О Царстве Божием в молитве Отче наш

                О Царстве Божием в молитве «Отче наш» 
                (смысловой центр молитвы Господней)


            Эпиграф:

           "И нету на земле
           Иных мне дел —
           Лишь Царства Твоего
           Искать предел."

               (Эмили Дикинсон)


Основная идея: молива "Отче наш" это молитва об обожении нас.

Митрополит Вениамин (Федченков), задавшись поиском единого центра моливы Господней, писал:

«...Не может быть, чтобы в Божественной молитве Господа Иисуса Христа были бы указаны только отрывочные мысли, не связанные единым центром. Наоборот, тут мы особенно обязаны усмотреть цельность и единство уже по одному тому, что религиозная жизнь требует исключительной сосредоточенности, концентрации всего человека, всецелой устремленности души. Как Сам Бог есть высочайшая Простота, Единство, свободное от всякой сложности и разделённости, так и от молитвенников Своих Он требует того же. И потому Слово Его, Сын Божий, в данной Им молитве непременно должен был дать нечто цельное, единое, всеохватывающее, как и Он Сам был един со Отцом. Какая же это главная мысль? Каков основной дух Молитвы Господней? Что в ней центральное, объединяющее?» 

Для меня этим «центральным и объединяющим» в молитве  является Царство Божие и вот почему.

Предваряют эту молитву в Нагорной проповеди слова Господа:

«А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него. Молитесь же так: Отче наш...» (Мф. 6:7-9)

То есть Он нацеливает своих учеников в их молитве сосредоточится на главном и даёт пример этого сосредоточения на примере молитвы «Отче наш».

А поскольку главным в Его благовествовании является Царство Небесное, то Он нацеливает своих слушателей на него и в молитве, которую даёт в качестве примера.  Здесь я попытаюсь  с Божией помощью показать, как Он это делает.


                Обращение

    "Отче наш, иже еси на небесех!"


Всякая молитва начинается с обращения к Богу. Господь учит нас обращаться к Нему как к Отцу нашему, живущему на Небесах, то есть с любовью и благоговением. "Сущий на небеса" это ни что иное как божественный.

При этом Он учит молится не за себя, а за всех, поскольку Он наш общий Отец и любит нас всех. (За себя Он учит молиться словами мытаревой молитвы: «Боже, милостив буди мне грешному»).

Бога Он заповедует нам называть Отцом ещё и потому, что в этой молитве мы просим Его о Царстве, уготованном всем благословенным (сынам или усыновлённым) от создания мира, потому что царство как правило получают дети в наследие от своего Отца* (сравните: «дети царствия»).
---------------------
* «Приидите, благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира» (Мф. 25:34).


                Хвала

Первое, что подобает при обращении к Богу это воздать Ему хвалу за все Его благодеяния. Поэтому

        «Да святится имя Твое»

это прежде всего по-детски простая  хвала (славословие), исходящая из любящего сердца: «Да будет имя Твое благословенно! Да превознесём его превыше всего» или  «Слава Тебе!». Приступить сразу к прошению, не вознеся хвалы Господу было бы дерзостью*. Даже ласковые дети часто перед тем как попросить о чём-то своего отца искренно говорят «Папочка, ты у меня самый лучший», и это не проявление лести.

---------------------------

* Это славословие по своей форме походит на прошение. Поэтому многие Святые Отцы видят в этой хвале просьбу о том, чтобы имя Господа святилось в нас, потому, что Он Сам сказал: «Будьте святы, ибо Я свят» (Лев. 20:7). Святится имя Божие в нас прежде всего благоговейным вниманием к Нему, отрешённым от всего мирского, памятью Божией. Ещё, как пишут святые отцы, оно должно святится нашими добрыми делами.

Однако всё это очень сложно упомнить молящемуся в своей простоте уму. Итак, всё это хорошо осознать перед моливой, а не во время её пытаться донести до Бога все эти моменты, о которых Он знает лучше нас. Итак, нашего по-детски простого и искреннего прославления достаточно.


                Главное прошение

Всё это подготавливает нас к главному и по сути единственному прошению:

         «да приидет Царствие Твое».

