Битва с факелами на берегу реки Самур

«Битва с факелами» на берегу реки Самур (1583)

В 16 раби ал-аввал [?] 991 г. х. [8 мая 1583 года]* на берегу лезгинской реки Самур состоялась битва, которую историки рассматривают как часть османо-сефевидской войны 1578–1590 годов. Сражение прошло на другом берегу от Демир-капы (т. е. г. Дербент) и длилась три дня (здесь источники приводят разные даты, разброс от 7 до 13 мая). Название она получила из-за того, что с наступлением ночи противники продолжали сражение при свете факелов. Турецкий везир, полководец Осман-паша Оздемир-оглу (1527–1585) одержал победу, что позволило ему в последствии укрепиться в лезгинском Ширване.

Османская военная кампания началась весной 1578 года. После нескольких побед в начале войны османы подчинили Грузию и Ширван. В Демир-капы находился османский бейлербей Ширвана Осман-паша Оздемир-оглу. В 1582 году шли переговоры о мире, посол персидского шаха уже год находился в г. Константинополь (ныне г. Стамбул). Во время переговоров в г. Константинополь добрался гонец с донесением Османа-паши, который сообщал о ловушке, устроенной кызылбашами. Они обратились к одному из санджакбеев, уверяя, что подписан мир. Тот не заподозрил коварства и открыл ворота крепости, после чего был убит со своими людьми. Разгневанный султан приказал арестовать посла шаха. В Демир-капы через Крым была переброшена в подкрепление армия Румелии под командованием Йа’куб-бея, бейлербея Силистры.

25 апреля 1583 года Йа’куб-бей получил смертельную рану и погиб. После смерти Йа’куб-бея его воины из Силистры выразили готовность отомстить за командира, и Осман-паша с армией выступил из Демир-капы. Они переправились через реку Самур и остановились в месте под названием Беш-тепе. Почти сразу после этого показались передовые части персидской армии, насчитывавшей 50 тысяч человек без учёта грузинских войск.

На правом фланге османской армии был поставлен бейлербей Сиваса Хайдар-паша. На левом фланге стоял бейлербей Кефе Джа’фар-паша, командовавший войсками Румелии после смерти Йакуб-бея. Сам командующий, Осман-паша, стоял в центре, а перед ним были выстроены ряды янычаров с 30 пушками. Осман-паша в этой битве был на своём чёрном коне, который в течение тридцати лет был его верным спутником, и ржание которого считал верным признаком победы. Напротив Осман-паши стояли гвардейцы шаха, напротив правого османского фланга стоял Имам-кули-хан, сефевидский правитель Гянджи, напротив левого османского фланга стояли Рустам-хан Хусам-оглу и Ибн Бурхан, ширванский бей, ранее служивший османам.

Утром передовые отряды противников атаковали друг друга, эти мелкие стычки продолжались весь день. С наступлением темноты в то время битвы обычно прерывались, но на этот раз этого не произошло. Обе стороны зажгли факелы и продолжали сражаться до полуночи, что впоследствии послужило причиной названия этой битвы — «битва с факелами» или «факельное сражение». После полуночи по согласию обеих сторон временно бой прекратился, на всех флангах были выставлены караулы. На следующее утро битва продолжилась с не меньшим ожесточением. Персы считали себя победителями, потому что они заняли высокий берег реки и окружили османские войска со всех сторон. Но и второй день не принёс победы ни одной из сторон. Факелы опять были зажжены, и бои продолжались до полуночи. Наконец уставшие противники в полночь разошлись. Если бы османы потерпели поражение, это могло бы стать для них катастрофой. Осман-паша понимал возможность такого исхода, он сказал своим солдатам, что у них нет другой цели, кроме как стать мучениками ради веры. На третий день утром битва продолжилась, Джа’фар-паша начал отступать, но на другом фланге войска Румелии стали теснить противника, османы усилили давление на своём левом фланге, и персы побежали. По словам Ибрахим-эфенди ал-Печеви, Имам-кули-хан закричал: «Эй, вы, трусы? Почему бежите? Да не пойдёт вам впрок шахский хлеб!». Но, поскольку его призыв остался без ответа, ему пришлось самому бежать с поля боя.

После боя поле было усеяно телами. У павших персов отрезали головы, которых оказалось 7500 штук, и из них по повелению Осман-паши сложили башню, ещё 3 тысячи попало в плен. Имам-кули-хан написал грузинским князьям, прося о помощи против османов, но они не успели прибыть к месту сражения. Рахими-заде писал, что они заблудились и были перебиты местными жителями. 17 знатных грузин были взяты в плен, а отрубленные головы убитых доставили Осман-паше, который, в свою очередь, отослал головы «сыну бека Зегама Левент-хана». Осман-паша спросил царя, почему грузины, согласившиеся подчиниться султану, нарушают обещание. После битвы Осман-паша дал армии три дня отдохнуть, прежде чем повёл их в Шемаху, где начал строительство крепости, которая была закончена за 40 дней. Приняв изъявление покорности от грузинских и дагестанских вельмож, Осман-паша ушёл в Демир-капы.

По словам османских историков, Осман-паша одержал одну из своих величайших побед, историк-османист Исмаил Узунчаршилы (1888–1977) называл битву «знаменитое сражение», а Ибрахим-эфенди ал-Печеви — «великое сражение». Эта победа позволила Осман-паше укрепиться в Ширване, тем самым эта битва стала решающей для сохранения османского контроля в Закавказье.

Автор: ‘Али Албанви

*Примечание: 16 раби ал-аввал 991 г. х. — делает 8 апреля 1583 года, а не 8 мая 1583 г., как было указано в источнике.

Литература

1. Ибрахим Эфенди Печеви. История / пер. З.М. Буниятова. — Баку: Элм, 1988. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.vostlit.info/Texts/rus/Pecevi/text2.phtml, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.07.2023). — Яз. рус.

2. Фарах Гусейн. Османо-сефевидская война 1578-1590 гг. Баку, «Нурлан». С. 72. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/359DEh, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.07.2023). — Яз. рус.

3. ;i;ek Kemal. Osman Pa;a, ;zdemiro;lu // Islamansiklopedisi. — 2007. Т. 33. P. 471–473. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://cdn2.islamansiklopedisi.org.tr/dosya/33/C33010993.pdf, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.07.2023). — Яз. тур.

4. G;re, Zehra. (2019). ;SAF; DAL MEHMED ;ELEB; N;N ;EC; AT-N;ME S;NDE EDEB; TASV;RLER. Osmanli Mirasi Arastirmalari Dergisi. 6. 401-431. 10.17822/omad. 2019. 133. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/359Die, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 30.07.2023). — Яз. тур.


Рецензии