Чаадаев с цитатами и комментариями
Чаадаев
"Философические письма":
Жутко нудный, затянутый - и тупой. Чего-то тянет, нудит... - ни одной мысли не встретилось. Он вообще какой-то недоразвитый, научили его каким-то провинциальным словесным танцам и на этом всё. Как из такой кучи мусора сделали фигуру?!
Из биографии узнал, что, оказывается, это военный, прошедший войну с Наполеоном - становится яснее и тупость и то, почему его заметили (тем более, что он из хороших родов). Был очень хорошо известен среди дворян и до своего убогого "вольнодумства", делал афронты и шикарно одевался... Опять же, побывал в Европе с армией, почуял, что там люди лучше живут. И он вообще хотел эмигрировать, уже уехал, но, видимо, почуял и то, что он там на хер никому не нужен - даже здоровье от этого расстроилось...
П.С.:
"Болезнь одна лишь заразительна, здоровье не заразительно; то же самое с заблуждением и истиной. Вот почему заблуждения распространяются быстро, а истина так медленно." - чепуха (заблуждение!) - здоровье (и истина) ещё более заразительны. Просто полно людей с больными наклонностями , с больными привычками и подобное тянется к подобному, не может уже легко перейти на другую сторону.
"Горе народу, если рабство не смогло его унизить, — такой народ создан, чтобы быть рабом." - любой "народ" - это стадо, трудно стаду быть господином. Т.е. это трескучий пафос без понимания.
"Есть умы столь лживые, что даже истина, высказанная ими, становится ложью." - ложь всегда прикрывается видимостью истины. Нет таких истин, которые нельзя переврать - история христианства не даст соврать.
"Протекшее определяет будущее: таков закон жизни. Отказаться от своего прошлого — значит лишить себя будущего." - если нет реки до, то её не будет и после! Какова река до, такова она и после, быстро не изменится и не исчезнет - азбука.
"История ее мрачна, а будущее сомнительно. (О России.)" - историю любого человека, любой страны, любого народа вполне можно рассматривать как мрачную! Мы живём на земле смерти, среди тотального несовершенства и тотальных заблуждений. Само наличие "стран" - это какая-то странность (! - неслучайно сходство слов) и нелепость. Зачем-то все болтают на разных языках, фатально разделены, раздроблены - до полного непонимания друг друга
"Иногда кажется, что Россия предназначена только к тому, чтобы показать всему миру, как не надо жить и чего не надо делать." - да все мы во многом к этому предназначены; а уж государственные образования - тем более...
"Русский либерал — бессмысленная мошка, толкущаяся в солнечном луче; солнце это — солнце запада." - все мы мошки и жуки, "прах, возметаемый ветром". Запад - это электрическая лампочка, а не солнце. Всех комнатных, городских людей можно называть "западниками" (сам Чаадаев кем был?! )
"Что делают законодательные, политические, юридические и им подобные учреждения? Они исправляют зло, ими же вызванное." - они исправляют одно зло посредством другого. Анархию исправляют тоталитаризмом.
"Я люблю мое Отечество, как Петр Великий научил меня любить его. Мне чужд, признаюсь, этот блаженный патриотизм, этот патриотизм лени, который умудряется все видеть в розовом свете и носится со своими иллюзиями." - Петрушка - это первый, кого не надо бы видеть в розовом свете. Вот уж кто носился со своими иллюзиями! А если люди блаженно живут, то они в раю...
"Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее, — только бы ее не обманывать" - предпочитает бичевать, а не обманывать! Не бей меня, не убивай меня, не боюсь я твоих обманов!
"Прекрасная вещь — любовь к отечеству, но есть еще нечто более прекрасное — это любовь к истине. Любовь к отечеству рождает героев, любовь к истине создает мудрецов, благодетелей человечества. Любовь к родине разделяет народы, питает национальную ненависть и подчас одевает землю в траур; любовь к истине распространяет свет знания" - сначала сказал, что любовь к родине - это прекрасно и тут же нашел другую "истину "! О каком "свете знания" тут можно говорить! Противопоставление любви и знания губительно, никакое знание не заменит тепло любви.
"Взгляните на человека; всю жизнь он только и делает, что ищет, чему бы подчиниться" - подчиниться западу в данном случае! И как бы выбиться в господа человек тоже мечтает...
