Сознание - сила, или как я перестал читать книги

Давно известно, что монологов не существует, и потому до определённой поры каждая прочитанная мною книга – помимо её информационной составляющей, художественных достоинств и недостатков,  представлялась мне некой формой самовыражения, одним из множества  способов отразить мироощущение автора (или коллектива авторов), попыткой объяснить остальному человечеству своё отношение к тому что здесь происходило, происходит и, возможно, будет происходить.
Но, всегда, независимо от конечной цели и желания писателя, вместо всеобъемлющей,  всё вмещающей и всепроникающей Истины, на свет появляется  её очередной  фрагмент - описанная многими словами точка зрения, концепция,  потому, что определённо невозможно,  пользуясь таким несовершенным и ограниченным по части применения инструментом, как язык и слово, выразить необъятное и уж тем более – неизъяснимое. Отсюда недалеко до сакраментального - мысль изречённая - есть ложь.
Состояния сознания, называемые людьми Божественным Откровением, Вдохновением Озарением, Просветлением и т.п. можно пережить, но поведать о них так, чтобы всем остальным, не пережившим подобное, стало абсолютно ясным и понятным, о чём идёт речь, невозможно. Просто нет таких слов, нот и красок, чтобы изобразить зримо и ощутимо нематериальное без того, чтобы не породить очередную иллюзию, фантазию, пародию на истину или, в худшем случае, не создать новое учение или  доктрину.

 И потому уже давно мне не кажется странным, что вместо того, чтобы стройными рядами в единодушном порыве направляться к всеобщему, целостному и неделимому, неугомонное человечество вновь и вновь делится на племена, народы, государства и т.п.; растекается по необозримой горизонтали; завоёвывая и осваивая всё новые и новые пространства, территории, обрастая всевозможными материальными достижениями, чтобы уже завтра понять их временность, никчёмность, зыбкость и иллюзорность. Парадигмы, как карточные домики, возводятся, живут и рассыпаются в прах;  человек идёт и идёт, И, кажется, нет тому пути конца...

С раннего детства нам внушается мысль, что на этой планете мы – деятели, «достигаторы». К сознательному возрасту мы чётко усваиваем себе, что без стоящего дела мы ничто. Мы запрограммированы - на труд. И не зная иного времяпровождения как каждодневный труд и работа, мы откровенно маемся от безделья как только остаемся один на один со свободным временем. Отсюда - парадокс. Всеми фибрами души мы стремимся к ничегонеделанью, а когда вдруг нечаянно оказываемся в положении бездельников, подавляющая часть нас скучает по какой ни на есть деятельности и, в состоянии близком к панике, заполняет создавшийся вакуум всем чем угодно. Наш беспокойный ум ищет любой темы, любого занятия, лишь бы не оставлять нас  наедине с самим собой.  И даже если последнее всё же случается, мысленный поток не прекращается ни на минуту бросая нас, как щепку в океане, то в прошлое, то в будущее.
Ум, целиком и полностью захваченный нашим Эго,  самоутверждается за счет декартовского - «я мыслю, следовательно я существую». Но существовать, еще не значит жить. Любая корова на лугу, не обуреваемая роем мыслей, более жива, нежели большинство из нас, погрязших в болоте проблем, источником которых являются те же мысли.  Не раз и не два я искренно восхищался тому, как птицы и бабочки, обладая, никчёмной, по сравнению с нашими, массой и мускулатурой,  не испытывая  страха и сомнений, преодолевают огромные расстояния. Как им это удаётся? И почему мы, такие умные, не можем пройти и десяток километров, без того, чтобы не свалиться с ног от усталости? Что утомляет нас прежде того, как в мышцах накопится молочная кислота и они возопят -  Хватит, мы хотим отдохнуть?  Мысли... свои, чужие... Невесть откуда приходящие и уходящие в никуда. Мысли, порождающие концепты и логемы,  мыслеформы и мыслеобразы, идеи и идеологии - нас вдохновляющие и объединяющие или разъединяющие и разрушающие. В этом мире нет и не может быть единства,он дуален и обречен на вечное противостояние одного другому.

Странным образом для большинства из нас сознание ассоциируется с мыслительной деятельностью, тогда как оно является полной противоположностью последнему. Там где царствует мысль нет места сознанию. Не случайно большинство духовных практик направлено на усмирение мысленного потока вплоть до полного его прекращения. А когда замолкает ум открывается сознание. В этот миг все книги мира становятся ничем.Все учения  старые и новые, становятся ничем. И вслед за этим сам мир, ещё вчера реальный и вполне осязаемый, превращается в ничто. Некуда, некому и незачем идти. Всё просто есть. И это всё ты сам.


Рецензии
Ваш вывод:
//Странным образом для большинства из нас сознание ассоциируется с мыслительной деятельностью, тогда как оно является полной противоположностью последнему. Там где царствует мысль нет места сознанию. Не случайно большинство духовных практик направлено на усмирение мысленного потока вплоть до полного его прекращения//.

Статья понравилась, но вывод странный.
Ведь без мысли нет сознания. Мозг без мыслей закрыт на замок, потому что в этот момент вся его информация - заархивирована.
А духовные практики просто отключают мыслительный процесс, и это по сути просто сон наяву (дрёма), но никак не просветление...

Виктор Гаврилов Степ   20.08.2023 16:11     Заявить о нарушении