Ойконимы шахдагских лезгинских этнических групп

Ойконимы шахдагских [лезгинских] этнических групп

К числу шахдагских [лезгинских] этнических групп относятся хиналугцы, крызы и будугцы, говорящие на языках лезгинской группы дагестанских языков иберийско-кавказской семьи. В настоящее время они преимущественно живут в современном северо-восточном Азербайджане.

Хиналугцы, численностью 2177 человек (перепись 2009 г.), названные так по селению Хиналуг, в настоящее время живут только в данном селе — в горной части Кубинского района современного Азербайджана. Происхождение хиналугцев и наименование Хиналуг до сих пор не выяснено. Впервые топоним Хиналуг упоминается у Йакута ал-Хамави (XIII в.) в форме «Хуналук». Сами хиналугцы свое селение называют «Хенелег»; это название можно разделить на две части «хене» и «лег». Второй компонент «лег», безусловно, является местным происхождением, отсылая нас к древним племенам легов/леков/лезгин. Компонент «хене» можно связать с названием албанского округа раннего Средневековья — «Хени». Область Хени в Кавказской Албании упоминается Гевондом (VIII в) в связи с событиями 763–764 гг. Из сообщения Гевонда становится ясно, что область Хени находилась на севере от реки Куры, потому что рядом с Хени автор перечисляет Биес, Шаки, Камбечан, Хозмас в северо-западной Албании (Шеки, Закатальская зона современного Азербайджана). Как известно, в этой зоне и живут кавказоязычные [преимущественно лезгиноязычные] этнические группы современного Азербайджана — аварцы, удины, цахуры, рутульцы и лезгины.

Следует отметить, что область Хени в фонетической форме Иехни упомянута ещё в Армянской географии VII века, ибо в этом источнике рядом с Иехни перечисляются Вех (у Гевонда — Биес), Камбечани Шаке (современное Шеки). По С.Т. Еремяну, Хени в древнегрузинских источниках назван Гануки и этот пункт находился на левом берегу реки Алазань. Он также считает, что к этому наименованию восходит и этноним генавк, хенутк древнеармянских источников и что древнегрузинский Гануки, древнеармянский генавк и топоним Хени в Албании отражают этноним гениохи античных авторов.

В связи с топонимом Хени-Гануки обращает внимание на себя топоним Сануа у Птолемея как название города в Албании. По Птолемею, этот пункт находился между Иберией и рекой, впадающей в р. Куру (т. е. Алазань). Плиний (I в.) отмечает, что иберы отдалены от албанов рекой Алазаном и что земли мосхов простираются до реки Ивер, впадающей в Куру (там же). Следовательно, Алазань и Ивер (т. е. современная река Иори) были пограничными реками Иберии и Албании. Гевонд перечисляет Хени в северо-западной Албании, к северу от Куры, а в грузинских источниках Гануки находился на берегу Алазани. С.Т. Еремян считает, что Гануки находился на берегу Алазани, на территории нынешнего Закатальского района современного Азербайджана, и что к этому топониму восходит Ганых — название Алазань среди местных тюрков. Как видим, Сануа, Гануки, Хени и Ганых отличаются лишь фонетическими особенностями различных древних языков. Однако происхождение топонима Хенн неизвестно. Возможно, что это область Хени (древнегрузинская Гануки) названа по реке Ганых (у Страбона — Ханес), а последний образовался от слова хьан — вода, река в аварском, цахурском, удинском языках и суффикса «ух». Историческая связь между областями Хени и современным Хиналуг (от Хенилыг) подтверждается и территориальной близостью северо-западной части современного Азербайджана и сел. Хиналуг в северо-восточной части, в районе Туфандага.

Интересно ещё и то, что гора Туфандаг, среди хиналугцев считается священной. Название села Хынахлы (ныне село в Агдашском районе современного Азербайджана), которое расположено в непосредственной близости к этой зоне, является искажением от «Хыналыхлы», образовавшимся по сообщениям старожилов, в древности от села Хиналуг. По преданию хиналугцев, они пришли на нынешнее место более тысячи лет тому назад из города Хено после землетрясения. Следовательно, современный ойконим Хиналыг восходит к названию области Хени в Албании, а название области связано с гидронимом Ханес (современное Ганых) от цахурск. «хьан» — вода. Жители этой области в источниках известны как хенук, хенутк.

Самоназванием хиналугцев является «каттид», которое по Ю. Дешериеву, является словообразовательным аффиксом, обычно присоединяемым при субстантивации причастия и прилагательных. Аффикс «ид», в хиналугском языке означающий принадлежность, отражен в ряде названий. Так, хиналугцы называют жителей села Галей-Худат — Калчид; села Джек — Инчид; села Элик — Лекид; села Хапут — Хинпид; села Крыз — Хотуд, села Будуг — Будогуд; села Сусай —Иоцид. Свое село хиналугцы называют «Кетш» или «Кетьш», в этом названии отражен этноним «кет» или «кат». Самоназвание хиналугцев «кет» или «кат», предположительно восходит к этнониму «кет» и «кат». Впервые Плиний Старший на Кавказе упоминает племя «кет». Позже Фавстос Бузанд (V в.) в армии маскутского царя в северо-восточной Албании отмечает племя «гат». В пользу отождествления древнего этнонима «кет» и «гат» с самоназванием хиналугцев «кет» или «кат» говорит не только внешнее сходство обоих этнонимов, но и то, что Фавстом Бузандом «гаты» засвидетельствованы именно там (в северо-восточной Албании), где и сейчас живут хиналугцы. Хапутлинцы (жители села Хапут, родственные по языку с крызами) также называют хиналугцев «гетди» (от самоназвания хиналугцев «кат»), где аффикс «ди» в хапутском языке является окончанием множественного числа. Таким образом, носителей этнонима «гат», вероятно, являющегося древнеармянской передачей этнонима «кад» — самоназвания современных хиналугцев, можно считать их предками, а самих хиналугцев — албанским племенем.