То есть даруй нам благодать Твоего Святого Духа, потому что  «Царство Бога Отца, также пребывающее сущностным образом, есть Дух Святой» (прп. Максим Исповедник). Вот просьба достойная Бога!

Это прошение соответствует заповеди Господа, нацеливающей нас на главное: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его» (Мф. 6:33).

Итак, «Царство Божие есть наслаждение благами <,точнее, благодатью Святого Духа>, но сие наслаждение даётся за правду»,** которая заключается в исполнении воли Божией. Поэтому второе прошение гласит:

       «да будет воля Твоя яко на небеси и на земли».

Это прошение имеет троякое значение:

   1)  Да будет воля Твоя для нас так же желанна, как она желанна Тебе и Твоим  ангелам.

   2) Да посвятим себя  исполнению Твоих святых заповедей, в которых открыта нам Твоя святая воля.

   3) Да предадим себя и своих близких всецело Твоему Божественному Промыслу о нас, едине Человеколюбче.

Итак да будет воля Твоя нашим желанием, исполнением  и преданием себя Тебе.

(Без первого не получается второго, а без второго – третье бывает неустойчиво.)

Благодаря исполнению  воли Божией мы получаем  это вожделенное Царство, то есть благодать Святого Духа, ибо «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф 7:21).

Исполнение воли Божией не только помогает стяжать благодать Святого Духа, но и сохранить её в нас. Потому что многие, получив, теряют её.

Радостное прославление Бога и искреннее желание, чтобы во всём творилась воля Его обрамляет прошение о даровании нам Царства Божия  ещё и потому, что они наряду с блаженством являются главными свойствами этого Царства. То есть в этом Царствии (которым для человека является преждне всего состояние его души в Боге) ему в высшей степени свойственно и желанно прославлять (благодарить) Бога и исполнять Его волю.

Итак, молива "Отче наш" это молитва об обожении нас.

---------
** Блж. Феофилакт Болгарский.


                Все остальные прошения

Во всех остальных прошениях мы просим дать нам только то, что крайне необходимо для вхождения в это Царство и для наследования Его, то есть для  обожения нас.

       «Хлеб наш насущный даждь нам днесь»

Под «хлебом насущным» подразумевается прежде всего Причастие пречистого Тела  и Крови Сына Божия, в котором верным даруется Царство Небесное.

«Блажен, кто вкусит вечерю во Царствии Твоем, но Ты уже на земле приобщил меня этого блаженства. Сколько раз Ты простирал мне Божественной десницей Тело и Кровь Твои, и я, многогрешный, принимал эту святыню и чувствовал Твою любовь, несказанную, сверхъестественную» (митрополит Трифон).

Под «хлебом насущным»  понимается также  земная пища, которая поддерживает нас физически, не давая умереть раньше времени.

Поскольку «Ничто нечистое не войдет в Царствие Небесное», то просим об очищении нас от грехов.

       «<...> остави нам долги наша,
       якоже и мы оставляем должником нашим».

Великодушно прощая наших должников, мы показываем Отцу Небесному, что мы Его дети и потому имеем право получить прощение от Него. А если не прощаем, то знаем, что и Он не оставит нам наши прегрешения, так что не сможем войти в Его Царство тем более наследовать его.

Простив же наши прежние грехи, не дай нам впасть в новые прегрешения через нашу внутреннюю слабость или внешние нападки дьявола, через которые эта благодать у нас похищается:


         «и не введи нас во искушение,

          но избави нас от лукаваго»


                Заключительные слова молитвы

Молитва Господня в Святом Евангелии от Матфея заканчивается словами: «Яко Твое есть Царство и сила и слава, во веки. Аминь».

Эти слова часто опускают, молясь кратким вариантом «Отче наш» из Евангелия от Луки, однако при этом добавляя «Аминь» из Евангелия от Матфея. А слова эти очень важны. Что же они значат?

1)  «Яко Тебе принадлежит   в с я   власть,   в с я   сила  и   в с я   слава во веки.»  Это очень важное напоминание для молящегося, так как наш ум постоянно стремится ускользнуть от этой истины, ухитряясь наделить властью, силой и славой себя, иные лица или внешние явления и объекты (например, сильных мира сего, судьбу, климат, материальные богатства).

