно — мотив Инвестора)— это, основанное на персональных особенностях и сложившихся у личности культурных стереотипах, стремление соблюдать принятые в сообществе нормы, инвестировать собственные и заимствованные ресурсы в созидательные действия, отдача от которых ожидаема в перспективе.

И наконец третье (условно — мотив Ученого) -  рождаемое природным любопытством и признанием ценности знаний, стремление инвестировать собственные и заимствованные ресурсы в познание окружающего и собственного внутреннего мира.



Связаны ли различия в выделенных направлениях мотивации с уровнем свободы?

Думаю, Да!

Потребитель ограничен в выборе вариантов действий своими потребительскими предпочтениями.

Инвестор наряду с набором потребительских решений имеет возможность реализовывать множество созидательных действий.

Ученый, пожалуй, имеет еще больше вариантов поведения, поскольку сфера познания бесконечна.


Таким образом, учитывая определение свободы человека, приведенное в начале данного текста, можно сделать вывод, что стремление к познанию делает человека наиболее свободным. А стремление к инвестированию в будущее - точно предоставляет больше свободы, чем чистое потребительство.




Приведенные выше размышления, позволяют предположить, что уровень свободы человека — ключевой фактор благополучия в современном социуме.

В высоком уровне свободы человека , скорее всего, заключается преимущество Западной культуры над Восточной на современном этапе развития человечества.

Доказательств такого преимущества - тьма!




Бен Стаско

19.08.2023 г.


Рецензии