Одной из этнических групп современного Азербайджана являются крызы, говорящие на языке относящейся к лезгинской группе иберийско-кавказской языковой семьи. Они проживают в сёлах Крыз (к которому восходит наименование этой этнической группы), Хапут, Ергюдж, Элик и Джек. В середине XIX в. Население этих сёл частично переселилось в низменную часть Кубинского уезда — на территории нынешнего Хачмасского района и образовали десятки деревень-отсёлков, а хапутлинцы обосновались ещё и на территории современных Исмаиллинского, Куткашенского и Агдашского районов. Основные сведения о крызах появились в русской литературе в XIX в., когда крызский язык стал объектом исследования русских учёных. Но наиболее тщательно крызский язык изучен лезгинским учёным Ш.М. Саадиевым (1926–1991).

Крызы делятся на группы: хапутлинцы, крызы, ергюджы, эликцы и джекцы — соответственно по названию селений Хапут, Крыз, Ергюдж, Элик Джек. Языки этих групп отличаются диалектными особенностями. Ключом к разгадке происхождения крызов является то, что хапутлинцы, т. е. жители сел. Хапут имеют самоназвание Нэр (в единственном числе). Под этим же наименованием с незначительными фонетическими вариациями они известны и среди жителей селений Элик и Джек, говорящих на диалектах крызского языка. Эликцы их называют Норуд, а джекцы — Неруд. В обоих случаях выделяются варианты самоназвания хапутлинцев — Нор и Нер, ибо частица «уд» в крызском языке является суффиксом. Другим селением, в котором проживает одна из групп крызов, является Ергюдж.

Среди хапутлинцев сохранилось предание о том, что их предки пришли на нынешнее место из города Херна (Берна), ныне локализируется в современном северо-западном Азербайджане, во время нашествия арабов. В связи с этим уместно привести сообщение, что город Харанта разрушен арабами в середине VII в. Интересно также и то, что в древнегрузинских источниках XI века в Эрети упоминается город Хорнабудж, наименование которого созвучно с топонимом Херна в преданиях хапутлинцев. Проживание предков крызов в древности в северо-западной Албании, к северу от р. Куры, в частности, подтверждается ещё и тем, что в их языке «кур» означает вода, река, на что обратили внимание исследователи в связи с этимологией названия р. Кура. Следует отметить, что слово кур (вода, река) участвует и в наименованиях ряда маленьких горных рек в зоне расселения крызов. Следовательно, можно предполагать, что гидроним «Кур» ведет свое происхождение от языка живших в древности там предков крызцев. Г.А. Меликишвили отмечал, что территория албанского племени «эр» в древности находилась у среднего течения Куры. Из сказанного становится очевидным, что эры — предки современных крызов являлись одним из крупных албанских племен и исконно проживали в северо-западной части Албании, в пограничной с Иберией зоне и область их расселения, как и наименования их городов, называлась соседними грузинами по этому этнониму.

На фото (фрагмент): Лист карты K-39-97. Хыналык. Издание 1978 г. // Хиналуг, Алик, Джек.
Третьей этнической группой Шахдагской группы являются будугцы. Они живут в древнем сел. Будуг. Сами себя они называют «будад». Однако значение ойконима Будуг неизвестно для самих будугцев. Сохранилось предание, что они также пришли на это место со стороны современной Шеки-Закатальской зоны. В связи с этим можно лишь предполагать, что они также являются выходцами из той зоны, как хиналугцы и крызы из области Бед (в «Истории агван»), Бех (в Армянской географии VII века, Гевонда) в Албании. Таким образом, современные хиналугцы, крызцы и хапутлинцы являются остатками древнеалбанских [лезгиноязычных] племён, упоминаемых в древнеармянских и древнегрузинских источниках.

Крызы, ергюджцы, хапутлинцы, джекцы и будугцы в первой половине XIX в. образовали ряд отселков в зоне Хачмасского района современного Азербайджана. Часть хапутлинцев обосновалась также в Исмаиллинском, Куткашенском и Агдашском районах, где образовали сел. Хапутлу-Меликли, Хапутлу Гидейли, Хапутлу-Нетес-Гаджар, Хапутлу Молла Исагли, Хапутлу Гаджигатамли и др. Названия отсёлков в Хачмасском районе, в основном, образованы от личного имени предков первопоселенцев с добавлением — «оба», «кишлак», «бине».

Автор: ‘Али Албанви

Литература

1. Гейбуллаев Г.А. Топонимия Азербайджана (историко-этнографическое исследование). Баку. Издательство «Элм». 1986. С. 80–86. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://goo.su/Qy5Wa, свободный. — Загл. с экрана (дата обращения: 05.08.2023). — Яз. рус.


Рецензии