История горских евреев в Южном Лезгистане

История горских евреев в Южном Лезгистане

Горские евреи Варташена (ныне г. Огуз) заселялись на территорию Шекинского ханства в разное время, часть из них — ещё во второй половине XVII века, когда Шекинское ханство находилось под оккупацией Иранского государства и управлялось Сефевидскими шахами. Евреи прибыли сюда из северного Ирана, из области Гилян. По преданиям аксакалов, вначале евреи обосновались между центральным городом ханства Нуха и селом Варташен вдоль подола Шахдага, на участке земли Кырх-булах (азерб. Q;rxbulaq, ныне Шекинского района современного Азербайджана) в 5-ти км от г. Нуха, на территории села Зейзит (азерб. Ba; Z;yzid, ныне село Баш Зейзид, в Шекинском районе современного Азербайджана). Несколько позднее они осели между нынешними селами Буджак (азерб. Bucaq) и Джалуд Варташенского района, в местечке Буджак Бурну в 25 км от г. Нуха, рядом с дорогой «Хан Йолу».

В книге историка Карим-ага Фатех «Краткая история Шекинских ханов», изданной в г. Нуха в 1829 году, читаем следующее:

«В период правления Сефевидов, во второй половине XVII века шах Ирана назначает ханом Шеки своего родственника, шиита-иранца Малик Гусейна Саги. Остерегаясь местного населения Шекинского ханства — суннитов, а также для того чтобы правильно вести дела во дворце и на подвластной ему территории, хан переселяет с северо-запада Ирана, провинции Гилян 30 семей татоязычных евреев — людей способных на хорошем уровне управлять финансово-хозяйственными делами. Он помешает их во дворце и использует как своих доверенных помощников, и они преданно служат хану».

С течением времени семьи евреев стали увеличиваться в числе. Молодым стало трудно создавать семьи во дворце шаха и исполнять свои религиозные обряды. И тогда старейшины еврейских семей обратились к Шекинскому хану с просьбой выделить для них землю, на которой они могли бы поселиться. Шекинский хан, приняв во внимание их добросовестную службу во дворце, выделил им землю на расстоянии 25-ти км от г. Нуха, рядом с дорогой «Хан Йолу», где они основали село Голан. Спустя некоторое время, евреи, живущие в селении Голан, начинают подвергаться налетам разбойников, проезжавших по дороге «Хан Йолу». Налётчики грабят население и отбирают скот для содержания своих воинов. По этой причине часть населения Голан переселяется в село Буджак, которое находилось несколько дальше, в 4-х км от дороги. Здесь некоторые из них ассимилировались с местным населением, приняв их веру.

Впоследствии татоязычным евреям, прибывшим из Ирана, старостой Варташена, было предложено переселиться на пустующие земли его нижней юго-западной части, построить для себя дома и жить. Евреи приняли это предложение и переселились в Варташен. Село Голан находилось на расстоянии 6 км от Варташена, а Буджак — 10 км. Таким образом, к началу XVIII века на территории Шекинского ханства зарождается еврейская община «Шеки-Варташен», основу которой составило еврейское население сёл Голан и Буджак. С этого времени нижнюю часть Варташена стали именовать «Джугурлар махеллеси» (рус. «Еврейский квартал»).

В настоящее время сохранилось еврейское кладбище, оставшееся от маленького селения Голан, где когда-то жило свыше 70 еврейских семей. Это кладбище, находившиеся когда-то на западе села Голан, местные жители и сейчас зовут «еврейским кладбищем». А место, где располагалось селение Голан они зовут «земли Голана», канаву, которая снабжала село водой и существует поныне, зовут «голанской канавой», расположенную здесь мельницу также именуют «Голанской водяной мельницей» (эта мельница работала до 1955 года), а места, расположенные на севере Голана, на южном склоне горы Шахдаг, зовут «Израильским яйлагом».

В конце XVIII века еврейское население Варташен увеличилось за счёт беженцев из соседних аулов Залам, Куткашен (азерб. Q;b;l;, ныне г. Кабала) и Кара-Балдир (азерб. Qarabald;r). Затем, население села Залам, почти полностью состоящее из евреев, вследствие «необоснованной клеветы со стороны жителей соседних сёл», подверглось погрому. Большинство жителей села погибают, погибают также четыре раввина. Оставшаяся малая часть убегает в Варташен и в село Мюджи (азерб. M;c;, ныне село в Исмаиллинском районе современного Азербайджана), к проживающим там евреям.

Русско-еврейский путешественник Иуда Чёрный. побывавший в 1866–1867 годах в Варташене, Мюджи и Агсу, в 1870 году выпустил книгу «Горские евреи», где пишет о том, что селении Залам на р. Кара-чай имеются две синагоги. В одной служил раби Иаков, а в другой — его сын раби Бинями. Раби Иаков до службы в селении Залам служил в синагоге Варташена. Отец раби Иакова, раби Йусуф и его дед раби Манахим, были первыми раввинами, прибывшими в Варташен из Ирана, провинции Гилян. Далее И. Чёрный, будучи на развалинах села Залам, увидел под землей на сохранившихся остатках стены надпись на древнееврейском языке и еврейскую дату — 5 527 год, т. е. 1767 год по европейскому стилю. И. Чёрный предположил, что это была стена синагоги. Он не нашёл ни одного могильного камня на кладбище: к тому моменту их предположительно растащили для постройки домов.

В селении Кара-Балдир (азерб. Qarabald;r), находящемся в 18–20 км от Варташен, часть евреев принимает веру местного населения, а часть, спасаясь от погромов, убегает под защиту своих соплеменников в Варташен и навсегда объединяется с этой общиной. Евреи, жившие в селе Куткашен (ныне г. Кабала), в свое время были переселенцами из Куба, Еврейской (Красной) слободы, ставшей впоследствии местом проживания самой большой горско-еврейской общины на территории современного Азербайджана, а тогда 20 семей, гонимые местным населением, переселились в Варташен, объединившись там с еврейской общиной. Следует отметить, что в отличие от других горско-еврейских общин Восточного Кавказа, в истории общины «Шеки-Варташен», опираясь на архивные документы и исторические памятники, можно довольно точно указать и время её основания, и территорию проживания.

В книге «Горские евреи: история, этнография, культура» (1999 г.) под научной редакцией В. Дымшица, читаем:

«Появление некоторых горско-еврейских общин на Восточном Кавказе можно точно датировать, основываясь на документах и исторической памяти народа. Именно в результате миграции из Гиляна в конце XVII века возник еврейский квартал в Варташене. Один из кварталов Еврейской слободы «махалля Гиляки» — основан выходцами из Гиляна в конце XVIII века. В то же время еврейские поселения в Кайтаге и Табасаране (Южный Дагестан) намного старше: о времени их возникновения можно только строить догадки. Потомки мигрантов разных эпох давно объединились в один народ, хотя определённые различия в их обычаях, занятиях и образе жизни сохранялись ещё долгое время».

Автор: ‘Али Албанви

Литература

1. Ширин И. Край роз на подоле Шагдага: / Ширин Илья; [обложка Э. Алиев] — 4-е изд., испр. и доп. — Израиль: издательский дом «Мирвори», 2010. С. 17–20; 156. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/35CXUp, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 04.08.2023). — Яз. рус.


Рецензии