О термине нарты в монг. языках

Иллюстрация: Коренные американцы - индианки племени HOUMA c Red River.


О термине НАРТЫ в монг. языках


Академик Абаев считал, что сам термин "Нарты" был взят предками осетин из монгольских языков. При этом он, на наш взгляд, приводил несколько странное объяснение, "нарты", мол, считались "детьми волка и солнца", поэтому, дескать, "нарты от монг. "наран/нар". Несмотря на авторитет Абаева вслед за ними появились какие-то странные корейские и пр. сомнительные "нартоведы", которые отчаянно пытались переосмыслить как термин "ирон" (Абаев его считал кавказским), так и "нарт" в духе некоего "арьянизма", это всё - иранское (арийское) языковое наследие и "нар" означает "бык, самец" в индо-иранских языках.

Мы предпологаем, что и "ирон" и "нарт" принадлежат к парамонгольской лексике.

Ойрат. Синьцзяна НЕРЕН "имя, название", "честь,репутация, авторитет, достоинство", НЕРТАЬАЬ "известный, популярный, знаменитый", НЕРЕАЬАЬДХЕ "именовать, называть, посвящать, предназначать".

У академика Абаева "осетинские сказатели" исполняли монголам свой нартский эпос, аккомпанируя на смычно-струнных инструментах. Только непонятно, что это за конкретно монголы? Чингизидам осетины точно ничего петь не могли, так как в отличии от вайнахов и дагестанцев оказались в списках врагов, подлежащих разорению и наказанию.Никто из чингизидских монголов их песенки выслушивать не собирался. Термин "нарты" мог быть внедрён до появления чингизидов на Сев. Кавказе. И этот термин, скорее всего оказался перенятым предками осетин из какого-то общего парамонгольского койне, которым пользовались при необходимости и сами кавказоязычные народы. Кто-то мог его лучше знать, кто-то хуже, но определённый процент знавших его северокавказцев должен был быть, - прежде всего мужчин, так как им приходилось участвовать в совместных походах, набегах и отражениях неприятеля. 

Чтоже касается термин "ир", то он присутствует как в монгольских, так и нахско-дагестанских языках, основное значение "острый, заострённый" (отсюда "пика", "остроконечные вершины" и пр.). Мы об этом писали в нескольких предыдущих статьях и возвращаться к той же теме не станем. Кстати, осетинский герб "снежный барс на склонах гор" имеет самое прямое отношение к этому термину, так как он называется по-монг. ИРВЭС.

Как известно, при появлении разведывательного корпуса Джебэ и Субудэя, преследовавшего кипчаков, первые бои на Сев. Кавказе сложились не в пользу монголов. Но затем, со слов кипчаков, бежавших к русским монголы якобы почтили кипчаков дарами и произнесли "мы с вами одного корня, а они вам- чужие, оставьте их нам". Кипчаки покинули, а остальные - аланы и горцы потерпели поражение. Всё это никак не укладывается в сколько-нибудь логичное повествование. Монголы просто не могли такое сказать кипчакам: "мы с вами одного корня, а они вам чужие". Именно эту фразу они должны были произнести главарям нахско-дагестанских дружин, а вовсе не кипчакам: БИДЕ НЕГЕ ОТОГИИН УЛАС "мы люди одного рода/клана". По крайней мере так и в наши дни говорят ойраты Синцзяна. После чего вайнахи и дагестанцы перестали обострять отношения с монголами и ушли - оставив аланов (ясууд) и кипчакам самим заниматься вопросами собственной безопасности, после чего монголы их быстро раскидали и продолжили идти по следам "половы" вплоть до Дона.

1. Вайнахи и дагестанцы нигде не упоминаются как разоренные и побитые чингизидами группы.

2. Вайнахи и дагестанцы не попали в категорию "врагов", обнародованных на всемонгольском курултае в Каракоруме. За "ясуудами" монголы, действительно пришли и оросили их земли кровью, уводя с собой пленных и награбленное.

3. До встречи с северокавказскими кипчаками, монголы успели расправиться с теми кипчаками, которые служили наёмниками у грузинских правителей. Разгром грузин и кипчаков в их рядах был чудовищным. Всё это кипчаки должны были знать. Первый же вопрос монголам всё мог сразу поставить на свои места: "ваша цель визита на Кавказ?" Что они могли ответить? Мы пришли покарать "нохчи-солчи", или решили добраться до алан (ясуудов) или же приняли решение позагорать в Гаграх и Сочи и пощупать там приезжих туристок? Спрашивается, на кой чёрт монгольским тюменам Джэбэ и Субудэя мог понадобиться тогда Сев. Кавказ? Каждому идиоту было ясно, что они следуют по следам кипчаков и никто в этом не сомневался. А тем кто первоначально сомневался- вайнахам и дагестанцам- объяснили, что не нужно встревать в сугубо монгольско-кипчакские "разборки",короче,- мы вас Грозный и Махачкала, не трогаем и не ищите себе приключения на голову. Ну не без юмора, конечно, но по сути так должно было быть.И это им монголы передали часть награбленного и "отжатого" у грузин. С одного только богатого, процветавшего персидско-азербайджанского Тебриза они нагло получили двойную дань, поэтому имелось кому что дарить. Да и нужную тональсть бесед подобрать не составляло труда.

Если бы вайнахи и дагестанцы тогда не отошли от идеи поддержки кипчаков Менгуберды и Котяна, они, разумеется, отгребли бы по полной как осетины. И их этнонимы были бы зачитаны на курултае в Каракоруме.


Рецензии