"Вся история новейшего общества совершается на почве мнений... Утвержденное изначала на этой основе, общество шло вперед лишь силою мысли. Интересы всегда следовали там за идеями, а не предшествовали им; убеждения никогда не возникали там из интересов, а всегда интересы рождались из убеждений. Все политические революции были там, в сущности, духовными революциями: люди искали истину и попутно нашли свободу и благосостояние. Этим объясняется характер современного общества и его цивилизации" - свобода и благосостояние (очень относительные) везде только у "дворян" всех сортов, остальные - вечные работяги! "Истина" тут вообще не при чем, цивилизация занимается комфортом (истиной занималось христианство, но люди нищенствовали тысячи лет... Впрочем, чувствовали свободу на природе не меньше, а больше, чем её чувствуют "дворяне"...)
"предельной точкой нашего прогресса только и может быть полное слияние нашей природы с природой всего мира" - природа везде различна и везде едина (имеет в виду всё тоже единство западной цивилизации, новой эллинизации, "всем миром" считает только запад)
Без Гольфстрима, создающего теплицу, не может быть "западной цивилизации"! Дело не в "западе" , а в Гольфстриме... Замучаешься делать стерильный мирок в местах, где природа буянит.
"чтобы стать достоянием человечества, идея должна пройти через известное число поколений" - стратег, блин. Такие стратеги легко переходят к идеям типа "лес рубят - щепки летят" , "ради счастья всего человечества пусть пострадают отдельные миллионы"
"Надо избавиться от всякого суетного любопытства,разбивающего и уродующего жизнь,и первым делом искоренить упорную склонность сердца увлекаться новинками,гоняться за злобами дня и вследствие этого постоянно с жадностью ожидать того, что случится завтра. Иначе вы не обретёте ни мира,ни благополучия,а одни только разочарования и отвращение. Хотите вы, чтобы мирской поток разбивался у порога вашего мирного жилища? Если да, то изгоните из вашей души все эти беспокойные страсти,возбуждаемые светскими происшествиями,все эти нервные волнения,вызванные новостями дня. Замкните дверь перед всяким шумом,всякими отголосками света. Наложите у себя запрет,если хватит у вас решимости,даже на всю легковесную литературу,по существу она не что иное,как тот же шум,но только в письменном виде. На мой взгляд,нет ничего вреднее для правильного умственного уклада,чем жажда чтения новинок. Повсюду мы встречаем людей,ставших неспособными серьезно размышлять,глубоко чувствовать вследствие того,что пищу их составляли одни только эти произведения последнего дня,в которых за всё хватаются,ничего не углубив,в которых всё обещают,ничего не выполняя,где всё принимает сомнительную или лживую окраску и всё вместе оставляет после себя пустоту и неопределённость." - а вот эти пассажи понравились! Самого донимают телеграмы и ютубы (даже пишу эти коменты лишь для того, чтобы клином вышибить клин) Хотя , с другой стороны, расширять кругозор очень полезно и стоит брать от людей то, что они могут дать, чему могут научить. Не надо только повторяться и уходить в бесчисленные мелочи и ответвления, всё время надо искать истинно новое и подлинно глубокое... Если чувствуешь, что понял очередного автора до конца, то стоит оставить его. Тоже и с темами...
"Наше могущество держит в трепете мир, наша держава занимает пятую часть земного шара, но всем этим, надо сознаться, мы обязаны только энергичной воле наших государей, которой содействовали физические условия страны, обитаемой нами.
Обделанные, отлитые, созданные нашими властителями и нашим климатом, только в силу покорности стали мы великим народом. Просмотрите от начала до конца наши летописи, – вы найдете в них на каждой странице глубокое воздействие власти, непрестанное влияние почвы, и почти никогда не встретите проявлений общественной воли." - "общественная воля" - это городская жизнь, а у нас тысячу лет страна была крестьянская. А в городах будет множество "общественных воль", но от них происходит лишь раздрай - хотя это естественный раздрай, ибо жизнь в городах - это извращение и несчастье
"Я считаю наше положение счастливым, если только мы сумеем правильно оценить его; я думаю, что большое преимущество – иметь возможность созерцать и судить мир со всей высоты мысли, свободной от необузданных страстей и жалких корыстей... Больше того: у меня есть глубокое убеждение, что мы призваны решить большую часть проблем социального порядка, завершить большую часть идей, возникших в старых обществах, ответить на важнейшие вопросы, какие занимают человечество." - прямо пророчество о будущей коммунистической революции - хоть и были большевики на задворках, но сама эта левая идея уже давным-давно на задворках не была - как и западничество. Давили правые, "крепостники", любители царизма? - тем сильнее сжималась пружина левых и прозападных сил... Огромной стране - огромные потрясения... (Информационная революция все страны сделала маленькими, обозримыми, хорошо управляемыми - поэтому больше огромных потрясений не будет?)
