Бессмертие как вопрос

В судьбе каждого человека есть жизнь, есть смерть. Третьего, казалось бы, не дано. Пандито Хамбо-лама XII* Даши-Доржо Итигэлов своим очевидным для всех посмертным существованием опровергает эту вечную истину.
_________________________
* Пандито Хамбо-лама  (ученый старший монах) — титул самого уважаемого из живущих лам буддистов Восточной Сибири; он общепризнанно первый среди равных, но будет ошибкой, если назвать Хамбо-ламу главным. «Пантидо» означает «изучивший 10 буддийских наук, а именно: изобразительное искусство, грамматику, медицину, логику, буддийскую доктрину, астрологию, поэтику, просодию (метрику поэзии), лексикографию и драматургию». «Хамбо-лама» — старший монах, имеющий право возглавлять церемонию посвящения в монахи.

Будущий Пандито родился в 1852 г. близ источника** в местности Улзы Добо (сейчас это территория Оронгойской сельской администрации Иволгинского района Республики Бурятия). Родители его рано умерли, мальчика воспитывала родня. Ребёнком он 5 лет пас овец у чужих людей. При этом пастушок не раз смешил близких, рассказывая, что станет Хамбо-ламой.
_____________________
** В русском понимании бурятский источник — это колодец. Ныне вода из источника в Улхы Добо считается целебной. Согласно местным верованиям женщинам приближаться к нему запрещено. Воду достают только мужчины.

В 1867 г. он тайком покинул родное стойбище и ушёл за 300 км от дома в старинный буддийский монастырь — Анинский дацан. Хувараком (послушником) мальчика приняли без проволочек, но только в 1898 г., после длительного обучения, он был зачислен ламой в Янгажинский дацан. К этому времени Даши-Джорджо уже написал 50 научных работ по различным аспектам буддизма. В 1903 г. его возвели в шэрээтэ-ламу*** Янгажинского дацана.
________________________
*** Шэрээтэ-лама (ширетуй) — главный лама во время ритуалов и хуралов (служб), проводимых в дацане. Аналог настоятеля монастыря в православии.

Весной 1911 г. добровольно покинул свой пост Пандито Хамбо-лама XI Чойнзон-Доржи Иролтуев. Накануне он предложил Итигэлову стать его преемником. 19 марта 1911 г. сугунды**** единогласно избрал, а позднее император Николай II утвердил Даши-Доржо Итигэлова Пандито Хамбо-ламой XII Ламайского духовенства Восточной Сибири.
__________________________
**** Сугунды — Большой Буддийский собор сангхи (религиозной общины) в Бурятии.

Вскоре после его вступления в должность к Итигэлову обратились прихожане Цонгольского дацана. Они постоянно страдали от наводнений и просили Хамбо-ламу определить новое место для постройки храма. И тогда Итигэлов указал место, где были зарыты ритуальные гханта (колокольчик) и ваджра (имитация булавы) Пандито Хамбо-ламы I Дамба-Доржо Заяева (1764—1777). Этим он дал понять, что является реинкарнацией основоположника бурятского буддизма.

Уже в наши дни лама Жаргал Дугданов обнаружил в Деваджин-дугане***** Иволгинского дацана рукопись Итигэлова, где он на пяти листах на тибетском языке рассказал о своих 12-ти реинкарнациях: 5-ти в Индии, 5-ти в Тибете и 2-х в Бурятии. Совершились они в течение 1000 лет.
_____________________
***** Деваджин-дуган — обязательная для буддийского монастыря пагода, представляющая рай будды Амитабхи, попадание куда после смерти считается высшей целью в буддизме Чистой Земли.

Впрочем, это не помешало Итигэлову вмешаться в текущую политику. В феврале 1917 г. пала Романовская монархия. По всей бывшей империи националисты разных мастей стали учреждать собственные суверенные государства и автономии. Не отставала и бурятская интеллигенция. Уже 23 — 25 апреля 1917 г. в Чите состоялся I общебурятский съезд, на котором был принят «Проект бурятской национальной автономии», предполагавший учреждение чисто бурятской суверенной власти, не признававшей какие-либо права за русскими и людьми других национальностей. Для проведения в жизнь исключительно интересов бурят был образован Центральный национальный комитет бурят-монголов Восточной Сибири (Бурнацком), рассчитывавший на поддержку Китая.

10 — 16 июля 1917 г. в Гусиноозёрском (Тамчинском) дацане, являвшемся резиденцией Пандито Хамбо-ламы, состоялся II общебурятский съезд, председателем которого был избран Итигэлов. Однако уже через месяц он тяжело заболел, отказался от политической деятельности, сложил с себя полномочия Пандито Хамбо-ламы и удалился в Янгажинский дацан.

Частично излечившись, Итигэлов занялся просветительской и врачебной деятельностью. В эти годы он написал развернутые комментарии к сочинению Богдо Цзонхавы****** «Дэмбэрэл Додба», в которых «сделал всесторонний и качественный анализ Пустотности и достиг прямого постижения Пустоты — Великой реальности всех явлений». Учителя буддизма полагают, что овладение Пустотностью позволяет приобрести сверхъестественные способности.
_________________________
****** Лама Богдо Цзонхава жил в к. XIV — н. XV в., является основателем буддийской школы Гелугпа (тиб. «Закон добродетели»).

15 июня 1927 года XII Пандито Хамбо-лама Даша Доржо Итигэлов в возрасте 75 лет собрал учеников и дал им последние наставления. Под конец он сказал: «Вы навестите и посмотрите меня через 30 лет». Затем в присутствии всех лам дацана он стал медитировать и ушёл в нирвану. Ученики поместили его тело в кедровый бумхан (саркофаг) в позе лотоса и закопали согласно указанию учителя в местности Хухэ Зурхэн (Иволгинский район Бурятии).

В к 1920-х — н.1930-х гг. по Бурятии прокатилась волна закрытия и разорения дацанов. Подавляющее большинство лам были репрессированы. Правда, в годы Великой Отечественной войны ситуация выправилась. По личному указанию И.В. Сталина Постановлением СНК Бурят-Монгольской АССР от 2 мая 1945 г. за № 186-ж «Об открытии буддийского храма „Хамбинское Сумэ“ в улусе Средняя Иволга» началось восстановление дацанов.

Не забыли и о Пандито Хамбо-ламе Итигэлове. Трижды — в 1955, 1973 и 2002 гг. ламы раскапывали бумхан и проверяли состояние находившегося в нём человека. Хотя тело не мумифицировали, не бальзамировали, оно сохраняет все свойства живого организма. Мёртвая плоть так сохраниться не может. Даже мумии при постоянной внешней поддержке за столь длительный срок деформируются и подвержены тлению.

При последнем вскрытии 10 сентября 2002 г. XXIV Пандидо Хамба-лама Дамба Аюшев в сопровождении других лам перенёс нетленное тело Итигэлова в храм Чистой воды Иволгинского дацана. Тело за долгие годы под землёй «нисколько не изменилось, ткани не деформировались, клетки остались живыми, и говорят, что временами на лбу его даже проступает пот». Время изуродовало только лицо Хамбо-ламы. Скоро 20 лет безуспешно изучают учёные феномен останков Итигэлова, а он, как и все эти 100 лет — и не живой, и не мёртвый, он просто существует.


Рецензии