Особенности имяназывания в еврейских общинах Южног

Особенности имяназывания в еврейских общинах Южного Лезгистана

Иудейской общиной Варташена (ныне г. Огуз) в разные периоды времени руководили: раби Манахим, выходец из Гиляна (ныне остан в современном Иране); раби Бодек Бен Илазар; Ишая Нофтоли; Худадат бен Ишая (сын Ишая Нофтоли); Ягубов Шолум бен Йовдо (до 1981 года); Рагимов (Юшваев) Ибрагим (в 1981–1995 гг.) Рагимов (Юшваев) Назим (с 1995 года).

Горские евреи Варташена, дабы сохранить в памяти поколений названия сёл, аулов и магалов, откуда они пришли, брали себе их и мена в качестве нисб:

Илья Данаг [Илья Данагский], Рахамим Данаг [Рахамим Данагский] и другие. Данаг — название села в Иране, в провинции Гилян;

Ашер Кисори [Ашер Кусарский]. Известно, что Ашер с братьями Амо и Ило до Первой мировой войны переселились в Варташен из Кусарского района современного Азербайджана. Позднее Ашер Кисори вместе с сыновьями — Дарфуном, Барухом и Азерио переехал в г. Тбилиси;

Яшува Залами [Яшува Заламский], Иватор Залами [Иватор Заламский] и другие. Залам — это село между Варташеном (ныне г. Огуз) и Куткашеном (ныне г. Кабала) на берегу реки Кара-чая.

В Южном Лезгистане горских евреев принято называть по названиям местностей, где они проживают: евреев Варташена именуют «Шекинскими евреями» — «Шекийи», Шемахинских, Геокчайских, Исмаиллинских — «Ширванскими» — «Ширвони», Кубинских — «Кубинскими» — «Кубайи».

И.Ш. Анисимов, характеризуя антропологию и типичные черты горских евреев, пишет:

«Горские евреи, относящиеся к семитской расе, в результате смешения с местным населением, несколько поменял и с вои признаки, как внутренние, так и внешние».
Вот как он описывает их внешность:

«Кожа смуглая; рост — средний, иногда высокий; осанка стройная; тонкая талия; плечи — широкие; глаза несколько выпуклые, по цвету — черные; у некоторых белки глаз — желтоватые; черные брови; черная борода; нос — большой с горбинкой. Горские евреи очень похожи на местных кавказских жителей. В очень малых количествах есть среди них и те, кто похож на европейских евреев.

Женщины превосходят мужчин по своей красоте. Лица их округленные или же удлиненные. Они светлоликие, с длинными ресницами, с черными большими глазами, с чёрными волосами до пят, с тонкими бледными губами, прямым носом с небольшим утолщением на конце, большеротые, с высокой грудью, узкоплечие, с тонкой талией, среднего роста. Бледноликость женщин горских евреев связывают с их невольничьим трудом. Также, как и на всём [Ближнем] Востоке, на их плечи ложилась вся тяжесть по уходу за домом».

Автор: ‘Али Албанви

Литература

1. Ширин И. Край роз на подоле Шагдага: / Ширин Илья; [обложка Э. Алиев] — 4-е изд., испр. и доп. — Израиль: издательский дом «Мирвори», 2010. С. 22–23. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/35CXUp, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 05.08.2023). — Яз. рус.


Рецензии