2) Кроме того эти слова призваны укрепить нашу надежду на Бога всемогущего, всесильного и всеславного, и тем самым побороть все сомнения и страхи.

3) Наконец, эти слова являются хвалой Господу. Так что молитва начинается с прославления  имени Божия и заканчивается хвалою Его божественных свойств: власти, силы и славы.

 «Аминь»  ("истинно") есть  выражение неколебимой веры в истинность сказанного.


                Подведение итога

Подведём итог. Единственная цель молитвы Господней это получение нами от Отца Небесного благодати Святого Духа и сохранение её. Все остальные прошения как лучи сходятся к этой цели как к своему фокусу. Этой цели подчинено всё в этой молитве, то есть она показывает всё необходимое для этого, а именно:

 1) Нужно искренно просить об этом Бога, как дети просят своего любящего Отца, с любовью, благоговением и верою, что получим.

2) Просить нужно о даровании этой благодати всем нам, а не себе одному, потому что эгоисты Царства Небесного не наследуют.

3) Любить волю Божию, исполнять её и довериться ей.

4) Причащаться пречистого Тела и Крови Сына Божия.

5) Просить Бога об оставлении наших грехов, прощая при этом от всего сердца своих обидчиков.

6) Просить Бога укрепить нас в борьбе с нашими внутренними страстями, а так же с внешними нападками дьявола, через которые эта благодать у нас похищается.


                Заключение

Получим ли мы у Господа то, что просим в этой молитве? На это Господь даёт однозначный ответ:

«Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Матф.7:11). Евангелист Лука уточняет, что конкретно понимается под этим благами Отца Небесного. « Тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него» ( Лк. 11:13)

Ведь не за себя лично просим, а за всех. И не одни молимся, а со всеми, в том числе и со святыми. В этих словах находим ещё одно объяснение, почему к Богу нам следует обращаться как к любящему Отцу.

                Добавление

Молитвы «Господи, помилуй», «Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя грешного», «Царю небесный...», «Пресвятая Троице, помилуй нас», «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас» просят Бога о том же, но не так подробно.


                Приложение

                Вопросы и ответы

           1. Что подразумевается в молитве под Царствием Божием?

«Религиозному православному сознанию совершенно очевидно, что Царствие Божие есть внутренняя благодатная жизнь, как говорил преп. Серафим и как раскрыто в слове Божием.

А это Царствие Божие с самого пришествия Господа Иисуса Христа «пришло в силе», то есть в полноте.

Что это такое? Снесите Мф. 16 и Мк. 9:1. У первого – «Сына Человеческого, грядущего в Царствии Своем»; у второго – «Царствие Божие, пришедшее в силе». Следовательно, Царствие Божие открылось в Иисусе Христе. Как же?.. И «по сих» взял трех учеников и т.д. – и преобразился. Это и есть Царствие Божие – в силе... Подобное случилось и с преп. Серафимом пред Мотовиловым.

Царство Божие – проявление Божества, обожение человека и даже прославление «твари» (одежды). Так ведь это уже все дано! А больше этого не может быть ничего. Чего же еще ждут люди?

Неужели хилиастические чаяния, которые носят, в конце концов, характер земной, могут быть «больше» этого? Никак! Убогому они скучны. А то, что радостно, дано даже и нам: жизнь в Боге... «Праведность, и мир, и радость во Святом Духе» (Рим.14:17)» (митр. Вениамин Федченков)


           2. Что значит  в молитве Господней слово «приидет»?

Ответ находим в Святом Евангелии от Иоанна, где  Господь говорит:
 
     «Аще кто любит Мя, слово Мое соблюдет: и Отец Мой возлюбит его, и к нему приидем, и обитель у него сотворим» (Ин. 14:23).
 