"Мы живем на востоке Европы – это верно, и тем не менее мы никогда не принадлежали к Востоку. У Востока – своя история, не имеющая ничего общего с нашей. Ему присуща, как мы только что видели, плодотворная идея, которая в свое время обусловила громадное развитие разума, которая исполнила свое назначение с удивительной силою, но которой уже не суждено снова проявиться на мировой сцене. Эта идея поставила духовное начало во главу общества; она подчинила все власти одному ненарушимому высшему закону – закону истории; она глубоко разработала систему нравственных иерархий; и хотя она втиснула жизнь в слишком тесные рамки, однако она освободила ее от всякого внешнего воздействия и отметила печатью удивительной глубины. У нас не было ничего подобного. Духовное начало, неизменно подчиненное светскому, никогда не утвердилось на вершине общества; исторический закон, традиция, никогда не получал у нас исключительного господства; жизнь никогда не устраивалась у нас неизменным образом; наконец, нравственной иерархии у нас никогда не было и следа. Мы просто северный народ и по идеям, как и по климату, очень далеки от благоуханной долины Кашмира и священных берегов Ганга" - походу, клонит к тому, что Востоку мы тоже уступаем. Везде священное благоухание и только у нас грязь и тупость. Всё это бред, разумеется, никакой "удивительной глубины" и т.д. на Востоке нет и в помине. Но и нам нечем хвалиться - провинция... (Удивительная глубина вообще есть только в евангелиях, господа - и в библии, понимаемой как подготовка к ним... Уже в религиозных почитателях евангелий никакой глубины нет, опять мелководье...)
"Я всегда думал… что общее мнение отнюдь не тождественно с безусловным разумом… что инстинкты масс бесконечно более страстны, более узки и эгоистичны, чем инстинкты отдельного человека, что так называемый здравый смысл народа вовсе не есть здравый смысл, что не в людской толпе рождается истина." - народ близок к природе - соответственно, истины, связанные с природой и материей, у него имеются. Интеллектуалы нагружали мозговую мышцу - соответственно, есть некоторые успехи в этой сфере. Но полный, настоящий успех будет только тогда, когда гармонично начнет развиваться вся птица-тройка, Троица...
«Видите ли там эту цивилизацию, плод стольких трудов, – эти науки и искусства, стоившие таких усилий стольким поколениям! все это ваше при том условии, чтобы вы отказались от ваших предрассудков, не охраняли ревниво вашего варварского прошлого и не кичились веками вашего невежества, но целью своего честолюбия поставили единственно усвоение трудов, совершенных всеми народами, богатств, добытых человеческим разумом под всеми широтами земного шара» - а ведь он жил всего лишь в первой половине 19 века! И ей богу, наши только и делали, что усердно усваивали эту самую цивилизацию! 300 лет прививали теплицы в нашем климате. Эллинизации, как водится, все возрасты покорны, все бабы; всем красивых вещей подавай, комфорт и безделье... Но в господа всё же нас не берут и варварами считают по прежнему (и всех азиатов считают, несмотря на все успехи... Трудовая агрессия с их стороны и просто агрессия с нашей... Досадно только, что мы - слишком уж добродушный медведь, при том, что западные учителя уже вполне заслуживают полного уничтожения...)
"Как случилось, что мысль, обращенная не к моему веку, которую я, не желая иметь дело с людьми нашего времени, в глубине моего сознания завещал грядущим поколениям, лучше осведомленным, – при той гласности в тесном кругу, которую эта мысль приобрела уже издавна, как случилось, что она разбила свои оковы, бежала из своего монастыря и бросилась на улицу, вприпрыжку среди остолбенелой толпы?" - какой картинный пафос у подлеца, какого солидного господина из себя разыгрывает; не смог, типа, умище скрыть, как ни старался работать лишь для "будущих поколений". (Ни одной мысли у него, разумеется, нет... И вообще, хватит с него, он для меня уже как облупленный)
Свидетельство о публикации №223082001388