Таинственное участие в этом третьего лица Святой Троицы раскрывается  в слове «приидем», ибо приидут Они Духом Святым. Поэтому свт. Тихон Задонский пишет:

   «Смотри, христианин, чего благодатью сподобляется любящий Христа: домом и жилищем Пресвятой Троицы бывает!
   Бог Триипостасный, Отец, Сын и Святой Дух благодатно в нем изволит обитать! За великое почитают люди царя земного
   в дом свой принять, сколь несравненно большее преимущество есть Царя  Небесного в дом сердца своего принять,
   и не только принять, но и живущим иметь, как говорит: «Придем к нему и обитель у него сотворим».
   Блаженно воистину   таковое сердце. Что там иное может быть, как только мир, покой, радость и веселье?
   «Царствие Божие внутри его есть» (ср.Лк 17:21)» (свт. Тихон Задонский).
 

Так же сокровенно действие Святого Духа подразумевается в другом слове Спасителя:

     «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа» (Ин 17:3)

Потому что «познать»  Отца и Сына можно только Духом Святым.

Итак, Духом Святым вселяются Отец и Сын в любящих Его, устраивая в их сердце Свою духовную обитель. И Духом Святым Они дают познать Себя. Это познание божественно и оно есть истинная духовная жизнь или жизнь вечная.


3. Зачем нам просить об этом, ведь Сам Господь хочет дать нам Своё Царство?

Он ждёт от нас свободного волеизъявления, искренного желания получить этот Дар, потому что не даёт ничего против нашей воли. А не молясь так, мы имеем, как правило, другие желания, находящиеся в противоречии с этим. Эта молитва подсказывает чего подобает хотеть сынам Божиим, потому что противными желаниями мы отказываемся от этого божественного Дара.

В самом начале Нагорной проповеди  Господь объясняет нам, каким должно быть это желание:

  «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф.5:6) <благодатью Святого Духа.>

То есть желание это должно быть сильнее всех остальных*.

------------
*Если мы желаем чего-то другого больше этого, то не достойны этого божественного Дара.


Рецензии
Блестящий анализ знаменитой молитвы! И, в то же время, огромный труд. Не верю в то, что такую работу можно сделать за день, за два. Возможно я ошибаюсь, но мне кажется, уважаемый Владислав, это молитва революционная. Христос в ней возвысил человека необыкновенно, предписав ему обращаться к Богу, как к отцу. Мне кажется, такого не было до Христа. В ветхом завете, у евреев, Бог - отец рода, а не каждого отдельного человека. Из такого возвышения человека и появилось в будущем антропоцентрическое мировоззрение. В Евангелии, правда, Иисус любовь к ближнему ставил на второе место после любви к Богу, это теоцентрический подход. Но потом, века спустя, люди все переиграли. Богочеловеческую веру они превратили в человекобожескую, а затем совсем отказались от Бога. Мне так кажется. Спасибо за работу!

Евгений Терещенко   31.08.2023 15:32     Заявить о нарушении
Сердечное спасибо, Евгений. Вы правы, я очень долго шёл к этому простому истолкованию Господней молитвы. Помогла мне это сделать работа митрополита Вениамина (Федченкова). Он, как и Вы, главным в молитве "Отче наш" считает обращение к Богу как к Отцу. Однако это обращение должно "родить" в человеке нечто новое, несказанное и это Царство Божие, о котором и повествует эта статья. И ради этого рождения, собственно, и дана эта молитва. А так же в молитве перечислено самое главное, что к нему ведёт. Очень рад был Вашему отклику.

С теплом и уважением,

PS: В прошлом месяце написал Вам рецензию на статью «Почему мы не видим Бога?» Возможно Вы её не получили, поэтому помещаю её здесь:

Здравствуйте, Евгений.

Очень понравилось Ваше исследование. Вы на редкость подробно раскрыли все основные причины, препятствующие живому контакту современного человека с Богом. Язык эссе полностью отвечат содержанию (понятия, образы, цитаты). Такие работы хочется перечитывать. В них есть что-то фундаментальное (все кирпичики на своём месте и хорошо пригнаны друг к другу). Сердечное спасибо.

С теплом и уважением,

Владислав Плеханов   31.08.2023 16:22   Заявить о нарушении
Спасибо, Владислав! А я считал, что мою работу «Почему мы не видим Бога», Вы отрецензировали еще при ее появлении на Прозе. Просмотрел только что, оказывается нет. Спасибо за высокую оценку.

Евгений Терещенко   31.08.2023 18:30   Заявить о нарушении